Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN BEARING MARKET

Vladimirova A.S. 1 Gribanova N.V. 1
1 ITMO University
Bearings-an integral part of today's existence, they are present in almost every industry. Without them, it is difficult to imagine the lives of people of the twenty-first century, because without bearings will not work machines and equipment in factories and enterprises, cars and trucks, household appliances and even a children's bike, the wheels of which will not spin without a bearing. In this article the analysis of the Russian market of bearings is carried out, the main producers of various types of bearings in Russia (generally plants) are presented. The capacity of the Russian bearing market is not large. If you compare it with the capacities of bearing markets in other countries, such as Germany or Sweden, it will be immediately evident that Russia lags behind several times. Germany and Sweden are world leaders in the production of high quality bearings. Forty-four percent share of the Russian market for the production of bearings is a Russian company YPC the rest of the market share is distributed among the other companies holding from three to fifteen per cent of the market. The article also presents the most famous bearing manufacturers, the main problems that the bearing industry is undergoing at the moment.
ball and roller bearings
growth rates
ypc
gpz-23
dynamics
volume of export and import of russian bearings

Производство шариковых и роликовых подшипников в России с 2012 года демонстрирует стабильную отрицательную динамику. В результате девальвации рубля, 2015 год показал наименьший спад за четырехлетний период(-2,9% против средних 14,5% за 2012-2014 год). Однако эффект «дорогого импорта» в первом полугодии 2016 постепенно уходит на второй план и на место ведущего фактора отрасли возвращается общее состояние всего машиностроения.

Согласно исследованию рынка подшипников, среди факторов, негативно сказавшихся на отечественном производстве в 2012 году, ведущий специалист службы маркетинга ОАО «Самарский подшипниковый завод выделяет рост цен на металл на внутреннем рынке, что является основной составляющей себестоимости для данной отрасли. Также эксперт отметил, нарастающее конкурентное преимущество азиатских компаний, в частности китайских, в плане организационной структуры: в отличие от российских предприятий, китайские производители специализируются на узкой номенклатуре товаров, что позволяет им сосредотачиваться на целевых рынках и снижать издержки, в то время как российские компании в постсоветский период держали курс на диверсификацию товарной номенклатуры. Со стороны государства в рамках Евразийской экономической комиссии с 2007 года действует антидемпинговая пошлина на импорт подшипников качения из КНР, которая в сентябре 2013 года была продлена по январь 2018. Размер пошлины для большинства поставщиков составляет 41,5% от таможенной стоимости. Пошлина распространяется на игольчатые подшипники, ввиду большой зависимости данного рынка от импорта.[1]

Емкость российского рынка подшипников составляет $ 1,2—1,3 млрд. Это совсем немного. Например, одна компания SKF производит около 600 миллионов подшипников в год, а квартальный объем продаж на 40% превышает емкость всего годового общероссийского рынка. Статистика, утверждает, что в России подшипниками занимается более 200 предприятий. Однако рынок наш «высококонцентрированный», т. е. большая часть производимых подшипников приходится на долю нескольких предприятий.

В 2015 году произошло замедление темпов спада производства подшипников(-2,9% против -21,2% 2014 г.). Несмотря на уменьшение спроса со стороны отраслей машиностроения, положительную роль сыграли структурные изменения, произошедшие на рынке подшипников: сократившийся на 20% импорт, помог отечественным компаниям удержаться практически на уровне предыдущего года. Еще одной причиной можно назвать увеличение в 2015 году величины оборон заказа – его наибольшая доля приходилась на подшипниковую корпорацию.[1]

Наибольший сектор в подшипниковой отрасли среди отечественных производителей занимает Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК), это 44% российского рынка. ЕПК объединяет в себе «Московский подшипник» (ГПЗ-1), Волжский подшипниковый завод (ГПЗ-15), Завод авиационных подшипников (выделен из ГПЗ-4), Московский завод авиационных подшипников (выделен из ГПЗ-1), Саратовский подшипниковый завод (ГПЗ-3), Степногорский подшипниковый завод (ГПЗ-16).На долю СПЗ-группы, состоящей из ГПЗ-9 и части ГПЗ-4, приходится 10% рынка.[2]

Рис. 2.1 «Структура мирового рынка подшипников по производителям»

Вологодский подшипниковый завод (ГПЗ-23) контролирует 7% рынка. Ростовский подшипниковый завод (ГПЗ-10) владеет 6% российского рынка подшипников. Объемы Курского подшипникового завода (ГПЗ-20) оцениваются в 2%. Завод приборных подшипников отвечает только за 0,8% всего годового российского подшипникового объема. Томский ГПЗ ( ГПЗ-5) и предприятие ГПЗ-2 владеют по 0,5% рынка подшипников каждый, а Прокопьевский подшипниковый завод малых серий обеспечивает 0,1% рынка подшипников России.

Рис.2.2 « Структура Российского рынка подшипников»

Подшипниковая отрасль РФ переживает ряд проблем, замедляющих её развитие. Самой серьезной проблемой является низкая эффективность отрасли, которая ежегодно падает. Говоря о производстве подшипников на внутреннем рынке России, следует отметить, что структуру производства составляют такие виды продукции как шариковые или роликовые подшипники и подшипники скольжения.[2]

Рис.2.3. «Динамика объема российского производства подшипников шариковых или роликовых в 2012-2015 гг.(тыс.шт)

За последние годы наблюдается тенденция сокращения производимой продукции, несмотря на одновременное сокращение потребления. Так, например, производство подшипников шариковых или роликовых за период с 2012 года по 2015 год сократилось на 31,7%. В натуральном выражении показатель составил 48,6 тыс. шт.

Производство подшипников скольжения сократилось на 36,6% за аналогичный период. За 2015 год было выпущено 44,8 тыс. шт. продукции данного типа.

Рис.2.4 «Динамика объема российского производства подшипников скольжения в 2012-2015 гг.(тыс. шт.)

На снижение объёмов производства влияет стоимость материалов для производства. Основным сырьем для изготовления подшипниковой продукции является сталь марки «ШХ 15», которая за последний год выросла в цене на 4%. Затраты на производство также включают в себя и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

В январе-декабре 2015 года средние отпускные цены производителей на подшипники шариковые или роликовые установились на уровне 336,0 руб./шт. Этот показатель на 42,2%, или на 99,7 руб./шт. выше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Объем российского экспорта подшипников шариковых в 2015 году снизился по сравнению с прошлым годом на 1 786 540 шт. (-20%) до 7 069 040 шт., что в стоимостном выражении составило 36 648 тыс. долл.

Объем импорта подшипников роликовых игольчатых на российский рынок в 2015 году снизился по сравнению с прошлым годом на 3 629 799 шт. (-49%) до 3 747 764 шт., что в стоимостном выражении составило 6 531 тыс. долл.

При этом доля всех российских производителей сегодня составляет менее 2% от общего объема мирового рынка, что говорит о состоянии дел само за себя. Российские производители подшипниковой продукции и ее комплектующих производят качественные товары, но все таки продукция иностранных производителей во многом выигрывает. И большинство развитых компаний предпочитают иностранные подшипники нашим, русским, не смотря на разницу в ценах. Они считают их более качественными и более долговечными. [3]

В заключение следует отметить, что в настоящее время прослеживаются позитивные сдвиги: Минпромторг РФ указал на то, что подшипниковая подотрасль очень важна для «избавления» российской экономики от импортной зависимости. Производители надеются, что реализация закона «О промышленной политике в Российской Федерации» позволит увеличить показатели производства как в отрасли промышленности в целом, так и в подшипниковом производстве. Но на сегодняшний день не было отмечено никаких конкретных принятых мер по решению проблем с помощью государственного регулирования. Сегодня российские производители стремительно укрепляют свои позиции на рынке, постепенно вытесняя импортные аналоги, не смотря на многие факторы. С возобновлением роста машиностроения российские подшипниковые предприятия будут демонстрировать положительную динамику и смогут занять ведущие позиции по многим направлениям, в частности подшипникам для железнодорожного транспорта, автомобилей, сельскохозяйственной технике, а также широкой номенклатуре крупногабаритных и прецизионных подшипников. Наиболее проблемным сегментом по-прежнему останется производство игольчатых подшипников. Если проследить динамику производства, то можно сказать, что по итогам первого полугодия 2016 года спад производства составил -7,5% к аналогичному периоду 2015 года. Положительный эффект от удорожания импорта постепенно нивелируется, так как резерв перехода отраслей потребителей на отечественную продукцию исчерпан. На наш взгляд, производство подшипников в ближайшем будущем будет развиваться в соответствии с тенденциями машиностроительного комплекса.

Таким образом, можно сказать, что российские подшипники являются востребованы и вполне конкурентоспособными, но по качеству уступают немецким и подшипникам из Швеции, которые по качеству в разы превосходят российские.[3]