Изучение психологических особенностей адаптации студентов остается актуальной и значимой. Это обусловлено, прежде всего тем, что содержание обучения в общеобразовательной школе отличается от содержания обучения в вузе: изменения в графике обучения, в педагогических требованиях, технологиях обучения – все это актуализирует проблему приспособления к образовательной среде вуза, к которой первокурснику необходимо как можно быстрее адаптироваться.
К трудностям процесса адаптации может приводить следующее: не готовность студента перестроиться к новой социальной среде ВУЗа по сравнению со средой в школе; не осознание значимости своей социальной роли как студента; многоплановость студенческой жизни; не контролируемое свободное время; не готовность к самостоятельной жизни.
Именно от прохождения этого адаптационного этапа, во многом будет зависеть намерение учиться, успешность учебной деятельности студента.
Особо остро стоит проблема социально-психологической адаптации.
Понятие адаптация широкое, его можно рассматривать по-разному, оно используется в различных областях наук: медицине, психологии, биологии, социологии, педагогике и других науках.
Многообразие видов адаптаций, свойственных определенной сфере и уровню деятельности человека, отражается в многочисленных работах зарубежных и отечественных психологов. Развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине отражено в трудах Ф.З. Меерсона, В.П. Казначеева, В.Г. Асеева. Вопросы социально-психологической адаптации личности рассмотрены в трудах отечественных психологов: Ф.Б. Березина, Г.А. Балла, О. И. Зотовой и И. К. Кряжевой, Н.А. Свиридова, А. А. Реана, А.А. Налчаджяна. Более современное понятие адаптации представлено у А. В. Сиомичева, Л.В. Ключниковой, А. К. Гришанова и В. Д. Цуркана.
В зарубежной психологии изучением занимались адаптации: З. Фрейд (психоаналитическое направление), Г. Айзенк, Р. Хэнки (необихевиоризм), К. Роджерс (гуманистическое направление), Ж. Пиаже (когнитивный подход).
Каждый автор по-своему рассматривает этот феномен.
Так, по мнению К. Роджерса адаптацию можно рассматривать, как способность личности адаптироваться к социальной среде, зависящая от степени ее конгруэнтности (от адекватности самооценки, креативности, открытости новому и других личностных особенностей) [5].
З. Фрейд определяет адаптацию как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями внешнего окружения (среды) [6].
А.А. Налчаджян считает, что адаптация – это социально-психологический процесс, который приводит к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности [2].
А.А. Реан утверждает, что адаптация – активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации [4].
По мнению А.В. Петровского адаптацию можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [5].
Проанализировав всех представленных авторов, мы выяснили, что для нашего исследования интерес представляют определения К. Роджерса и А.А. Налчаджяна.
Рассматривая проблему адаптации, нельзя не остановится на рассмотрении видов адаптации. Виды и уровни адаптации описаны в работах Ф.Б. Березина, И.Д. Калайкова, В. В. Лагерева, И.Ю. Мильковской, А.А. Налчаджяна и др. Так В. В. Лагерев выделяет такие виды адаптации как: деятельностная, психологическая, социально-психологическая. Мы выделили для нашего исследования социально-психологическую составляющую. Она предполагает принятие новой социальной роли студента, усвоение норм, ценностей и традиций новой среды [1].
А.А. Налчаджян выделил ряд уровней социально-психологической адаптированности личности в новой социальной среде. В зависимости от глубины психической переориентации имеются [2]:
1) Начальный уровень - когда человек понимает, как он должен вести себя в новой среде, но сознательно не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей;
2) Уровень терпимости - человек и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) Аккомодация - признание и принятие человеком важных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей человека его новой средой;
4) Ассимиляция - полное совпадение систем ценностей человека и среды, (это происходит, когда успешно приспособившийся в стране эмигрант полностью усваивает язык, обычаи, образ жизни, устройство жилища, одежду и другие элементы новой культуры, новой социальной среды)
Для проведения исследования психологических особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса нами была выбрана методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонда, которая предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации.
Исследование проводилось в высшем учебном заведении города Екатеринбурга среди студентов первого курса.
Выборка нашего исследования состояла из 24 респондентов, среди которых 87% женщин и 13% мужчин. Средний возраст респондентов 18,54 лет. Минимум 18 лет (70,8% выборки), максимум 20 лет (25% выборки).
Отметим, что участники исследования – студенты первого курса, которые на момент диагностики находились в процессе обучения все два месяца.
Обратимся к результатам исследования.
По данным, полученным по опроснику социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд видно, что средние значения по группе по шкалам «Адаптация», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Мтремление к доминированию» соответствуют средним уровням выраженности показателя.
По шкале «Адаптация» (xср= 64,6) среднее значение по группе соответствует среднему уровню адаптированности, что показывает достаточную приспособленность испытуемых в целом к существованию в обществе. По шкале «Принятие других» (xср= 64,1) среднее значение по группе соответствует среднему уровню дружественности к окружающим людям, миру. По шкале «Эмоциональная комфортность» (xср= 61,9) среднее значение по группе соответствует среднему уровню эмоционального комфорта, что свидетельствует о преобладании в одних ситуациях положительных эмоциональных состояний, в других – отрицательных. По шкале «Стремление к доминированию» (xср= 55,45) среднее значение по группе соответствует среднему уровню стремления быть лидером во взаимоотношениях, что говорит об умеренном стремление влиять на других, убеждать их в своем мнении, отстаивать свои позиции.
Средние значения по группе по шкалам «Самовосприятие», «Интернальность» соответствуют высоким уровням выраженности показателя.
По шкале «Самовосприятие» (xср= 68,75) среднее значение по группе соответствует высокому уровню самооценки, что свидетельствует о положительной самооценке своих личностных качеств, удовлетворенности собой и уверенности в себе. По шкале «Интернальность» (xср= 66) среднее значение по группе соответствует высокому уровню ответственности за события, что свидетельствует о требовательности к себе, умении управлять собой и собственными поступками, также о самокритичности, склонности искать причины своих неудач в самом себе.
Шкалы: «Адаптация», «Самовосприятие», «Принятие других» лучше всего характеризуют выборку, лучше всего отражают результаты исследования.
Шкала «Адаптация» отражает способность испытуемого приспосабливаться к новой социальной среде. Низкий уровень адаптивности не выявлен у испытуемых, средний уровень показали 62,5% группы и высокий уровень – 37,5% группы. Большая часть группы имеет средний уровень адаптивности. Это свидетельствует об умеренной способности испытуемых приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Однако, значительная часть группы (37,5%) имеет высокий уровень адаптированности в социуме, что может говорить о высоком уровне личностной зрелости, умении уважать других, понимании своих проблем и стремлении справиться с ними.
Шкала «Самовосприятие» отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному Я, уровень самооценки. Низкий уровень самооценки выявился у 4,2% испытуемых, средний уровень – у 29,2% испытуемых и высокий уровень самооценки показали 66,6% группы. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что большинство испытуемых имеет высокий уровень самооценки. Это может свидетельствовать о позитивной самооценке и доверии к себе. У испытуемых есть уверенность, что они могут понравиться окружающим. Также значительная часть группы (29,2%) имеет средний уровень самооценки. Это, говорит о неоднозначной определенности личности своей самооценки. В одних ситуациях приобретается уверенность в себе и позитивная самооценка, в других проявляется низкая самооценка и видение необоснованных недостатков в себе.
Шкала «Принятие других» отражает уровень потребности личности в общении, взаимодействии. Низкий уровень показателя не выявлен у испытуемых, средний уровень был выявлен у 58,3% испытуемых и высокий уровень показали 41,7% группы. Данные результаты указывают на то, что чуть больше половины группы имеет средний уровень потребности в общении и взаимодействии. Это говорит об умеренной терпимости к другим людям, к их слабостям и недостаткам, критичности к окружающим, стремлении к сохранению некоторой дистанции в общении с ними. Также многие испытуемые (41,7%) имеют высокий уровень потребности в общении и взаимодействии. Это означает принятие людей, одобрение их жизни и ожидание позитивного отношения к себе окружающих.
В целом 37,5% студентов после двух месяцев обучения являются успешно адаптированными. Хорошо адаптированы 62,5% первокурсников. Неадаптированных не выявлено, что является хорошей тенденций для данной группы и ВУЗа и повышает вероятности успешности обучения.
Таким образом, на основе данных, полученных в результате опроса можно сделать следующие выводы: большая часть группы студентов-первокурсников успешно адаптировалась к новому социуму. Подавляющее большинство выборки хорошо адаптировалось, хотя испытывают некоторые сложности. Больше половины студентов стремятся общаться и взаимодействовать с людьми, хотя и имеют некоторые психологические барьеры и сохраняют дистанцию при этом. Значительная часть группы хорошо взаимодействует и общается с людьми, что говорит о принятие людей в целом, полном раскрытии личности в общении. Подавляющее большинство выборки имеют высокую самооценку, что говорит о наличии уверенности в общении с людьми, доверии к себе. Это все говорит о хорошем уровне адаптированности студентов первого курса данной группы, большинство успешно прошли данный адаптационный период.
Результаты нашего исследования могут быть использованы тьютором, куратором или преподавателем для мотивационной и коррекционной деятельности, а так же для дальнейшей работы со студентами в следующем году. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для индивидуальной психокоррекции респондентов с низкими показателями адаптивности, самооценки, потребности в общении.