Государственно-образовательная политика поддерживает развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом что формирует профессиональную среду.
В данной статье мы рассмотрим сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций: предпосылки возникновения, свойственные качества и главные признаки сетевой организации, модификации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и нюансы развития совместного образовательного пространства.
Модификация – преобразование, усовершенствование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств. Модификации – качественно различные состояния или разновидность чего-либо [1].
Ведущим принципом сетевой организации является взаимодействие. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональной педагогическому обществу инноваторские модели содержания образования и управления системой образования, это метод работы по совместному применению ресурсов. Мысль сетевого взаимодействия образовательного учреждения в педагогической практике появилась в конце 1990-х годов. Бесспорная награда принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Именно к сфере образования А.И. Адамский акцентирует надлежащие свойства «сетевого взаимодействия» в противовес не сетевому. В центре сетевого взаимодействия находится личность и событие.
В роли личности могут выступать авторские коллективы, внедряющие инновационные педагогические технологии.
«Событие» подразумевает ориентацию на решение какой-либо проблемы, для чего и проводится мероприятие. При этом мероприятие инициируется личностями, заявляющими таким образом об актуальности данной проблемы. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по мнению А.И. Адамского, несет в себе коренное различие от иерархического взаимодействия, функционирующего в прогрессивной системе образования.[2]
Образовательную сеть А.И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной работы, предоставляющих организациям собственные образовательные ресурсы с целью увеличения результативности и качества образования всех участников [2]. Таким образом, сетевое взаимодействие- определенная форма отношений. Сетевое взаимодействие приобретает стабильность и воспроизводится благодаря действиям субъектов, выступая как объективная структура с определёнными нормами регулирования отношений, которую участники должны усвоить, если хотят в неё включиться.
Если потенциальные участники хотят включиться в сеть они вынуждены усвоить, что сеть теперь выступает как объективная структура с определёнными нормами регулирования отношений.
Сетевое взаимодействие позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться, в настоящее время становится современной высокоэффективной инновационной технологией. Важно подметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок, идет процесс диалога между образовательными учреждениями и распространение опята, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.
Отчего появилась у нас идея о разработке республиканского сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций? Значительные расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры; недостаточная доступность информационных, культурных, образовательных ресурсов, ограничение коммуникаций.
В современных условиях модернизации образования невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал одного муниципального дошкольного учреждения в условиях ограниченности его ресурсов. Все вышеуказанные факторы обусловили на современном этапе механизмом повышения профессионального уровня педагога создание модели сетевого педагогического взаимодействия.
Главной отличительной особенностью модели сетевого взаимодействия дошкольного образования является то, что она создается не просто для обмена ресурсами, а на основе формулирования общей цели и задач ее участниками и совместного использования ресурсов для ее реализации.
Мы выделили основные направления деятельности модели:
1) организация и осуществление процесса обучения (оказание образовательных услуг);
2) использование ресурсов (кадры, методическая, техническая база);
3) нормативно-регулирующая деятельность;
4) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов детских садов сети;
5) система управления сети;
6) работа с одаренными детьми, обладающими высокой мотивацией к обучению;
7) инновационная и опытно – экспериментальная деятельность;
8) работа с родителями.
Механизмом повышения профессиональной компетентности для педагогов становится модель сетевого взаимодействия. Педагоги накапливают опыт исследовательской деятельности по этнопедагогической проблеме в сфере дошкольного образования, распространяют педагогический опыт, расширяют сферу взаимодействия с педагогами. Опыт участников сети всегда является востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Участники сетевого взаимодействия ощущают потребность в общении, передаче инновационных идей, взаимопомощи равных по статусу специалистов и учреждений.
ДОО вступивший в сетевое взаимодействие получает:
• все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштабов сети.
• детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты и новые контексты взаимодействия.
• детский сад получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т. п., сад включается в систематический мониторинг, который позволяет получить общую картину по своему учреждению, и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями.
На каждый учебный год оформляется проект работы таким образом, чтобы любое дошкольное учреждение было включено в функциональную методическую работу. Взаимодействие воспитателей основывается на режиме системных событий сквозь различные формы: семинар – практикум, кооперативный педсовет, круглый стол, открытый показ работы с ребятами, демонстрация системы работы, мастер – класс, смотр – конкурс, методическая неделя, деловая игра. Один раз в месяц проводится заседание старших педагогов «Дни партнёрского взаимодействия», на котором разрабатывается или же корректируется проект событий, происходит обмен навыков работы в ДОО, отбирается более современный, инновационный навык для представления его на событиях сетевого взаимодействия с целью внедрения в практическую работу. Выбору годовых событий предшествует анкетирование между воспитателями каждого ДОО с целью выявления их необходимостей, вероятностей, интересов, а так же затруднений по конкретным задачам, собственно что определяет назначение работы на год.
В переходные этапы развития общества, в периоды существенных изменений, несущих в себе конфигурации общепринятых авторитетов, ценностей, способов, поступков, прогрессивному человеку все более приходится положиться только на самого себя и те процессы, которые принято относить к социальной и персональной самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию.
Очень верная позиция у Афанасьева Н.А., рассматривающего самоорганизацию обучающегося как «упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, способностей самоконтроля и саморегуляции психологических состояний, возможностей к самоанализу и адекватной самооценке, большей частью автономно и преднамеренно сформированную и развиваемую в процессе обучения» [3].
В результате процесса самоорганизации сетевого взаимодействия нужно развить у педагогов следующие способности:
адекватно понимать личный потенциал и уметь самим развиваться с учётом имеющихся свойств и компетенций,
осуществлять личностное и профессиональное воспитание,
выявлять пробелы в собственных познаниях и умениях и выстраивать планомерную работу по их устранению,
проектировать будущий образовательный маршрут и профессиональную карьеру и др.
Ещё одной важной задачей модернизации образования на сегодняшний день выступает решение проблем замкнутости, открытости ее внешним воздействиям, обеспечения критерия для подъема ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, собственно, что приводит к неизменному обновлению технологий образования и положительно воздействует на качество учебного процесса. В современных условиях это вполне вероятно лишь только при активизации инноваторских процессов в сфере образования, интеграции образовательной, научной и практической работы, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
Повышение качества сетевого образования – есть совокупность качеств и данных ресурсно-обеспеченного (согласно ФГОС) образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять потребности подрастающего поколения в познаниях, умениях, способностях, всевозможных сформированных компетенциях, развитии личных и профессиональных качеств, собственно что обуславливает деятельностную энергичность обучающихся и позитивную динамику становления их самоорганизации, включающей такой момент, как осознание себя субъектом, автономно решающим задачи личного образования и профессионального развития.
Чем более широк диапазон предоставляемых обучающемуся вероятностей самой образовательной системы, чем вариативнее оглавление, разнообразнее формы, способы и приёмы организации учебного процесса, тем оптимальнее обстоятельства «для проявления внутренних побуждений обучающегося к продуктивной работе, к пониманию им личных возможностей для последующего саморазвития».
Эти задачи в абсолютной мере решает создание сети учебных организаций различных типов, имеющих совместные цели, количественный и высококачественный состав которых будет зависеть от планируемой общей деятельности и прогнозируемых итогов.
В основе понятия «сетевое взаимодействие» лежат понятия «сеть» и «взаимодействие», по-разному трактуемые учёными. На базе работ Г.В. Градосельской, М. Кастельса, М.М. Чучкевича, Е.Н. Глубоковой, И.Э. Кондраковой и др., исследования лексического смысла данных определений возможно сконструировать надлежащее понятие «сетевого взаимодействия» как структурированной системы связей общественных моментов (индивидов, социальных групп, организаций и т.д.), позволяющих воплотить в жизнь общую скоординированную работу для достижения намеченного итога в рамках решения совместной трудности (задачи), объединяя, при надобности, ресурсы для её заключения. Плюсы сетевого взаимодействия: интеграция оригинального навыка, познаний и возможностей дошкольников, обоюдная компенсация дефектов и ужесточение превосходства, сохранение стимулов к развитию каждого при условии сбережения его эксклюзивности [7].
Анализ исследовательской литературы позволяет выделить следующие нюансы сетевого взаимодействия [4, 5, 6]:
• объединяющая цель – сложный феномен, несущий в себе смысл главной идеи сети – конкурентного сотрудничества. Такая общая цель основана, как правило, на заинтересованности участников и в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети;
• множественность уровней взаимодействия – совместная работа в рамках сети возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве;
• добровольность связей – принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её членов;
• независимость членов сети – представители организации имеют определённую степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат;
• взаимная совместная ответственность за деятельность и её результаты: перед самим собой за результат достижения самостоятельно поставленной цели и перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне;
• множественность лидеров – в дошкольных учреждениях профиль системы лидерства, практически постоянно, находится в процессе изменения. Для определённого статуса в учреждениях нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей;
• формирование норм сетевого взаимодействия «снизу» посредством процессов самоорганизации и саморегулирования;
• широкая специализация участников. Они параллельно или попеременно занимаются несколькими (или даже всеми) направлениями или специальностями, которым посвящена деятельность сетевой организации.
Образовательную сеть А.И. Адамский определяет, как совокупность субъектов образовательной работы, предоставляющих друг другу личные образовательные ресурсы с целью увеличения результативности и качества образования друг друга [2].
Под образовательной сетью понимается единство субъектов образования (включая и иные субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое умелое взаимодействие, направленное на достижение важных социально-образовательных результатов, и имеющих:
• возможность общей работы участников сети: проявления личной инициативы, коллективной помощи и оценки собственной инициативы, роль в поддержке и оценке иных инициатив, участия в складывании общей цели, общей системы ценностей, участия в формировании общих критериев эффективной деятельности, представления совместной деятельности, участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности;
• общее информационное пространство: возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети, иметь информацию о деятельности других участников сети, создавать собственные каналы информации, становиться частью других информационных каналов.
По мнению С.В. Тарасова, образовательная сеть – форма решения творческих инновационных задач, сеть является открытой для новых идей, подходов и участников [8].
Сейчас сетевое взаимодействие организации сообществ воспитателей более перспективна. При сетевой организации взаимодействия имеются опосредованные связи: круг взаимодействия возрастает, а, значит, итоги работы делаются более продуктивными и высококачественными, за счет сетевого взаимодействия у любого участника есть оригинальная вероятность становления и улучшения собственных профессиональных главных компетенций. Самой эффективной задачей является работа с персоналом и маленькими участниками дошкольного образования. Данное объединение сделано с целью улучшения методического и профессионального опыта, креативного подъема воспитателей, исследования и распространения современного педагогического навыка, воплощение инноваторской работы. При организации собственной работы нужно следовать главным правилам: гарантировать более размашистый охват педагогических сотрудников дошкольных учреждений интенсивной методической работы, инициировать самообразование и самореализацию воспитателей, активизировать замен навыком работы, воззрениями, познаниями различных по уровню образования, квалификации воспитателей ДОО, создавать конкурентоспособность воспитателей, инициировать надобность в освоении и использовании коммуникативно-информационных технологий.
Главные направления работы: исследование новых образовательных технологий, учебных программ, учебно-методических комплектов, тест их производительности в согласовании с реализацией ФГОС ДОО, улучшение способа организации воспитательно – образовательного процесса путём организации всевозможных публикаций участников образовательного процесса и их учебно-методического и материально-технического обеспечивания, исследование нормативной и методической документации по задачам образования. Наше сетевое взаимодействие базируется на следующих принципах:
• принцип добровольности и независимости членов;
• принцип открытости действий, результатов, проблем, информации;
• обмен участников сетевого образовательного общества созданными методическими материалами, итогами инноваторской деятельности;
• принцип взаимоподдержки – предоставление опыта и консультирование;
• принцип соблюдения интеллектуальной собственности;
• принцип соблюдения этических норм и правил взаимодействия.
Таким образом, при внедрении механизма сетевого взаимодействия в дошкольную образовательную деятельность она приобретает динамичный характер, теряет свою повторяемость, образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому ребенку, возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждой дошкольной организации в контексте решений поставленной образовательной задачи. Высокой результативности процессов самоорганизации и саморазвития детей дошкольного возраста, развития необходимых в их дальнейшей жизни личностных и профессиональных качеств и компетенций, максимальному удовлетворению запросов социума также будет способствовать тот факт, что сеть может создаваться как для решения общей образовательной задачи и достижения общего результата посредством объединения ресурсов, или только для обмена ресурсами, но при этом результат у каждого субъекта сетевого взаимодействия будет свой. А это в разы усилит материально-технический, кадровый потенциал и нормативно-методическую базу любой образовательной организации, являющейся частью образовательной сети.
Выводы: важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инноваторских разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них навыка друг друга, тех процессов, которые происходят в системе образования в целом; – перемена позиции воспитателя в системе повышения квалификации (с позиции «потребителя» методического продукта на позицию интенсивного креативного участника создания этого продукта). Лучшим выходом, в перспективе, продолжить строить деятельность на принципах сетевой организации, которая будет способствовать созданию единственного информационного образовательного пространства, обеспечению целостного образовательного процесса в мегаполисе, залогом прав каждого воспитателя на повышение профессионального мастерства. Решение задач нашего общества в совокупности дозволит решить ведущую задачу – повышение качества дошкольного образования. Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций разных типов оптимизирует ресурсы, расширяет границы и создает максимально вариативное образовательное пространство, позволяющее обучающимся проявить свою субъектность, оценить собственные возможности, выбрать любой вид деятельности, индивидуальный маршрут достижения результата.