Дошкольное детство – это значимый небольшой отрезок в жизни каждого ребенка. Ребенок за этот период приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, он овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием [1, c. 56]. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах [2, c. 167].
Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей:
– первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
– вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей [3, 45 c.].
В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию [4, 104 c.].
Мы предлагаем для развития логического мышления детей использовать игру в шашки.
Общение с шашками требует, хотя мы этого и не замечаем, большого умственного напряжения. Ввиду того, что шашки – это явление сложное, переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом различных научных исследований. Для точного определения роли шашки в общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания. По мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.
Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическим действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.
Для изучения влияния обучения игры в шашки на уровень развития логического мышления у дошкольников, мы провели практическое исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Кэскил» №51. Для определения уровня сформированности логического мышления детей были использованы следующие методики:
• Методика «Четвертый лишний».
• Методика «Недостающая деталь».
• Методика «Четвертый лишний».
Методика «Четвертый лишний» позволила установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т.е каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предполагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.
По результатам исследования мы выявили, что из экспериментальной группы к высокому уровню развития логического мышления относятся 27 % детей. Они набрали по 8–9 баллов. К среднему уровню развития относятся 50 %. Они набрали по 7–5 баллов. Низкий уровень развития – у 13 % детей. Они набрали менее 4 баллов. В основном, дети допускали ошибки следующего характера -незнание смыслового значения отдельных слов.
У контрольной группы 33 % детей относятся высокому уровню, они набрали по 8 баллов. К среднему уровню относятся 53 % детей, они набрали по 6–5 баллов. Низкий уровень развития у – 13 % детей. Они набрали 4 балла.
Методика «Недостающая деталь»
Результаты исследования по методике 2 позволяют определить развитие образного мышления, установить степень развития внимательности у детей. Логическое мышление, развитие логических операций всегда подразумевает достаточный уровень сформированности у детей такого психического процесса как внимание.
20 % детей экспериментальной группы относятся к высокому уровню развития внимательности. Они достаточно быстро нашли недостающие. детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. К среднему уровню развития относится 67 % детей экспериментальной группы. Они уложились в нормативное время, допустив небольшое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 5 баллов, но не более 9 баллов. К низкому уровню относятся 13 % детей экспериментальной группы. Они не набрали 5 баллов.
У детей контрольной группы высокий уровень развития внимания имеют 13 % детей. Они, как и другие дети экспериментальной группы, достаточно быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. Средний уровень показали 72 % детей, низкий – 15 % детей.
На формирующем этапе исследования мы провели занятия кружка в шашки в экспериментальной группе. На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику по тем же методикам.
По итогам опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что в конечном плане у детей произошли следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать игру, решать и составлять шашечные задачи, решать головоломки, с большим удовольствием участвуют в шашечных соревнованиях, сами придумывают игры.
Таким образом, посредством игры в шашки можно развивать такие операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление, сравнение, планирование, анализирование, обобщение, классификация.