Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE GAME IN THE PITCH AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF THE LOGICAL THINKING OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE

Gabysheva S.P. 1 Nikolaeva L.V.  1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article is devoted to questions as a means of developing the logical thinking of children of senior preschool age in the game of checkers. Playing checkers is one of the most common sports in our republic, country and in the world. This ancient, genuinely popular game is devoted to their leisure millions of people of different ages and professions. This game develops the objectivity of thinking, very well helps to develop the logic of thinking, trains memory, brings up perseverance, ingenuity, diligence, purposefulness, accurate calculation. The game of checkers forms character, perseverance, the ability to anticipate and find non-standard and independent ways of solving in the game, to make a conscious choice. In the article, research was conducted to study the influence of the learning process of the checker game on the level of development of logical thinking among preschool children The purpose of the study: to determine the pedagogical conditions for the development of logical thinking of children in the process of learning to play checkers.
logical thinking
figurative thinking
checkers
senior preschool age

Дошкольное детство – это значимый небольшой отрезок в жизни каждого ребенка. Ребенок за этот период приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, он овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием [1, c. 56]. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах [2, c. 167].

Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей:

– первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

– вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей [3, 45 c.].

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию [4, 104 c.].

Мы предлагаем для развития логического мышления детей использовать игру в шашки.

Общение с шашками требует, хотя мы этого и не замечаем, большого умственного напряжения. Ввиду того, что шашки – это явление сложное, переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом различных научных исследований. Для точного определения роли шашки в общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания. По мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.

Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическим действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.

Для изучения влияния обучения игры в шашки на уровень развития логического мышления у дошкольников, мы провели практическое исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Кэскил» №51. Для определения уровня сформированности логического мышления детей были использованы следующие методики:

• Методика «Четвертый лишний».

• Методика «Недостающая деталь».

• Методика «Четвертый лишний».

Методика «Четвертый лишний» позволила установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т.е каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предполагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

По результатам исследования мы выявили, что из экспериментальной группы к высокому уровню развития логического мышления относятся 27 % детей. Они набрали по 8–9 баллов. К среднему уровню развития относятся 50 %. Они набрали по 7–5 баллов. Низкий уровень развития – у 13 % детей. Они набрали менее 4 баллов. В основном, дети допускали ошибки следующего характера -незнание смыслового значения отдельных слов.

У контрольной группы 33 % детей относятся высокому уровню, они набрали по 8 баллов. К среднему уровню относятся 53 % детей, они набрали по 6–5 баллов. Низкий уровень развития у – 13 % детей. Они набрали 4 балла.

Методика «Недостающая деталь»

Результаты исследования по методике 2 позволяют определить развитие образного мышления, установить степень развития внимательности у детей. Логическое мышление, развитие логических операций всегда подразумевает достаточный уровень сформированности у детей такого психического процесса как внимание.

20 % детей экспериментальной группы относятся к высокому уровню развития внимательности. Они достаточно быстро нашли недостающие. детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. К среднему уровню развития относится 67 % детей экспериментальной группы. Они уложились в нормативное время, допустив небольшое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 5 баллов, но не более 9 баллов. К низкому уровню относятся 13 % детей экспериментальной группы. Они не набрали 5 баллов.

У детей контрольной группы высокий уровень развития внимания имеют 13 % детей. Они, как и другие дети экспериментальной группы, достаточно быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. Средний уровень показали 72 % детей, низкий – 15 % детей.

На формирующем этапе исследования мы провели занятия кружка в шашки в экспериментальной группе. На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику по тем же методикам.

По итогам опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что в конечном плане у детей произошли следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать игру, решать и составлять шашечные задачи, решать головоломки, с большим удовольствием участвуют в шашечных соревнованиях, сами придумывают игры.

Таким образом, посредством игры в шашки можно развивать такие операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление, сравнение, планирование, анализирование, обобщение, классификация.