Проблема изучения правоохранительной деятельности достаточно актуальна сегодня для всех. Особый интерес к этому виду деятельности имеют юристы [2]. К сожалению, исследование правоохранительной деятельности, как и правоохранительных органов достаточно затруднено. Во-первых, в законодательстве Российской Федерации нет точных определений этих понятий, хотя они встречаются, в частности, в Конституции РФ в ст. 72 мы можем познакомиться с информацией о том, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: «кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат»[1]. Во-вторых, данная сфера общественной и государственной жизни динамична. В стране проходят судебные реформы, реорганизаций других органов правоохранительной системы. Достаточно вспомнить 6 августа 2014 году. Эта дата связана с прекращением деятельности Высшего арбитражного суда. В связи этим произошло и обновление Верховного Суда РФ. Реформа привела к созданию единой судебной практики и к уменьшению расходов на судебную систему, поскольку некоторые должности двух высших судов были упразднены. Существование проблем, обозначенных мной выше, не дает право юристам знакомится с правоохранительной деятельностью поверхностно. Тем более, что уже сейчас функционирование и организация правоохранительных органов регламентируется правовыми актами различного уровня, начиная с Конституции РФ и заканчивая подзаконными актами различных ведомств. Каждый год правовая база расширяется. Изучение правоприменения в России обусловлено и нашим политическим режимом – демократией. Ведь именно ее утверждение создает условия для обеспечения прав человека государством. В ст. 2 Конституции России четко прописано, что интересы гражданина и человека – высшая ценность, и государство призвано соблюдать и защищать права и свободы личности. Роль в достижении целей указанных в ст. 2 играет и имплементация [5].
Считаю правильным дать следующие определение правоохранительной деятельности: урегулированная нормами федерального законодательства деятельность специально уполномоченных на то органов по охране законности и правопорядка в государстве, о равно достижении иных целей (чаще данная деятельность урегулирована нормами процессуального права). Цель (задача) этой деятельности – охрана права, а важнейшее предназначение – обеспечение неукоснительного соблюдения исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Для лучшего ознакомления с правоохранительной деятельностью следует отметить ее признаки: 1) деятельностью занимаются органы, для которой она является основной; 2) деятельность сотрудников органов четко регламентирована ФЗ; 3) использование императивного метода; 4) Осуществление и решение специальных задач и определенных целей (к ним относятся: осуществление справедливого и законного правосудия; охрана в интересах государства от внешних или внутренних угроз; охрана правопорядка; осуществление надзора за единообразием исполнением законов на всей территории РФ; надзор за законностью принятия решений и совершенствования действий всех должностных лиц, государственных органов и руководителей коммерческих организаций на всей РФ); 5) Точное исполнение судебных решений в установленный законом срок; 6)Охрана прав и законных интересов граждан и организаций[4]. Направлениями правоохранительной деятельности считаются: конституционный контроль, правосудие, организованное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, обеспечение правопорядка в государстве.
Правоохранительные органы – это создаваемые государством органы, которые уполномочены осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями, применяя специальные (юридические) меры воздействия в соответствии с законом. На данный момент не существует единого мнения по вопросу о том, какие органы нужно относить к ним. Многие специалисты убеждены: органы, занимающиеся охраной правопорядка, считаются правоохранительными. Я же разделяю мнение иных правоведов, значительно расширяющих круг полномочий данных государственных органов. Уместно отнести к вышеназванным: суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения безопасности; органы, осуществляющие оказание юридической помощи. Эти органы исполняют определенные функции: осуществление правосудия, конституционный контроль, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений и других правонарушений, обеспечение квалифицированной юридической помощи, обеспечение общественной безопасности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Все правоохранительные органы, в соответствии с их функциями, делят на: 1) Органы выявления и расследования преступлений; 2) Органы обеспечения правопорядка и безопасности; 3 )Органы юридической помощи.
Говоря о правоохранительной деятельности, стоит заметить, что органы, осуществляющие ее, действуют строго в соответствии с нормативно-правовыми актами, среди которых есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция Российской Федерации, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг лиц, например различные ведомственные инструкции. Классифицировать акты можно по различным основаниям, одним из которых является содержание. Согласно этому критерию выделяют: 1) акты общего действия (международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации); 2) акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов (они определяют структуру судебной власти, принципы ее организации и деятельности, правовой статус судей и многое другое. Сюда стоит отнести Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»); 3) акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора Российской Федерации); 4) акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в России (Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»); 5) акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности»); 6) акты об организации юридической помощи в Российской Федерации (Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)[3]. Основой другого деления является юридическая сила нормативно-правовых актов. По данному критерию можно выделить: 1) Конституция Российской Федерации; 2) Международно-правовые акты; 3) Законы; 4) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 5) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; 6) Ведомственные правовые акты.
В завершение своей статьи мне хотелось бы отметить, что, несмотря на старания органов государственной власти, реформирование правоохранительной системы, люди остаются недовольными работой правоохранительных органов. Как показал социологический опрос, в сравнении с другими годами, доверие россиян к данным органам возросло. Так, в 2005 году число недоверяющих составляло 70 %, к 2017 году ситуация сильно изменилась, теперь количество доверяющих увеличилось почти в 2 раза. Более четко проследить изменение уровня доверия можно на примере полиции. В текущем году уровень доверия к этому органу достиг рекордно высокий показатель, а именно-67 %. Тогда как в 2014 году доверие выказывали 53 %. Как мы можем заметить: результаты несовершенны, что говорит о необходимости продолжения реформаторской деятельности в правоохранительной сфере. В частности, необходимо продолжать борьбу с произволом и коррупцией. Ведь именно их существование ухудшает отношение людей к органам, обеспечивающим охрану и соблюдение законных прав и свобод личности.