Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STRATEGIC MANAGEMENT OF THE COMPANY IN THE CONDITIONS OF «DIGITAL ECONOMY»

Staver N.I. 1 Bartush А.А. 1
1 Siberian Federal University
In the modern world, the development of the information digital economy is inextricably linked with the development of the information market. The digital economy has an impact on business as a whole. This article discusses the problems associated with the adaptation of the company’s strategic management mechanisms to the dynamic changes in the external environment that were caused by the rapid development of the digital economy in the conditions of modern society. Particular attention was paid to changes in the digital business environment. Such issues as increasing the efficiency of using the company’s capabilities, the features of competition based on the active use and development of information and digital technologies were considered. As well as the impact of information and digital technologies on business was defined, and suggested ways for the company to respond to improvements in the digital economy in conditions of modern business management.
digital economy
influence of information and digital technologies on business
business processes
strategy development

В настоящее время в экономической теории, и практической деятельности появилось такое понятие как «Цифровая экономика».

Современный мир уже невозможно представить без информационных технологий, которые изменили и облегчили различные сферы деятельности, а также открывают все новые возможности благодаря IT-технологиям. Появление новых цифровых инфраструктур, развитие технологий вычислительной техники и цифровых коммуникаций создают новые возможности в области информационных технологий, все это формирует новую систему международной цифровой экономики.

Актуальность данной статьи обусловлена технологическими изменениями, которые постоянно вносят новые характеристики, как в глобальную экономическую систему, так и в экономику отдельных сфер деятельности. Цифровые технологии привели к глобальным изменениям в бизнес среде. Новейшая цифровая экономика строится на отличительно других правилах, чем традиционная экономика. Предпринимательская деятельность вынуждена существовать в постоянно меняющихся условиях, выживать и развиться в среде предполагающей постоянную адаптацию бизнеса к динамично меняющимся условиям на стратегическом и тактическом уровне.

Целью статьи является определение влияния информационных и цифровых технологий на бизнес и предложение путей реагирования компании на вызовы цифровой экономики.

Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, основными факторами которой являются: данные в цифровой форме, а их обработка и использование в больших объемах, позволяет повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологий, оборудования. Она основана на производстве электронных товаров и сервисов высокотехнологичными бизнес-структурами и реализации этой продукции при помощи электронной коммерции, которая стала возможным благодаря прикладной информатики [1].

Предметом цифровой экономики являются экономические отношения и законы. Отношения складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления информации посредством цифровых информационных технологий, а развитие этих процессов подчиняется экономическим законам.

Цифровая экономика оказывает влияние на торговлю, производство, транспортные, финансовые услуги, образование, здравоохранение и другие сферы деятельности. Технология расширяет возможности в различных направлениях, предоставляя возможность разработки и внедрения инноваций в коммерческую деятельность.

Развитие информационной цифровой экономики неразрывно связано с процессом развития информационного рынка. Информационный рынок представляет собой систему экономических правовых и организационных отношений по купле и продаже продуктов интеллектуального труда на материальной основе.

С ростом информатизации данная индустрия начинает преобладать в экономике, производство становится более инновационным и наукоемким. Основным фактором, стимулирующим информатизацию общества, является повышение доступности аппаратного и программного обеспечения, развитие сетевых технологий. Значительное влияние на динамичное развитие информационного рынка оказал интенсивный рост бизнеса по разработке программных продуктов [2].

На информационном рынке используются особые методы конкуренции IT-структур, выполняющих узконаправленную функцию по разработке инновационных технологий для производства, хранения, обработки и передачи информации для оптимизации деловых процессов организаций [3].

На микроэкономическом уровне информационно-коммуникационные технологии позволяют предприятиям оптимизировать бизнес-процессы. На макроэкономическом уровне влияние информационно-коммуникационных технологии объясняет необходимость выбора новых направлений развития экономик государств и регионов, учитывающих тенденции изменения глобальной экономики.

Цифровая экономика дает возможность преодолевать ряд ограничений, присущих традиционной экономике. Цифровые продукты можно копировать и использовать неограниченному количеству пользователей, при этом, не теряя своих свойств.

В цифровой экономики у современного покупателя появилась возможность стать участником процесса создания новой потребительной ценности, генерировать идеи новых продуктов и услуг.

В условиях современного мира все сложнее становится решать организационные и управленческие проблемы компаний, заниматься настройкой бизнес-процессов. Цифровая экономика внесла ряд существенных изменений в деятельность компаний [4, с. 5]:

• Возникновение информационного производственного фактора, ставшего важным ресурсом.

• Повышение затрат на производство, так как информация тоже имеет цену.

• Снижение затрат за счет применения информационно-коммуникационных технологий.

• Увеличение значимости человеческого фактора при производстве, основанного на информационно-коммуникационных технологиях.

• Понижение фактора неопределенности за счет применения информационных ресурсов.

В эпоху цифровой экономики целесообразно формировать новые подходы к разработке стратегии развития бизнеса, которые основываются на современных инструментах и методах интеграции знаний в систему эффективного управления бизнес системой. [5]

Управление знаниями является одним из самых важных направлений деятельности в системе управления, которое должно быть нацелено на формирование интеллектуальных ценностей, развития организационного, потребительского и человеческого капитала компаний. Активное использование интеллектуальных активов дает возможность для формирования внутренних и внешних компетенций, которые совместно образуют систему ключевых компетенций компании.

В заключение хотелось бы сказать, что бурное развитие цифровой экономики очень сильно влияет на внутреннюю и внешнюю среду бизнеса. Происходят радикальные изменения в сфере информационных технологий, которые отображаются на различных направлениях деятельности компаний.

Интернет дает возможность реализовывать свою продукцию по всему миру.

Компании могут создаваться и развиваться быстро, с небольшими капиталозатратами.

IT-технологии помогают уменьшать издержки, повышать эффективность и производительность труда в различных сферах экономики.

Положение компаний в условиях современного рынка становится все более сложным, возрастают риски и уровень неопределенности при принятии стратегических решений. Возникшая ситуация в первую очередь связана с неустойчивой обстановкой, увеличением конкуренции и влиянием государства на экономику, инициатива для развития цифровой экономики должна исходить именно от государства, необходимо изменение действующего законодательства, но как показывает практика на решение таких вопросов требуется большое количество времени. Нужно брать пример с таких стран как Великобритания, Сингапур и США, так как в них правительство очень сильно заинтересованно в развитии цифровой экономики.

На рисунке представлен ТОП 10 стран с наиболее развитой цифровой экономикой.

bart.tiff

ТОП 10 стран с наиболее развитой цифровой экономикой

Изменения цифровой экономики, создают новые правила ведения бизнеса для производителей и покупателей. В такой среде компании вынуждены искать новые конкурентные стратегии и повышать эффективность конкурентной борьбы.

Для того чтобы выживать и развиваться в таких условиях, компаниям необходимо повышать свои компетенции в области цифровых и информационных технологий, а государству стимулировать создание новых инновационных технологий и сотрудничать для их развития на международном уровне.