Стагнация мировой экономики и продолжающееся напряжение на политической арене фокусируют внимание на развитии отечественной экономики нового инновационного уклада. При этом по итогу 2017г по рейтингу Bloomberg Innovation Index Россия потеряла 14 позиций в категории «Страны с наиболее инновационной экономикой» и заняла в общем рейтинге 26 позицию (+1 позиция) [4]. Наиболее значимое влияние на падение рейтинга России оказали санкции и падение нефтяных цен. По данным аналитиков Bloomberg они «практически уничтожили все достижения прошлых лет». Самые сильные показатели падения этого рейтинга по доле высокотехнологичных компаний (24 место, против 8 в 2016г). Однако по ряду показателей Россия все еще находится в тройке лидеров: доля дипломированных специалистов или распространенности высшего образования (Tertiary efficiency); затраты на научно-исследовательские работы (R&D intensity).
Аналогичный рейтинг «Глобальный инновационный индекс – 2016» (Global Innovation Index) [5] оценивает показатели России более позитивно (43 строчка из 128 стран), однако указывает, что эффективность инновационной деятельности очень низкая (69 место из 128 стран).
По данным Росстата [2,3] (некоторые данные за 2016–2017 гг. еще не обработаны) общие инвестиции на научные исследования и разработки составили 943,8 млрд. руб. (1,1 % от ВВП). Динамика инвестиций в этот сектор за 2010–2016 гг. указана в табл. 1.
Помимо общих показателей по инвестициям [2, 3], необходимо рассмотреть динамику по целевым индикаторам Стратегии инновационного развития Российской Федерации за 2010–2016 г. (табл. 2).
Таблица 1
Внутренние затраты на исследования и разработки
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
Млрд. руб. |
523,4 |
847,5 |
914,7 |
943,8 |
2 |
В процентах к валовому внутреннему продукту |
1,13 |
1,07 |
1,1 |
1,1 |
Таблица 2
Индикаторы Стратегии инновационного развития РФ за 2010–2016 г.
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций – всего, % |
7,9 |
8,9 |
9,1 |
8,9 |
8,8 |
8,3 |
7,3 |
2 |
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, % |
4,5 |
8,8 |
12,1 |
13,7 |
11,5 |
8,9 |
8,4 |
3 |
Доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций, % |
10,8 |
11,1 |
11,1 |
10,9 |
10,9 |
10,6 |
10,5 |
4 |
Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, % |
- |
1,5 |
1,8 |
2,2 |
2,1 |
1,8 |
1,8 |
5 |
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, % |
4,9 |
6,1 |
7,8 |
8,9 |
8,2 |
7,9 |
8,4 |
Поскольку инвестиционная активность организаций и экономический рост это два взаимосвязанных процесса, то на основании текущих показателей можно сделать вывод, что государственные усилия, направленные на активизацию инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, пока не дали сколько-нибудь стабильного результата. Если оценить удельный вес предприятий по отраслям и обороту [2, 3], то становится заметно, что значительных структурных сдвигов в экономике пока ожидать не приходиться (табл. 4).
Таблица 4
Темп роста оборота предприятий по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности |
2010 г. Оборот млрд. руб. |
2014 |
2015 |
2016 |
Рост / Падение в пунктах 2016 к 2015 |
|||
Оборот млрд. руб. |
Темп роста, % |
Оборот млрд. руб. |
Темп роста, % |
Оборот млрд. руб. |
Темп роста, % |
|||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1150,3 |
1891,7 |
64,5 |
2345,3 |
24,0 |
2503,1 |
6,73 |
-17,25 |
Рыболовство, рыбоводство |
108,3 |
170,1 |
57,1 |
269,9 |
58,7 |
290,9 |
7,78 |
-50,89 |
Добыча полезных ископаемых |
6248,7 |
9777,3 |
56,5 |
11339,1 |
16,0 |
11777,1 |
3,86 |
-12,11 |
Обрабатывающие производства |
18761,4 |
32019,6 |
70,7 |
34687,2 |
8,3 |
36716,8 |
5,85 |
-2,48 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
483,7 |
7648 |
1481,1 |
8014,8 |
4,8 |
8742,1 |
9,07 |
4,28 |
Строительство |
3652,1 |
4929 |
35,0 |
4723,5 |
-4,2 |
6216 |
31,60 |
35,77 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
33359,8 |
51923,4 |
55,6 |
56362,4 |
8,5 |
56581,1 |
0,39 |
-8,16 |
Гостиницы и рестораны |
434,3 |
873,6 |
101,2 |
925,8 |
6,0 |
1003,6 |
8,40 |
2,43 |
Транспорт и связь |
6628,2 |
10006,9 |
51,0 |
10965,2 |
9,6 |
11685,4 |
6,57 |
-3,01 |
Финансовая деятельность |
3 |
10,7 |
256,7 |
5,8 |
-45,8 |
11,6 |
100,00 |
145,79 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4214,4 |
7246 |
71,9 |
8687,5 |
19,9 |
10317,9 |
18,77 |
-1,13 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование |
83,1 |
117,5 |
41,4 |
131,8 |
12,2 |
123,3 |
-6,45 |
-18,62 |
Образование |
271,1 |
387,9 |
43,1 |
430,6 |
11,0 |
479,5 |
11,36 |
0,35 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
311,5 |
1508 |
384,1 |
1920,1 |
27,3 |
2014,4 |
4,91 |
-22,42 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
486 |
685,4 |
41,0 |
738,3 |
7,7 |
857,4 |
16,13 |
8,41 |
При этом показатели износа основных фондов коммерческих организаций на конец 2016г в целом по РФ составили 50,2 %; удельный вес полностью изношенных фондов составил 16,9 % (данные по основным отраслям промышленности представлены в табл. 5,6). По общей динамике с 2010 г. видно, что ситуация кардинально не меняется – показатели Стратегии инновационного развития РФ не соответствует текущим реалиям и сдерживают развитие инновационной экономики [2, 3]. Данная ситуация при недостаточном росте инвестиций существенно ограничивает возможности организаций к модернизации и использованию инноваций, особенно технологических, что безусловно приводит к низкому росту экономики в целом.
Таблица 5
Степень износа основных фондов в организациях по отдельным видам экономической деятельности (на конец года; в процентах)
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
Добыча полезных ископаемых |
46,8 |
48,4 |
49,6 |
52,3 |
53 |
52,8 |
57,5 |
2 |
Обрабатывающие производства |
42,2 |
42,5 |
43,4 |
43,5 |
44,7 |
45,9 |
50 |
3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
42 |
41,9 |
39,2 |
39,2 |
369,6 |
40,2 |
46,5 |
Таблица 6
Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме основных фондов организаций по отдельным видам экономической деятельности (на конец года; по полной учетной стоимости; в процентах)
№ п/п |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1 |
Добыча полезных ископаемых |
19,8 |
20,3 |
20,3 |
22,9 |
21,6 |
19,9 |
2 |
Обрабатывающие производства |
12,8 |
12,9 |
13,5 |
13,3 |
14 |
15 |
3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
14,9 |
15,8 |
12,2 |
12,2 |
10,8 |
11,8 |
Таким образом, мы видим, что государственные усилия, направляемые на развитие инновационной экономики, пока не приносят значительных структурных сдвигов, носят не системный характер, происходит запаздывание внедрения решений на уровнях субъектов федерации. В данной ситуации необходимо основные усилия направить на создание благоприятной ситуации для развития бизнеса, в т.ч. и сектора малого и среднего бизнеса, который на данный момент, имеет достаточно мало возможностей для роста [1]. Необходимо изменение мышления и стратегии развития организаций в сторону поступательного развития и внедрения инновационных подходов, что обозначает высокое доверие к государству и повышение индекса положительных ожиданий частного бизнеса от экономики.
Немаловажным фактором является снижение налогового бремени и предоставление льготного кредитования на инвестиции в основной капитал организаций и обеспечение доступа к новым технологиям и знаниям. При этом необходимо увеличить контроль за эффективностью реализации региональных программ субъектов федерации и распространению положительного опыта успешных регионов, поскольку только путем государственных усилий можно изменить направление развития экономики и обеспечить устойчивые структурные изменения в сторону несырьевых секторов экономики.