Реализация Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) ориентирует на то, что обучающийся должен быть вовлечен в активную учебно-познавательную деятельность. Математика 10-11 классов, как известно, является сложным предметом. Ученикам часто даются готовые схемы решения, приемы построения рассуждений. В связи с этим обучающиеся часто не могут использовать модели и схемы, осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, искать рациональные способы решения проблем, выдвигать и обосновывать гипотезы, строить цепочки рассуждений (доказательств, опровержений), выделять необходимую и основную информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Это указывает на недостаточно сформированные познавательные универсальные учебные действия (УУД). В практике обучения учителю необходимо использовать не только пассивные методы обучения, но и активные.
ФГОС СОО [5] устанавливает определенные требования к предметным результатам освоения ООП. Он определяет, что учебные предметы должны изучаться на базовом и профильном уровнях. Не зависимо от изучаемого уровня, математика 10-11 классов нацелена на развитие приемов логического мышления школьников, пространственного воображения. На базовом уровне освоения математики обеспечивается общеобразовательная и общекультурная подготовка. На профильном – идет ориентация на подготовку к предполагаемому профессиональному образованию. Осуществляется целенаправленное развитие способностей школьников через более глубокое освоением математического содержания, систематических знаний и способов действий, в том числе и на метапредметной основе.
Цель публикации является представление варианта использования активных методов обучения (АМО) для формирования у обучающихся профильных классов познавательных УУД.
Анализируя работы разных авторов, нельзя не отметить вклад следующих ученых. Е.В. Зарукина [3] приводит понятие и классификацию активных методов обучения, рекомендации по выбору вида АМО, по разработке и оформлению деловой игры, по организации групповой работы. В.В. Черет [6] выделяет основные предпосылки для возникновения активных методов обучения, описывает их историю, сущность понятия АМО и их классификацию. Автор определяет место АМО среди других методов обучения, приводит принципы организации обучения при применении АМО. Обращает внимание на трудности применения АМО в процессе обучения, требования к педагогу, использующему АМО. Предлагает методические разработки и практические рекомендации по применению активных методов обучения.
М.К. Горбатова и М.А. Назипова [2] определяют активные методы обучения как «способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты». Данное определение можно перефразировать и для школьников, т.е. АМО – определенные способы включения учеников в процесс обучения, где они осуществляют активную мыслительную и практическую деятельность в процессе изучения определенного предмета, где активен не только учитель, но активны и ученики.
На сегодняшний день выделяют следующие активные методы обучения, которые являются эффективными для вовлечения учеников в процесс обучения: метод проектов, олимпиады, обучение в заочных школах, мозговой штурм, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, использование в работе со школьниками компьютерных обучающих программ, практико-ориентированных ситуаций и заданий. Подробнее разберем некоторые из них.
Актуально в 10-11 классе использовать учебные проекты или исследования. Данная деятельность выполняется учеником самостоятельно под руководством учителя. Тематика проекта/ исследования может быть выбрана по одному или нескольким профильным предметам. Преимущество данного активного метода обучения заключается в том, что проекты/ исследования могут выполнять как слабые, так и сильные ученики. Сначала лучше предложить ученикам самим выбрать темы, чтобы определить круг вопросов, которые им интересны. Слабым ученикам лучше предлагать темы, которые они хуже усвоили. Например, если ученик плохо разобрался в теории вероятностей и комбинаторике, то можно предложить ему проект на тему: «Применение теории вероятностей и комбинаторики в повседневной жизни» или предложить тему, связанную с его профилем обучения «Теория вероятностей и комбинаторика в биологии (химии, физике, экономике)» и т.д. Для сильных учеников нужно подготовить темы по их профилю обучения, чтобы они углубили и расширили свои знания. Например, если ученик выбрал профильные математику и биологию, то можно дать тему «Математическое моделирование в экологии». Для математики и обществознания может быть интересна тема «Частота в статистике и решении экономических задач». При профильных математике и химии – «Применение производной в химии» и т.д. Не обязательно выбирать межпредметные темы, можно предложить и чисто математические. Например, «Использование графиков функций для решения задач», «Исследование графика тригонометрической функции», «Комплексные числа» и т.д. Важно, чтобы деятельность ученика не прошла зря, обучающемуся необходимо представить свою работу на конференции или конкурсе. Таким образом ученик не только будет вовлечен в процесс обучения, улучшит свои знания по профильному предмету, но и получит возможность для формирования познавательных УУД таких, как искать и выделять нужную информацию; определять основную и второстепенную информации; контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности; модифицировать учебный материал; формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения этих проблем, выдвигать гипотезы и аргументировано их обосновывать.
Подготовка и участие в олимпиадах также является активным методом обучения, так как ученик не только с помощью учителя, но и самостоятельно работает с дополнительным математическим содержанием, решает трудные задачи. Мотивировать учеников к участию в олимпиадах можно тем, что это не только хорошая подготовка к ЕГЭ, но и тем, что победа в олимпиаде дает льготы при поступлении в ВУЗ. Учитель может познакомить школьников с такими олимпиадами, порядком их проведения и способами участия. Это могут быть:
- Всероссийская олимпиада школьников,
- Всесибирская открытая олимпиада школьников,
- Олимпиада школьников «Ломоносов»,
- Олимпиада школьников «Физтех» и др.
Ученики могут самостоятельно познакомиться, как стать участником олимпиады, с её этапами, сроками проведения и т.д. Очень удобным является то, что многие олимпиады выставляют задания и работы победителей прошлых лет, чтобы лучше подготовиться и иметь представление о самой работе. Данный активный метод обучения вовлечет учеников в учебный процесс, активизирует их познавательную деятельность, научит структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности, анализировать, синтезировать, модифицировать учебный материал, т.е. сформирует у обучающихся познавательные УУД.
Еще один АМО, который будет также актуальным в 10-11 класса, – заочные школы при университетах. Подать заявку для обучения в таких школах может каждый. Данный вид деятельности будет полезен для участия в олимпиадах, для сдачи экзаменов, для углубления и расширения знаний. Обучения в заочных школах проводятся по разным предметам: математике, физике, химии, биологии и т.д. Лучше предложить ученикам выбрать обучение в заочной школе по профилю, который они выбрали. Если большинство учеников будут учиться в такой школе, например, по математике, то на уроках учитель может разбирать задания заочной школы со всем классом, потому что это будет полезно не только для участников школы, но и для других учеников. Возможно, ученики, которые с начала отказались обучаться в заочной школе, после таких уроков заинтересуются и тоже станут её участником. Названный вид деятельности вовлечет учеников в процесс обучения, будет побуждать их постоянно находить новую информацию, расширять имеющиеся знания, применять их на практике, отрабатывать умения в разных видах деятельности. Все перечисленное будет способствовать успешному формированию познавательных УУД.
Кроме того, в 10-11 классе можно применять компьютерные активные методы обучения. Под компьютерными АМО в публикации понимаются активные методы обучения, которые включают в себя компьютерные технологии или их элементы. Это может быть включение презентаций, компьютерных приложений для тестирования, электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ и т.д. Это не только привлечет внимание обучающихся, но и сформирует познавательные универсальные учебные действия. В публикации И.В. Абрамовой и З.В. Шиловой [1] дается понятие электронных образовательных ресурсов, выделены требования к их созданию и применению, качеству, целесообразности и эффективности использования в учебном процессе. Возможности использования дистанционного обучения математике представлены в публикации Т.В. Рихтер [4]. Можно использовать сайт Stepik [7] – это образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов. На данном сайте можно найти не только упражнения по определенным темам, но и теоретическое объяснение тем в виде видео-уроков или наглядного теоретического материала. Сайт очень удобен при подготовке обучающихся к ОГЭ или ЕГЭ. Учитель с опорой на сайт может на уроке объяснить какую-либо тему, например, включив видео-урок. Можно предоставить школьникам возможность самим поработать с данным сайтом. Ученик может сначала прослушать онлайн-курс, а потом выполнить задания по нему. Использование названного вида активных методов обучения способствует тому, что у обучающихся будут формироваться следующие учебные действия: применять методы информационного поиска с помощью современных технологий; модифицировать учебный материал определенным способом; формулировать проблему и самостоятельно находить ее решение.
М.К. Горбатова и М.А. Назипова [2] в своем учебном пособии в качестве активных методов обучения предлагают использовать «Интеллектуальный футбол» и «Пресс-конференцию». При организации Интеллектуального футбола класс делится на две команды, в которых выбираются вратарь, нападающие (задают вопросы) и защитники (отвечают на вопросы). Вратарь – ученик, который будет отвечать на вопросы, на которые не могут ответить защитники. Учитель играет роль судьи и за правильные ответы выдает карточки с баллами.
При организации Пресс-конференции в классе распределяются роли. Есть группы журналистов и, например, научных работников (в зависимости от цели и материала могут выбраны специалисты из других областей). Журналисты задают вопросы, а научные работники отвечают. К вопросам и ответам заранее определяются требования и критерии оценивания. Оценивается также манера поведения, коммуникативные способности. Учитель (или специально подобранное жюри) выполняет роль стороннего наблюдателя и оценивает активность учеников, демонстрацию знания материала, грамотность вопросов и ответов. Для успешного проведения таких игр лучше заранее детей разделить на группы и дать им домашнее задание, чтобы они придумали различные вопросы по определенной тематике (учитель должен определить её заранее). Распределение учеников на группы может проводиться по изучаемому профильному предмету. В этом случае ученики одной группы будут задавать вопросы из одной области знаний. Например, такая игра будет полезна при изучении темы «Тригонометрические формулы». Одна команда говорит название формулы, а другая приводит саму формулу. Потом команды меняются местами. Проведение описанных игр на уроках (или во время внеурочной работы) привлечет внимание учеников, повысит интерес, научит работать с учебной информацией, правильно задавать и отвечать на вопросы, что будет способствовать формированию познавательных УУД.
При использовании активных методов обучения в 10-11 классах важно учитывать интересы учащихся. Школьники будут легче запоминать математический материал, если вскрывать связь математики с профильными предметами, имеющимся у ученика опытом. Привлекать материал из истории математики, знакомить с происхождением математических терминов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что активные методы обучения позволяют решать одновременно несколько задач: активизация познавательной деятельности обучающихся, мотивирование учеников к обучению и самое главное – с помощью АМО можно успешно формировать познавательные УУД. В профильных классах особенно важно использовать АМО, так как они делают урок интересным, запоминающимся, дают возможность включить в процесс обучения всех учеников. Использование АМО мотивируют на саморазвитие, поиск информации, повышают интерес и разнообразят учебную деятельность обучающихся.