Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE INFLUENCE OF THE INTERNATIONAL ECONOMIC SPATIAL ON THE EFFECTIVENESS OF ENTREPRENEURSHIP

Dudareva A.A. 1
1 Kemerovo State University
This article deals with the concepts of single and common economic spatial. With considering of international economic and political relationships we try to analyze economic spatial – single and common, by the example of EAEC, EU and free trading zones. There are positive and negative influences each of spatial on business conditions. Nowadays it is too hard to do busyness without the participation of foreign investors, that’s why entrepreneurs should choose cooperation within the common economic spatial if their aim, is to receive benefit in short-term perspective. But if business owners choose rather sustainable development through despite crisis or economic changes they must build relationships using the advantages of single economic spatial.
integration
economic spatial
entrepreneurship
EAEC
free trade zone
preferential trade agreements

Развитие международных экономических отношений в настоящее время претерпевает серьезные изменения ввиду обострения ситуации на международной политической арене. Многие страны ищут альтернативные пути экономического сотрудничества, так как предугадать, чем обернется сегодняшнее негативное отношение к РФ, непросто. Все разногласия между ключевыми странами отражаются на развитии интеграционных союзов, в каждом случае по-разному. Для стран, которые не являются столь заметными в мировом сообществе приходится делать выбор в пользу того или иного экономического сотрудничества. В непростых условиях меняются не только формы концентрации и централизации капитала, методы конкурентной борьбы, способы регулирования социально-трудовых отношений, но и мотивы деятельности бизнеса. Во многом этот процесс является закономерным и объективным. Однако опыт большинства развитых стран, в том числе и России, подтверждает, что если не регулировать и не оказывать воздействие на развитие форм и методов предпринимательской деятельности, то это может привести к негативным последствиям.

В настоящее время существуют различные формы экономического сотрудничества, которые влекут за собой образование общего или единого экономического пространства. При этом встает вопрос для любых стран – как именно выстраивать отношения с другими странами, чтобы получить максимальную выгоду? Таким образом, необходимо выяснить, какие преимущества и недостатки у общего и единого экономических пространств.

Также в условиях глобальной экономики все большее распространение приобретают способы и виды предпринимательской деятельности, направленные на получение быстрой прибыли, главным образом за счет увеличения объемов операций на мировых финансовых рынках. Возрастание объемов операций на мировых финансовых рынках в результате либерализации валютных рынков, развития рынка производных финансовых инструментов, в свою очередь, ведет к увеличению объемов теневого и спекулятивного капитала, не заинтересованного в развитии национальной экономики и увеличении производства товаров и услуг. В условиях глобализации у капитала появляются новые возможности для самовозрастания за счет специальных и оффшорных зон, международного налогового планирования, путем создания международных финансово-промышленных групп.

Современный этап развития интеграционных процессов характеризуется спадом влияния крупных международных организаций по многим причинам, таким как несоответствия современной расстановки сил на международной арене и интересов этих организаций, а также наличия большого количества участников, что тормозит принятие многих и решений и влечет за собой «разбивку» на более мелкие региональные интеграционные объединения.

Прежде всего, стоит разграничить понятия общего и единого экономического пространства. Общее экономическое пространство – отличительная черта крупных регионов, территорий. Данное пространство выделяется своим выгодным местоположением и предполагает совместное использование ресурсов территории участников такого пространства [5, с. 41]. Признаком общего экономического пространства обладают все международные территории общего пользования (открытое море, космическое пространство и др.). Однако такие пространства не обладают отличительными свойствами единого экономического пространства, когда хозяйственные комплексы на территории подчиняются единым правилам хозяйствования. Общее экономическое пространство – «платформа» для дальнейшей более глубокой интеграции по созданию ЕЭП.

Единое экономическое пространство предполагает наличие единой инфраструктуры, макро- и микроэкономической политики, что позволяет беспрепятственное движение товаров и услуг, физического и человеческого капиталов. Таким образом, каждая страна-участница такого пространства руководствуется едиными правилами регулирования экономики, что позволяет устранить барьеры межстрановой торговли. Зачастую наличие наднационального экономического органа управления сопровождает более качественную интеграцию на территории единого экономического пространства [2, с. 22].

На данный момент под критерии единого экономического пространства попадают лишь некоторые союзы: ЕС как «эталон» интеграции для разнонаправленных экономик, который, однако, в настоящее время переживает нелегкие времена, и ЕАЭС – постсоветское сотрудничество, перспективы которого высоко оцениваются экономическим сообществом. ЕС и ЕАЭС – две разноплановые формы развития единого экономического пространства. В период распада бывшие союзные республики пережили ряд экономических волнений и кризисов, что значительно подорвало их экономику. На глазах уничтожался прежний хозяйственный механизм. Закрывались многие предприятия, а порой и целые отрасли [1, c. 47]. Для того чтобы обозначить перспективы развития той или иной страны в условиях как социально-политической, так и экономической нестабильности, возникла необходимость взаимовыгодной интеграции со стратегически важными государствами. Долгое время постсоветское пространство пыталось воссоздать хозяйственный механизм. Итогом стало создание ЕАЭС. Опыт европейской интеграции (долговой кризис и выход некоторых стран из Еврозоны) должен способствовать более грамотной проработке отношений между странами-участницами ЕАЭС.

Параллельно с формированием ЕАЭС развиваются более «свободные» формы интеграции – преференциальные торговые соглашения (ПСТ) различного уровня [5, с.120]. Такой вариант экономического сотрудничества, в зависимости от степени интеграции, предполагает упрощенные процедуры межстрановой торговли и, в случае более углубленного сотрудничества, наличие общего экономического пространства. ПСТ является привлекательным инструментом для проникновения на восточные рынки.

Необходимо выявить положительные факторы функционирования каждого из пространств. Единое экономическое пространство – целостная структура, которая в качестве конечной цели ставит создание беспрепятственного передвижения товаров и услуг с помощью унификации и стандартизации в различных областях экономики. При этом наднациональный орган призван блюсти соблюдение единого законодательства. Единое законодательство позволит упростить осуществление предпринимательской деятельности на такой территории за счет снижения транзакционных издержек [1, с. 50].

Возможность внедрения единой валюты или же использования только национальных валют при взаиморасчетах позволит снизить зависимость от нефтедоллара, будет способствовать укреплению национальных валют. Странам-участницам Евразийского экономического союза для координации монетарных политик необходимо достичь прогресса по трем направлениям – снижению инфляции, росту дедолларизации и укреплению национальных валют [4]. После того, как компромисс по этим вопросам будет достигнут, можно говорить о возможности и экономической необходимости внедрения единой валюты. Большинство экспертов уверены, что создание единой валюты может произойти не ранее, чем в 2025 году.

Все вышеуказанные преимущества относятся к макроэкономике, т.е. имеет влияние на всю страну, а не на отдельные хозяйствующие субъекты. Для бизнеса имеет большее значение понятие «конкуренция юрисдикций». Данное понятие скрывает за собой качественную борьбу каждой из стран-участниц ЕЭП за предпринимателя. Ведь очевидно, что в ЕЭП существует намного больше сфер для ведения легального бизнеса. Здесь речь идет о инвестиционном климате, инфраструктуре. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата [3, с. 58]. Необходимо также совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой.

В свою очередь, общее экономическое пространство предоставляет возможность предпринимателям получать преференции и доступ к закрытым рынкам, при этом наблюдается дискриминация остальных стран, которые не заключили подобный договор. Таким образом, предприниматели получают конкурентное преимущество перед другими участниками рынка, однако не вовлекаются в глубокую интеграцию.

Также стоит отметить, что ПСТ как пример такого пространства ставит целью получения выгоды страной в достаточно короткий срок, что абсолютно сочетается с принципами ведения хозяйственной деятельности – получение прибыли.

Таким образом, в настоящее время международное экономическое сотрудничество развивается в рамках общего экономического пространства (зоны свободной торговли, различные двусторонние таможенные соглашения и т.д.), что предполагает использование совместных ресурсов для получения бoльшей выгоды. Более глубокая интеграция влечет за собой формирование единого экономического пространства с наднациональными органами управления. Для предпринимателей встает вопрос: в рамках какого пространства экономическое взаимодействие будет проходить более эффективно?

Очевидно, что исходя из мотивов получения «быстрых денег», для предпринимателя выглядит более предпочтительным вариант общего экономического пространства, т.к. в таком формате страны аналогично стремятся улучшить качественные характеристик товаров и услуг, следуя норма и правилам стандартизации. Но ЕЭП – это фундамент интенсивного развития экономики, так как предполагает глубокую интеграцию стран-участниц, их стремление к созданию «идеального» механизма функционирования экономик, используя слабые и сильные стороны каждой из них.