Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ON STATUS OF TAXATION OF PROFITS IN REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Rahmatullina A.V. 1
1 Bashkir state agrarian University
The profit tax of the organization is one of the most significant in the tax system of the Russian Federation. Its significance for the state is due to the fact that it represents the basis of revenues to the country’s budget, organizations also need to pay significant attention to this tax, since the amount of deductions for it is usually one of the largest in our country. The article is devoted to the study of the place and role of corporate profit tax in the tax system of the Russian Federation. The place of the profit tax and its role in the tax system of the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan is determined, and it is also shown how important the tax on profits is in the tax system of the Russian Federation and in the Republic of Bashkortostan.
tax
income tax
income
expenses
the Russian Federation
the Republic of Bashkortostan
the tax system
revenues
budget
federal
consolidated

Говорить о современной форме налога на прибыль предприятий и организаций, о его положительных качествах и недостатках, о его значении для бюджетной системы РФ нельзя, не имея представления об истории происхождения данного налога и о его развитии в нашем государстве.

Его становление связано с эволюцией налогов в сфере предпринимательской деятельности и в целом прямого налогообложения. Хотя тогда государство еще не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов, оно уже определяет общую сумму средств, которую необходимо получить, а саму функцию сбора налогов делегирует городам и общинам.

Процесс формирования современного налога на прибыли организаций прошел несколько условных этапов.

Первый период – с июня 1990 года, когда был принят Закон СССР от 14.06.1990 г. № 1560–1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», закрепивший возможность использования налоговых форм взаимоотношений государства и предприятий как самостоятельно хозяйствующих субъектов и устанавливавший обязанность предприятий уплачивать налог на прибыль, по 1991 год.

Второй период – с 1991 года, положившего начало комплексной налоговой реформе, по 2002 год. Именно в это время были приняты законы, заложившие основу налогообложения прибыли организаций: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [1].

Последний период, с момента принятия главы 25 части 2 НК РФ, установившей современный налог на прибыль, по настоящее время. Формирование налоговой системы до настоящего времени еще нельзя считать окончательным, ввиду наличия множества изменений НК РФ, а также существования неурегулированных вопросов и коллизий.[1].

Налог на прибыль – это налог федерального значения. Порядок его исчисления, а также сроки уплаты регулируются федеральным законодательством, а именно гл. 25 НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются, согласно ст. 246 НК РФ:

1. Российские организации, которые применяют общий режим налогообложения;

2. Иностранные компании, которые осуществляют деятельность на территории нашей страны через постоянные представительства;

3. Иностранные компании, которые получают доход от источников, расположенных на территории нашей страны. Например, от сдачи своего имущества в аренду [1].

Индивидуальный предприниматель, а также те компании, которые находятся на льготных режимах, освобождены от уплаты этого налога. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, обладающее обязанностями юридического. А налог на прибыль для физических лиц не предусмотрен.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы компании, уменьшенные на величину расходов. Но не все расходы и доход можно признать в целях расчёта. Предприятие может учесть только доходы от основной деятельности и внереализационные доходы.

К доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) [4].

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

К доходам от основной деятельности в целях налогообложения прибыль признаются доходы от реализации работ, товаров, услуг и имущественных прав.

К внереализационным доходам относятся доходы, которые не связаны с основной деятельностью. Это, например, проценты по займам, которые предприятие выдало другим юридическим лицам.

Если доходы или расходы, налогоплательщик получает в натуральной форме, то их стоимость определяется на день совершения сделки по аналогичным товарам.

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль организаций [3].

В настоящее время налог на прибыль выполняет две главные функции:

1. Фискальная, то есть обеспечение финансирования государственных расходов;

2. Регулирующая, то есть государственное регулирование экономики.

В конце 2016 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней поступило 21 039 млн.рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем 2016 года поступления возросли на 8 307 млн.рублей или в 1,7 раза.

Таблица 1

Поступление налоговых доходов по уровням бюджета Республики Башкортостан за 2016 г., млн.руб.

Вид бюджета

2016 год

Федеральный бюджет

12 250

Консолидированный бюджет

6 075

Всего

21 039

В федеральный бюджет поступило 12 250 млн.рублей, с ростом на 5 448 млн рублей или в 1,8 раза.

В консолидированный бюджет Республики Башкортостан поступило 6 075 млн рублей, с ростом на 2 522 млн.рублей или в 1,7 раза.

Налог на прибыль занимает среди всех налогов четвертое место и объем его поступлений составил – 1 686 млн.рублей или 8 %.

В январе 2015 года на территории Республики Башкортостан в бюджеты всех уровней мобилизовано 18 469 млн. рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. По сравнению с январем 2014 года поступления возросли на 3 083 млн. рублей или на 20 % [3].

Таблица 2

Поступление налоговых доходов по уровням бюджета Республики Башкортостан за 2015 г., млн.руб.

Вид бюджета

2015 год

Федеральный бюджет

9 586

Консолидированный бюджет

4 691

Территориальный бюджет

8 883

Всего

18 469

В федеральный бюджет перечислено 9 586 млн. рублей или 51,9 % общего объема поступлений, с ростом на 1 418 млн. рублей или на 17,4 % (под влиянием увеличения поступлений НДС).

В территориальный бюджет поступило 8 883 млн. рублей (48,1 %), с ростом на 1 664 млн. рублей или на 23,1 % (под влиянием увеличения поступлений акцизов на нефтепродукты и их доли, направляемой для перераспределения между субъектами Российской Федерации).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одну из ведущих долей в получении прибыль Республикой Башкортостан занимает налог на прибыль, занимая на данный момент четвертое место среди основных налогов.

Таблица 3

Структура поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 – 2016 гг.

Виды налогов

2014 год

2015 год

2016 год

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего

6 214,6

100,0

6 880,5

100,0

6 929,1

100,0

Из них:

налог на прибыль

411,3

6,6

491,4

7,1

491,0

7,1

Сравнивая поступления в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году, вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год, можно заметить, что произошло увеличение всех поступлений в бюджет на 714,5 млрд. рублей, среди которых налог на прибыль, являющийся одним из важнейших налогов государства и приносящих наибольшие поступления в бюджет [2].