Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION

Ulko A.V. 1
1 Krasnodar Higher Military School named after General of the Army Shtemenko S.М.
This article discusses military-technical cooperation as one of the ways to encourage the Russian Federation to the leading positions in the world market. The aim of this work is the analysis of the interaction Council for military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign States, including in the joint development of samples for military purposes and current directions of development. The importance of maintaining a high position of leader of the world arms market and the development of new machinery for export and increase the demand for samples of military use of domestic appliances. As well as identifying promising directions of development of military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign States with the aim of developing a new strategy of economy in the sphere of export of specimens of military purpose and domestic production deficiencies.
Military-technical cooperation
armaments
Rosoboronexport
VTS
military products
military Products

В соответствии с законом Российской Федерации военно-техническое сотрудничество – деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

В настоящее время Российская Федерация ведет политику военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, как правило, по трем основным направлениям:

• экспортные поставки образцов военного назначения;

• сотрудничество в области разработки и производства перспективных видов образцов военного назначения;

• импортные закупки образцов военного назначения.

Федеральный закон от 19.07.1998 № 114–ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 03.07.1998).

Во главе системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами стоит Президент России. Ему принадлежит право определения политических направлений в этой сфере, принятия решений по всем вопросам, связанным с военно-техническим сотрудничеством, в том числе об экспорте, сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе образцов военного назначения и определении государств, в отношении которых эта деятельность разрешена. Детализация президентских указаний на исполнительском уровне осуществляется Правительством России. Данная работа проводится исходя из следующих принципов:

• максимально способствовать продвижению продукции военного назначения на Внешний рынок;

• исключить нанесение ущерба оборонным возможностям России или создания предпосылок для возникновения таких ситуаций;

• обеспечить соответствие деятельности России в области военно-технического сотрудничества международным соглашениям и обязательствам [4].

Bнешнеторговую деятельность в отношении готовой образцов военного назначения осуществляет единственный государственный посредник – ФГУП «Рособоронэкспорт». Помимо государственного посредника, 23 предприятия оборонно-промышленного комплекса обладают правом на самостоятельное осуществление BTC с иностранными партнерами в сфере проведения ремонтных работ, модернизации, поставки запасных частей.

Важнейшими направлениями диверсификации экспорта ПВН из России являются государства Латинской Америки (в особенности Бразилия, Венесуэла, Эквадор), Ближнего Востока, АТР (Малайзия, Индонезия, Вьетнам), а также наиболее платежеспособные страны Африки.

При этом направления развития деятельности российских поставщиков ПВН формируются под воздействием мировых тенденций в области, к которым можно отнести следующие:

1. Увеличение числа стран, применяющих при закупках ПВН;

2. Ужесточение условий применения о импортерами ПВН.

3. Значительное увеличение расходов экспортеров продукции военного назначения на выполнение обязательств.

4. Рост значимости программ при проведении тендеров на поставку продукции военного назначения.

5. Ужесточение штрафных санкций за невыполнение и повышение требований к обеспечению гарантий его выполнения.

Россия на мировом рынке вооружений уже давно держит лидирующие позиции, занимая второе место в мире по продаже оружия. С каждым годом уровень продаж увеличивается, и к концу 2016 г. доход Москвы достиг $14.5 млрд. (рисунок). Следует заметить, что основная доля заказов приходится на ограниченный круг государств-партнеров. Одним из важнейших импортеров оружия и военной техники является Китай [2].

Согласно сведениям Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) с 1991 года по 2015 г. доход России в результате сотрудничества с Китаем составил около $32,6 млрд., что свидетельствует о закупке фактически одной трети поставляемого российского вооружения.

Крупнейшим и стабильным клиентом в сфере ВТС для России на африканском континенте остается Алжир. Суммарная стоимость торговли Алжиром российских вооружений превысила 7,6 млрд. долл., составляя примерно 80% алжирского импорта вооружений. Сохранению тесных связей с Россией способствуют не только наличие давнего базиса двусторонних отношений.

ul1.tiff

Экспорт российского вооружения в другие государства, млрд. долларов [1]

Россия с 2014 года в два раза увеличила количество совместных с зарубежными государствами разработок военной продукции, заявил журналистам в понедельник гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. В настоящее время на мировом рынке продукции военного назначения Российскую Федерацию представляют следующие субъекты военно-технического сотрудничества – государственный посредник АО «Рособоронэкспорт» и организации разработчики и производители продукции военного назначения, которым предоставлено право внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. В настоящее время к российским субъектам военно-технического сотрудничества, кроме АО «Рособоронэкспорт», относятся 23 российских предприятия.

Перечень субъектов военно-технического сотрудничества по состоянию на октябрь 2017 г.

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (Государственная корпорация «Ростех»).

Акционерное общество «Рособоронэкспорт» (АО «Рособоронэкспорт»).

Акционерное общество «НПО «Высокоточные комплексы» (АО «НПО «Высокоточные комплексы»).

Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (АО «НПК «КБМ»).

Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ПАО «Ил»).

Акционерное общество «Вертолеты России» (АО «Вертолеты России») [3].

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. На передовой план в качестве главных факторов влияния государства на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретает эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификация экономических связей, сравнительные преимущества государства в интеграционных процессах

Не лишним будет отметить, что в общем количестве двусторонних переговоров на высшем уровне, прошедших в 2017 году, тематика ВТС обсуждалась в 6 случаях из 10.