Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RUSSIA IN THE WORLD ARMAMENT MARKET: THE PRESENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Bashkirov E.R. 1 Ivakha G.Y. 1 Yumasheva E.V. 1
1 Krasnodar higher military College
The article analyzes the role of Russia in the world arms market, identifies current problems of the current state, identifies the priority interests of the state and suggests a set of actions aimed at strengthening Russia’s position in the arms and military equipment market in order to ensure military security.
export of military products
arms trade
military-industrial complex
armament and military equipment
competitiveness
political embargo

Мировой рынок вооружений – это довольно сложная система международных военно-экономических связей. Торговля оружием приносит экспортерам не только прибыль, но и воздействует на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, на политический курс стран, которые производят вооружение. Главные военные поставщики вооружения, такие как США, пытаются увеличить экспорт военной продукции в соответствии со стратегическими планами. Как считает Пентагон, продажа оружия США за границу способствует расширению присутствия за рубежом, сохранению и наращиванию технологического потенциала, превосходства Америки в производстве высокотехнологичного вооружения.

Торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) осуществляется, как правило, на основе межгосударственных соглашений. Однако наряду с легальными формами торговли существует нелегальный рынок торговли оружием, размеры которого весьма значительны. На так называемом «сером» рынке поставки оружия ведутся с ведома правительственных организаций и строго под их контролем, но без широкой огласки. «Черный» рынок представляет собой поставки вооружения и военной техники в обход существующим нормам и международным соглашениям. К его развитию приводит усиление ограничений и регламентация на открытом рынке вооружений, где используются популярная криптовалюта Bitcoin в виде денежной единицы для реализации обмена.

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) США и Россия с давних времен являются двумя крупнейшими экспортерами вооружения в мире. В период с 2012 по 2016 гг. их совместная доля на международном рынке вооружения составила 56 %.

На третьем месте по продажам вооружения в мире стоит Китай. На его долю приходится 6,2 % от всего рынка вооружения. Пятерку по масштабам экспорта вооружения замыкают – Франция (6 % от проданного общего количества оружия в мире) и Германия – 5,6 % соответственно [1].

На долю США в общем объеме всего экспорта оружия приходится 33 %. Главными покупателями американского вооружения, по расчетам аналитиков Стокгольмского института, являются Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Турция. Это лишь первые три покупателя. В целом за прошедшие 5–6 лет США поставили свое вооружение как минимум в 100 стран мира. Доходы от экспорта вооружений и военной техники США в 2016 году составили 4,6 млрд. долларов [2].

На долю России приходится около 23 % всего проданного оружия. За последние 5–6 лет главными партнерами России стали Индия, Вьетнам и Китай, но в целом в период с 2012 по 2016 гг. Москва сотрудничала в сфере вооружения более чем с 50 государствам.

По итогам 2016 года Россия уверенно удерживает второе место в мире по объему военного экспорта. В прошлом году он превысил 15 млрд. долларов. Благодаря оптимистическим показателям военно-технического сотрудничества Россия пытается конкурировать при жестких условиях рынка с успешным опережением. Предприятия оборонно-промышленного комплекса сумели перевыполнить план: «МиГ» выполнил задания на 118 %, «Рособоронэкспорт» – на 101 %, ВПК «НПО Машиностроения» – на 155 %, «Алмаз–Антей» – на 185 %, «Вертолеты России» – на 327 %. Есть шансы выйти на уровень в $16–17 млрд. по контрактам и на $14–15 млрд. – по поставкам.

bash1.tiff

Пятерка стран мирового экспорта/импорта обычного вооружения (согласно классификации Регистра ООН) по оценке ЦАМТО за 2016–2017 гг.

Боевые задачи, выполненные Воздушно Космическими Силами Российской Федерации в Сирии, лучше всякой рекламной акции способствовали подъему спроса на вооружение. Демонстрация мощи российского оружия на поле боя оказалась столь наглядной, что желание купить вооружение у потенциальных клиентов резко увеличилось. Вооруженные силы Египта получили от России первую партию уникальных российских бортовых комплексов обороны (БКО) для самолетов и вертолетов под названием «Президент–С». Комплекс уже устанавливается на вертолеты Ка–52, Ми–28 и Ми–26. В 2016 году иностранные заказчики получили несколько десятков данных комплексов, а в 2017 году их общее число составит 100 штук. [3] Контракты на поставку БКО «Президент–С» были заключены также с Белоруссией, Алжиром и Индией. Контракт на поставку Су–30МК2 для Вьетнама полностью выполнен. Общая сумма заключенной сделки составила порядка 600 миллионов долларов. Китай, в рамках двух контрактов приобрел 230 двигателей Д–30КП2 производства НПО «Сатурн», Россия и Индия согласовали поставки ЗРС С–400, фрегатов проекта 11356 и совместное производство вертолетов Ка–226Т. Саудовская Аравия и Индия оценили С–400, изъявив желание приобрести от четырех до шести дивизионов С–400 на сумму $2–3 млрд. в зависимости от числа пусковых установок. Не остались в 2016 году без оружия и страны СНГ: так, Белоруссия стала обладателем четырех дивизионов ЗРК С–300ПС и одного дивизиона ЗРС «Тор–М2К», бронетранспортеров БТР–82А, и вертолетов Ми–17В–5. Продолжились поставки в Азербайджан танков Т–90С, в Казахстан – истребителей Су–30СМ, вертолетов Ми–171Ш и Ми–35М. Армения стала первым зарубежным обладателем оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», переданного ей из запасов Минобороны. Поставки в данные страны осуществляются как на основании международных договоров, так и частных коммерческих договоров.

Несмотря на достигнутые Россией успехи на мировом рынке вооружения, она также сталкивается с множеством проблем.

Одной из главных проблем является введение очередных санкций против Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации. Соединенные Штаты Америки привели в действие новые санкции против 8 организаций комплекса, работающих в сфере экспорта оружия. Санкции были введены на поставки и подготовку специалистов в Иран, Сирию и КНДР. Под действия санкция попали: «Рособоронэкспорт», подмосковное КБ машиностроения, которое занимается разработкой и производством ракетной техники (в том числе «Искандеров» и «Точки–у») и средств ПВО, организация по производству артиллерийских и авиационных боеприпасов НПО «Базальт», 150-й авиационный ремонтный завод, внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт».

На мировом рынке вооружения часто возникают опасения страны-экспортера вооружений (или третьей стороны) за возможное агрессивное использование этого вооружения против самого государства, поставляющего это оружие. Именно по этим причинам накладывается запрет на продажу определенного вида вооружения в общем или только конкретной стране. В данном случае и начинают работать неэкономические принципы, действующие посредством законодательного вмешательства, подключается политическое воздействие на ту или иную страну.

Примером данной ситуации может служить активное противодействие со стороны США попыткам России продавать вооружения в такие страны как КНДР или Иран. Несмотря на экономическую заинтересованность обеих стран, крупные сделки являются невозможными, ввиду того, что Россия стоит перед выбором получения экономической выгоды от продажи вооружения или дополнительных разногласий с США.

Для России все же одной из главных проблем, возможно, остается недоукомплектованность собственной армии, как новейшими образцами вооружения, так и перспективно новыми разработками в научно технической области. Это связанно, как со стоимостью оборудования, так и с количеством ресурсов выделяемых на разработку, что вызывает дисбаланс в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону.

США любыми способами пытаются противодействовать поступлению российской военной продукции на мировой рынок вооружений и защитить своих национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО. При этом следует заметить, что США осуществляют политическое давление на покупателей и пытаются повысить конкурентоспособность продукции военного назначения [4].

Существенное влияние в укреплении позиций России на рынке вооружений оказал визит короля Саудовской Аравии, в ходе которого был заключен контракт на закупку комплексов ПВО приблизительно на сумму 3,5 млрд. долларов. Следует заметить, что Саудовская Аравия является постоянным покупателем ВВТ у США. Однако еще пять лет назад были подписаны контракты на 20 млрд. долларов, но намерения не были выполнены. Саудовцы с нами попросту играли, говоря: не поставляйте системы ПВО С–300 Ирану, и мы будем брать ваше оружие – танки и другую технику [5].

Сейчас ситуация стала еще сложнее. После принятия программы «Видение–2030» саудиты просят Россию поделиться технологиями в области производства ВВТ, пытаются привлечь Российскую Федерацию к строительству заводов по производству вооружения и военной техники на территории Саудовской Аравии с участием иностранных технологий. Это являлось бы новым шагом к сотрудничеству. Однако в данную программу уже привлечено около 10 стран, но Россия в этой программе не участвует. Без совместного взаимодействия представить участие российских компаний в создании общего предприятия в оборонной сфере невозможно.

Важно укрепить присутствие России на мировых рынках вооружений. Вне всякого сомнения, это должно помочь национальной промышленности планировать расширение и обновление производства и создавать новые рабочие места.

Несмотря на жесточайшую и порой недобросовестную конкуренцию со стороны, в первую очередь, США и их союзников по НАТО, Россия достаточно легко находит партнеров. Причем Российской Федерации не всегда приходится жестко конкурировать с западными партнерами за право продажи оружия.

Эксперты часто предпринимают попытки сравнивать российские и американские военные технологии. Порой, оставляя за кадром тех, кто этими технологиями будет пользоваться.

Главные «потребители» нашей военной продукции – Индия, Китай, страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также платежеспособные африканские государства. Большинство стран не собирается покупать суперсовременное, дорогое оружие, которое часто слишком сложно в эксплуатации. Им нужно оружие, соответствующее их противникам. Так, Ирак может эффективно использовать Су–25 против джихадистов, у которых нет передовых систем ПВО. Российское оружие достаточно современно, оно хорошо работает и дешевле американского [6].

Соотношение цены и качества – первое, что привлекает покупателей российской военной техники. Армии многих нынешних партнеров имели на вооружении еще советское оружие. Автоматы Калашникова, например, просты в обращении и привычны. Модернизированные, они будут осваиваться гораздо легче, чем любое иное автоматическое оружие. Не секрет, что некоторые государства приобретают вооружение с целью его дальнейшей перепродажи спустя какое-то время после эксплуатации другим странам – тем, кто не имеет возможности покупать современные новинки вооружения. Вследствие этого можно сделать вывод, что американское оружие может и не стать постоянным на рынке с соотношением цены и качества, так как стоимость вооружения США многократно возрастает только в процессе разработки.

Но не стоит думать, что наши основные партнеры – отсталые страны. На первом месте по объему продаж стоят Индия, Китай. Обе эти страны претендуют на самое современное вооружение. Индия причем достаточно много военной техники закупает и в США. Однако здесь начинает действовать политический момент. Дели хочет иметь все самое современное и лучшее, но производить все это на своей территории. «Рособоронэкспорт» уже заявил, что готов расширять программу «Делай в Индии». Россия стала единственной страной в мире, передавшей в аренду современную атомную подводную лодку проекта 971У типа «Щука–Б». Что касается Китая, следует учитывать достаточно напряженные отношения между этой страной и Соединенными Штатами, которые чрезвычайно ревниво относятся к попыткам Пекина занять лидирующие позиции во многих сферах, включая военную. Москва же относится к Пекину как к стратегическому партнеру.

Большинство стран желает закупать наше оружие, именно исходя из того, что Россия четко выполняет все обязательства, которые на себя берет, в отличие от американцев и французов, которые могут включить политическое эмбарго в любой момент. К примеру, недавно закрылся вопрос о поставке авианосцев «Мистралей», когда Франция в одностороннем порядке разорвала контракт и авианосцы так и не поступили в Россию [7].

Именно поэтому СМИ чуть не каждый день пестрят сообщениями о том, что Россия ведет переговоры по поставке Египту палубных вертолетов Ка–52К; что «Рособоронэкспорт» проводит в Чили переговоры с латиноамериканскими партнерами по перспективным проектам; что «Вертолеты России» выполнили первый контракт с Министерством морского флота Мексики. Список подобных новостей можно продолжить, что свидетельствует о повышении мирового рейтинга РФ в торговли вооружением, и возможном сокращении разрыва с США.

За 16 лет у России сформировался костяк основных покупателей (в том числе Индия, Китай, Венесуэла, Вьетнам, Ирак, Алжир), за счет которых Россия и формирует свой портфель заказов. Определенные перспективы продвижения на мировые рынки «Рособоронэкспорт» связывает с вертолетами типа «Ми» и «Ка»; зенитными ракетными системами и комплексами С–400 «Триумф», «Антей–2500», «Бук–М2Э», «Тор–М2Э», ЗРПК «Панцирь–С1», ПЗРК «Игла–С». В военно-морской сфере – с фрегатами проекта 11356 и «Гепард–3.9», подводными лодками проекта 636 и «Амур–1650» , а также патрульными катерами «Светляк» и «Молния». Сухопутная часть представлена модернизированными танками Т–90С, боевыми машинами пехоты БМП–3 и машинами на их базе, бронеавтомобилями «Тигр» Успехом пользуются истребители Су–30, МиГ–29 и Су–35, достаточно велик спрос на учебно–боевые самолеты Як–130.

Не стоит забывать, что за счет экспорта вооружений России удается добиваться дивидендов и положения на международной арене. Поставка оружия той или иной стране может кардинально изменить баланс сил в регионе.

Несмотря на все трудности, присутствие страны на мировом рынке вооружений является крайне прибыльным, так как современное оружие относится к высокотехнологичному производству. Поэтому можно говорить об обоснованности внешнеэкономического курса России на экспансию мирового рынка вооружений и расширение круга «нетрадиционных» для России покупателей.