Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF TELEMEDICINE SERVICES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Diachkovskaya T.E. 1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia
In the modern world practice, considerable experience has been accumulated in the use of information and communication technologies (ICT) in health care. In the US, Canada, Europe and many other countries, national health informatization programs have been implemented for more than a decade. In Russia, the principles and main directions of the use of resource-saving telemedicine technologies in health care were determined by the Coordinating Council of the Ministry of Health of Russia on telemedicine and approved by the order of the Ministry of Health of Russia and the Russian Academy of Medical Sciences dated 27.08.01 No. 344/76 «The Concept of Development of Telemedicine Technologies in the Russian Federation» [1]. According to the Concept, telemedicine technologies are therapeutic and diagnostic consultations, administrative, educational, scientific and educational activities in the field of healthcare, implemented with the use of telecommunication technologies, in any geographical locations, on the basis of a high standard of quality , providing co-improvement of medical services for the population through the rapid exchange of the entire volume of medical information, including analysis of the static (X-ray, ECG, ultrasound, I, hearing, gastrointestinal tract, etc ..) and dynamic (video and audio fragments of endoscopic research, surgical operations, etc.) information about the patient. The article makes an attempt to analyze the features of the development of telemedicine services, on the example of the subject of the Russian Federation – the Republic of Sakha (Yakutia). The main introduced telemedicine systems and problems of their development on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) are considered.
Telemedicine
telemedicine in Republic of Sakha (Yakutia)
healthcare economics
healthcare organization
resource-saving technologies in medicine

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения способствует повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Внедрение системы интегрированной электронной медицинской карты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволило сократить количество посещений пациентами медицинских организаций для получения справок, рецептов и иных документов, увеличить вовлеченность граждан в лечебно-диагностический процесс, сократить врачебное время на непрофильную деятельность, обеспечить врача всей необходимой информацией о состоянии здоровья пациента, предоставляемых ему медицинских услугах, а также осуществлять дистанционное взаимодействие посредством телемедицинских технологий [5].

В послании Федеральному Собранию президент России В.В. Путин назвал повсеместное внедрение телемедицины одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения на 2017 год.

Сам термин «Телемедицина» имеет различные определения, однако в рамках Всемирной организации здравоохранения предлагается использовать следующее определение:

«Телемедицина – это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

Республика Саха (Якутия) самая арктическая и гигантская республика Российской Федерации (более 3 000 000 км2), плотность населения на квадратный километр составляет 0,31 чел/км2.

В тоже время на территории Республики Саха (Якутия) добывается множество природных ресурсов (алмазы, золото, уголь, уран и т.д.), в связи с чем, количество рабочих мест и соответственно количество населения держится на стабильном уровне – около 1 000 000 человек. А значит и потребность в условиях Крайнего Севера в качественных услугах плановой и экстренной медицинской помощи населению республики в 34 районных центрах и 619–ти населённых пунктах, остается очень высокой, т.к. 70 % населения республики – это жители районов.

По данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), ежегодно в республиканские больницы и диспансеры столицы республики – города Якутск, вынуждены приезжать 70 тысяч селян, из которых только около 30 % получают стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях города Якутска и большая часть – 70 % пациентов, после амбулаторной диагностики и консультации, возвращаются домой на лечение по месту жительства. При этом стоимость авиабилетов от районного центра до города Якутска практически равна или превышает месячную заработную плату жителя села. Население и бюджет республики ежегодно затрачивают более миллиарда рублей только на проезд и транспортировку пациентов до районных и республиканских лечебных учреждений. И это, не считая затрат здравоохранения на дублирование исследований, перерасход на реактивы и др. расходных материалов и т.д.

Республика Саха (Якутия) в числе первых 4 из 89 регионов России начала внедрение телемедицины. С 1999 г. инициативной группой специалистов Национального центра медицины в г. Якутск началась работа по изучению мирового опыта развития телемедицины, были обоснованы факторы и предпосылки создания телемедицины в республике. В сентябре 1999 года, по приказу министра здравоохранения И.Я Егорова, создана рабочая группа МЗ РС (Я) по внедрению информационных технологий и телемедицины в здравоохранение РС (Я) (председатель Николаев М.Х.).

Масштабным началом развития телемедицинских услуг в республике можно назвать утверждение Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. №982, подпрограммы №9 «Развитие информатизации здравоохранения», в рамках Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы». [2] Данная подпрограмма предусматривала ежегодное финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на внедрение и оснащение лечебно-профилактических учреждений телемедицинским оборудованием в среднем 10 000 тыс. рублей в год.

В 2016 году в республике был открыт главный специализированный телемедицинский пункт на базе Республиканского центра медицины катастроф (РЦМК).

Главной задачей РЦМК является обеспечение эвакуации, с использованием санитарных авиарейсов, пациентов с экстренными показаниями из районов в республиканские ЛПУ. Следует отметить, что стоимость одной санитарной эвакуации варьируется от 1 500 тыс. рублей до 4 000 тыс. рублей в зависимости от количества затраченного авиакомпанией времени на организацию перевозки пациента.

На сегодняшний день, указом Главы РС (Я) №2283 от 15.12.2017 г. утверждена новая подпрограмма №7 «Информационные технологии в здравоохранении», в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2018–2022 годы» [3]. Согласно подпрограмме финансирование на развитие телемедицины планируется выделить из государственного бюджета республики в общей сумме 52 585 тыс. руб., ежегодно с 2018 г. по 2022 г. по 10 517 тыс. руб.

Программой планируется поэтапная организация рабочих телемедицинских пунктов во всех ЛПУ республики.

В результате финансирования и реализации предыдущей Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) в 2012–2019 годы» приобретены специализированные мобильные телекардиографы дистанционной передачи электрокардиограмм и аппаратно-программные комплексы телекардиодиагностики, для анализа ЭКГ снятых у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, переданных из центральных районных и сельских участковых больниц, в Консультативные центры республиканских больниц, первичные сосудистые отделения ЦРБ, посредством мобильной связи (цифровые GPRS, CSD каналы). Полученное ЭКГ расшифровывается, интерпретируется и описывается на программно-аппаратном комплексе «Валента», с последующей передачей заключения врача и оказанием телеконсультативной помощи медикам районных больниц. Технологии телекардиодиагностики системы «Валента» успешно работает в республике с 2013 г. и позволила своевременно оказывать экстренную медицинскую помощь кардиологическим больным в районах, спасая их здоровье и жизнь. В настоящее время во всех районах работают 150 передающих ЭКГ телекардиографов. Оборудование телекардиодиагностики торговой марки «Валента» от российского производителя ООО «Компании Нео» (г. С-Петербург), показала надежность и удобство при ежедневной работе в медицинских организациях Республики Саха (Якутия).

С 2015 г. в республике внедряется телемедицинская информационная система AMS Доктор.Net. в районных и республиканских больницах/диспансерах РС (Я). Эта система отложенных телемедицинских консультаций предназначена для проведения телемедицинских консультаций между врачами с целью уточнения диагноза, тактики лечения, проведений телеконсилиумов.

За 2017 г. РЦМК было выполнено 535 внутрирайонных и 165 межрайонных эвакуаций, 705 эвакуаций в г. Якутск тяжелых больных со всей республики. За год было выполнено 672 экстренных телемедицинских консультаций с ЦРБ. Анализируя годовые показатели по выполненным медицинским эвакуациям больных из районов республики, можно сопоставить, что на 870 эвакуаций между районами и в г. Якутск, приходится 672 ЭТМК (77,24 %). Только за 2017 году республиканским телемедицинским пунктом проведено 63 экстренных телемедицинских консультаций. Таким образом, удалось предотвратить 63 вылета санавиации к пациенту. Сэкономлено в среднем 100 тыс. руб. бюджетных средств.

diach.tiff

Динамика экстренных телемедицинских консультаций за 2017 год

До вступления в силу 1 января 2018 года Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 242–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [4] законодательством РФ запрещалась оказание медицинской помощи пациентам на расстоянии.

Данными изменениями законодатель регламентировал порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий как при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой, так и при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и их представителями. Правила подлежат применению медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В частности, определены:

– перечень информационных систем, с помощью которых проводится оказание помощи с применением телемедицинских технологий;

– виды медицинской помощи, которые могут оказываться с применением телемедицинских систем;

– условия и формы оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских систем;

– правила проведения консультаций (консилиумов) врачей при оказании медицинской помощи в режиме реального времени, отложенных консультаций;

– порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах с применением телемедицинских технологий;

– порядок проведения консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований;

– порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями;

– правила дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;

– правила документирования и хранения информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

В настоящее время, в Республике Саха (Якутия) основными факторами сдерживающие активное развитие и внедрение телемедицинских услуг, являются:

Недостаточность финансирования развития телемедицины, возможно вследствие отсутствия фундаментального экономического анализа эффективности и обоснованности внедрения телемедицины на территории Республики Саха (Якутия);

Отсутствие или низкая скорость сети «Интернет» в отдаленных и арктических районах республики. Данная проблема, возможно, будет решена с помощью распространения спутниковой связи.

Недостаточное количество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок консультирования пациента на расстоянии.

Не проработанность системы оказания платных телемедицинских консультаций, отсутствие установленной тарификации в системе обязательного медицинского страхования на оказание телемедицинских консультаций.

В заключении, хотелось бы сказать, что телемедицина имеет огромные перспективы развития, как в республике, так и в стране. Это обусловлено, прежде всего, сосредоточенностью федеральных специализированных медицинских клиник в центральной части России и расстояниями этих клиник от периферийных населенных пунктов.