Одним из признаков, характеризующих Российскую Федерацию, как демократическое государство, является провозглашение в ее Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Все конституционные прав и свободы человека и гражданина, в т.ч. и право на неприкосновенность частной жизни, признаются и гарантируются общепризнанными принципами и нормами международного права, согласно которым право на неприкосновенность частной жизни принадлежит всем людям, вне зависимости от пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, социального статуса.
Возникновение, формирование и утверждение института международно-правовой защиты происходило во второй половине XX веке. После разгрома фашизма 24 октября 1945 года была создана Организация Объединенных наций, основатели которой поставили цель наладить международное сотрудничество «…в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия разы, пола, языка и религии» (п. «с» ст.55). Реализация цели, указанной в Уставе ООН, началась с образования в 1946 году Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, последнее заседание которой было проведено 27 марта 2006 года в Женеве. Спустя пару месяцев, 19 июня 2006 года, на основании резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи был создан Совет по правам человека, сменивший Комиссию и ставший основным органом ООН, контролирующим соблюдение основных прав и свобод человека. Данная Комиссия Организации Объединенных Наций разработала проекты Хартии прав человека, которые были реализованы Генеральной Ассамблеей ООН принятием в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, а в 1966 году Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Всеобщая декларация прав человека является одним из основополагающих нормативных документов в сфере международно-правовой защиты основных прав и свобод личности, к ней обращаются при возникновении споров, касающихся прав человека, ее цитируют в большом количестве других, как международных, так и внутригосударственных нормативных правовых актах.
Еще одной организацией, внесшей огромный вклад в формирование и развитие международно-правовой защиты, является Совет Европы, основанный в 1949 году. Данным Советом была разработана и принята 4 ноября 1950 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которой учреждались Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Разработанные в рамках ООН и Совета Европы международные соглашения о защите основных прав и свобод личности являются правовым фундаментом механизма конституционно-правовой и международно-правовой защиты основных прав каждого человека [4, С.6], в число которых входит и право личности на неприкосновенность частной жизни.
Все основополагающие международные правовые акты признают и закрепляют данное право личности. Так, ст.3 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Согласно ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.5 Европейской конвенции о защите прав человека, каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Европейской конвенцией в 8 статье закрепляется право человека на уважение частной и семейной жизни. Наличие перечисленных международных правовых норм хоть и предоставляет человеку абстрактную возможность защиты его права на неприкосновенность частной жизни путем обращения в межгосударственные органы, но не гарантирует лицу фактической доступности к данному механизму защиты основных прав и свобод.
Обеспечение человека возможностью воспользоваться правом на международно-правовую защиту его прав и свобод реализуется только в том государстве, которое осуществляет имплементацию международных правовых норм. Под имплементацией понимается деятельность государства, которая направлена на исполнение целей, установленных международными нормативными правовыми актами и состоящая из совершения определенных действий и воздержания от их совершения [2, С .6]. Имплементация состоит из следующих международных механизмов: 1) механизм содействия осуществлению международных соглашений в области прав человека; 2) механизм международного контроля за соблюдением государствами основных прав человека; 3) механизм защиты основных прав человека в международных судах [5, С.147].
Имплементация Российской Федерацией общепризнанных международных правовых актов началась, прежде всего, с принятием основных положений Конституции. Так, ч.4 ст.15 Конституция РФ устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Под общепризнанными принципами и нормами международного права понимают те нормы и принципы, которые получили официальное признание большинства государств и закреплены в соответствующих источниках международного права. В ст.38 Статута Международного Суда ООН дается определение источников международного права, в соответствии с которым ими являются международные конвенции, международный обычай и общие принципы, которые признаны цивилизованными народами. Следовательно, нормы и принципы, содержащиеся в международных конвенциях, сложившиеся в качестве международного обычая и принятые цивилизованными народами и являются общепризнанными. Данной статьей в правовую систему Российской Федерации также включены ее международные договоры, под которыми в соответствии с п. «а» ст.2 Закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. понимаются международные соглашения, которые были заключены Россией с «иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» [1]. За международными договорами ч.4 ст.15 Конституции РФ признается верховенство в случае, если они устанавливает отличные от национального законодательства правила поведения. Данное положение было конкретизировано Конституционным Судом РФ в Определении от 3 июля 1997 г. N 87-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса судьи Московского областного суда Н.В. Григорьевой», в котором, Суд подчеркнул, что преимуществом международный договор обладает не только по отношению к закону, но и к любой норме внутреннего российского права [6].
Помимо включения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовую систему страны и определения их места в иерархии источников права, Конституция РФ в ч.3 ст. 46 предусматривает возможность защиты прав и свобод человека и гражданина в межгосударственных органах. Возможность обращения за защитой своих прав в межгосударственные органы предусмотрена и ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой говорится о том, что юридическая защита наряду с уполномоченными на осуществление данной деятельности органами судебной или законодательной власти обеспечивается и другими компетентными органами, предусмотренными правовой системой того или иного государства.
Данным правом в соответствии с Конституцией обладает любой человек, законно находящийся на территории РФ, которым были исчерпаны все внутригосударственные средства зашиты. Об обязательности предварительно, до обращения в межгосударственные органы, воспользоваться имеющимися в соответствии с законом внутригосударственными средствами защиты говорится и в ст.35 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой Европейский Суд по правам человека может принять к рассмотрению дело только после того, как заявителем были исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
Европейский Суд по правам человека играет одну из важнейших ролей в международно-правовой защите прав и свобод личности, своими решениями он устанавливает наличие либо отсутствие нарушений того или иного права, признанного Конвенцией, в том числе права на неприкосновенность частной жизни. Правом обращаться в Европейский Суд граждане РФ были наделены 5 мая 1998 года, когда Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии со ст.32 Конвенции к компетенции Европейского Суда относится разрешение споров, касающихся вопросов толкования и применения ее положений. Одним из таких споров, который возник в связи с разногласиями в толковании ст.8 Конвенции, посвященной частной жизни, является дело «Одиевр (Odievre) против Франции» [7]. Европейский Суд своим решением по данному делу предоставил истцу право на получение информации о его личном происхождении, указав на то, что данное право является существенной частью личной жизни человека, охраняемой ст.8 Конвенции. Европейский Суд по правам человек в своих решениях часто расширяет границы области применения прав составляющих неприкосновенность частной жизни, которые в том числе предусмотрены Конституцией РФ. Например, закрепленное в ст.25 Конституции право гражданина на неприкосновенность жилища, в соответствии с позицией Европейского Суда распространяется не только на жилой дом или жилое помещение, но и на служебные официальные помещения [3, С.768]. А защитой права на семейную тайну пользуются не только лица, юридически оформившие свои отношения, но и лица, официально не состоящие в браке, но имеющие устойчивый характер взаимоотношений, которые фактически ничем не отличаются от гражданского брака [3, С.231,591].
Помимо установления гарантий и областей применения права на неприкосновенность частной жизни и его защиты, Европейская Конвенция определяет основания ограничения данного права. Так, в соответствии с п.2 ст.8 Конвенции право на неприкосновенность частной жизни может быть ограничено в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В одном из решений об ограничении права на неприкосновенность частной жизни Европейский Суд указал на то, что ограничение права человека на тайну переписки, телеграфных сообщений и телефонных переговоров является непременным следствием наказания и допустимо при условии, что данное вмешательство в частную жизнь личности происходит в точном соответствии с целью, преследуемой законом.
Международно-правовая защита заключается не только в наличии возможности у человека в установленных законом случаях обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы, но и в официальном закреплении в международных правовых актах механизмов и средств внутригосударственной защиты. Так, право личности на судебную защиту в любом государстве закреплено различными международными правовыми актами. Например, статья 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает право каждого человека на «эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Международным пактом о гражданских и политических правах в статье 14 и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в ч.1 статьи 6 также закрепляется право человека на судебную защиту его прав и свобод. Международное закрепление права человека на самостоятельную защиту его прав и свобод содержится в ст.13.5. Итогового документа Венской встречи государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где указано, что государства – участники данного Совещания обязаны с уважением относиться к гражданам, их правам и свободам, осуществлять активную деятельность по развитию и защите основных прав и свобод личности, как самостоятельно, так и совместными усилиями. Таким образом, международным правом человеку гарантируется внутригосударственная защита его прав и свобод.
Международно-правовая защита прав человека, в том числе его права на неприкосновенность частной жизни осуществляется на основании юридических норм, содержащихся в принятых международными организациями правовых актах и заключенных соглашениях. К таким актам, в первую очередь относятся Декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Данные нормы не только содержат в себе общеобязательные правила поведения, но и формируют и регулируют деятельность международных организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав личности и их защиту. Международная защита прав и свобод личности доступна только гражданам тех государств, которые осуществляют имплементацию международных правовых норм. Российская Федерация начала процесс имплементации с принятием основополагающих в сфере международных отношений конституционных положений. Тем самым, нормы международно-правовой защиты стали фактором конституционно-правовой защиты прав человека в Российской Федерации. А это говорит о тесном взаимодействии и взаимовлиянии международно-правового и внутригосударственного механизмов защиты прав человека, которое делает возможным полное осуществление человеком права на неприкосновенность его частной жизни.