Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION AS A FACTOR OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF HUMAN RIGHTS TO THE PRIVACY OF PRIVATE LIFE

Burnatseva K.E. 1 Gatsolati V.E. 2
1 FGBOU VO Khetagurov North Ossetian State University
2 Federal State budget educational establishment "North-Ossetia state University after K. L. Khetagurov"
The article discusses the process of origin, forming and developing of the institution of international legal protection of human rights and freedoms, the establishment and legal consolidation of the human rights to privacy on the international level. The value of such international organizations like United Nations, Council of Europe in forming and developing of the institution of international legal protection of human rights and freedoms was revealed. The paper is concerned with the history of implementation international legal norms into Russian legislation which consolidate the right to inviolability of private life and procedure for its implementation and protection. Subjected to analysis is the right to interstate protection of the human right to privacy, revealed the role of the European Court of Human Rights in the system of international legal protection of the citizens' rights. The list of grounds for limiting the right to privacy was noted. It was formulated the analysis of international legal acts regulating relations in the sphere of a private life, such as Universal Declaration of Human Rights, International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, International Covenant on Civil and Political Rights, European Convention on Human Rights.
privacy
international legal protection
united nations
council of europe
universal declaration of human rights
international covenant on economic
social and cultural rights
international covenant on civil and political rights
european convention on human rights
european court of human rights.

Одним из признаков, характеризующих Российскую Федерацию, как демократическое государство, является провозглашение в ее Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Все конституционные прав и свободы человека и гражданина, в т.ч. и право на неприкосновенность частной жизни, признаются и гарантируются общепризнанными принципами и нормами международного права, согласно которым право на неприкосновенность частной жизни принадлежит всем людям, вне зависимости от пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, социального статуса.

Возникновение, формирование и утверждение института международно-правовой защиты происходило во второй половине XX веке. После разгрома фашизма 24 октября 1945 года была создана Организация Объединенных наций, основатели которой поставили цель наладить международное сотрудничество «…в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия разы, пола, языка и религии» (п. «с» ст.55). Реализация цели, указанной в Уставе ООН, началась с образования в 1946 году Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, последнее заседание которой было проведено 27 марта 2006 года в Женеве. Спустя пару месяцев, 19 июня 2006 года, на основании резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи был создан Совет по правам человека, сменивший Комиссию и ставший основным органом ООН, контролирующим соблюдение основных прав и свобод человека. Данная Комиссия Организации Объединенных Наций разработала проекты Хартии прав человека, которые были реализованы Генеральной Ассамблеей ООН принятием в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, а в 1966 году Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Всеобщая декларация прав человека является одним из основополагающих нормативных документов в сфере международно-правовой защиты основных прав и свобод личности, к ней обращаются при возникновении споров, касающихся прав человека, ее цитируют в большом количестве других, как международных, так и внутригосударственных нормативных правовых актах.

Еще одной организацией, внесшей огромный вклад в формирование и развитие международно-правовой защиты, является Совет Европы, основанный в 1949 году. Данным Советом была разработана и принята 4 ноября 1950 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которой учреждались Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Разработанные в рамках ООН и Совета Европы международные соглашения о защите основных прав и свобод личности являются правовым фундаментом механизма конституционно-правовой и международно-правовой защиты основных прав каждого человека [4, С.6], в число которых входит и право личности на неприкосновенность частной жизни.

Все основополагающие международные правовые акты признают и закрепляют данное право личности. Так, ст.3 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Согласно ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.5 Европейской конвенции о защите прав человека, каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Европейской конвенцией в 8 статье закрепляется право человека на уважение частной и семейной жизни. Наличие перечисленных международных правовых норм хоть и предоставляет человеку абстрактную возможность защиты его права на неприкосновенность частной жизни путем обращения в межгосударственные органы, но не гарантирует лицу фактической доступности к данному механизму защиты основных прав и свобод.

Обеспечение человека возможностью воспользоваться правом на международно-правовую защиту его прав и свобод реализуется только в том государстве, которое осуществляет имплементацию международных правовых норм. Под имплементацией понимается деятельность государства, которая направлена на исполнение целей, установленных международными нормативными правовыми актами и состоящая из совершения определенных действий и воздержания от их совершения [2, С .6]. Имплементация состоит из следующих международных механизмов: 1) механизм содействия осуществлению международных соглашений в области прав человека; 2) механизм международного контроля за соблюдением государствами основных прав человека; 3) механизм защиты основных прав человека в международных судах [5, С.147].

Имплементация Российской Федерацией общепризнанных международных правовых актов началась, прежде всего, с принятием основных положений Конституции. Так, ч.4 ст.15 Конституция РФ устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Под общепризнанными принципами и нормами международного права понимают те нормы и принципы, которые получили официальное признание большинства государств и закреплены в соответствующих источниках международного права. В ст.38 Статута Международного Суда ООН дается определение источников международного права, в соответствии с которым ими являются международные конвенции, международный обычай и общие принципы, которые признаны цивилизованными народами. Следовательно, нормы и принципы, содержащиеся в международных конвенциях, сложившиеся в качестве международного обычая и принятые цивилизованными народами и являются общепризнанными. Данной статьей в правовую систему Российской Федерации также включены ее международные договоры, под которыми в соответствии с п. «а» ст.2 Закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. понимаются международные соглашения, которые были заключены Россией с «иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» [1]. За международными договорами ч.4 ст.15 Конституции РФ признается верховенство в случае, если они устанавливает отличные от национального законодательства правила поведения. Данное положение было конкретизировано Конституционным Судом РФ в Определении от 3 июля 1997 г. N 87-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса судьи Московского областного суда Н.В. Григорьевой», в котором, Суд подчеркнул, что преимуществом международный договор обладает не только по отношению к закону, но и к любой норме внутреннего российского права [6].

Помимо включения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовую систему страны и определения их места в иерархии источников права, Конституция РФ в ч.3 ст. 46 предусматривает возможность защиты прав и свобод человека и гражданина в межгосударственных органах. Возможность обращения за защитой своих прав в межгосударственные органы предусмотрена и ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой говорится о том, что юридическая защита наряду с уполномоченными на осуществление данной деятельности органами судебной или законодательной власти обеспечивается и другими компетентными органами, предусмотренными правовой системой того или иного государства.

Данным правом в соответствии с Конституцией обладает любой человек, законно находящийся на территории РФ, которым были исчерпаны все внутригосударственные средства зашиты. Об обязательности предварительно, до обращения в межгосударственные органы, воспользоваться имеющимися в соответствии с законом внутригосударственными средствами защиты говорится и в ст.35 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой Европейский Суд по правам человека может принять к рассмотрению дело только после того, как заявителем были исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Европейский Суд по правам человека играет одну из важнейших ролей в международно-правовой защите прав и свобод личности, своими решениями он устанавливает наличие либо отсутствие нарушений того или иного права, признанного Конвенцией, в том числе права на неприкосновенность частной жизни. Правом обращаться в Европейский Суд граждане РФ были наделены 5 мая 1998 года, когда Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии со ст.32 Конвенции к компетенции Европейского Суда относится разрешение споров, касающихся вопросов толкования и применения ее положений. Одним из таких споров, который возник в связи с разногласиями в толковании ст.8 Конвенции, посвященной частной жизни, является дело «Одиевр (Odievre) против Франции» [7]. Европейский Суд своим решением по данному делу предоставил истцу право на получение информации о его личном происхождении, указав на то, что данное право является существенной частью личной жизни человека, охраняемой ст.8 Конвенции. Европейский Суд по правам человек в своих решениях часто расширяет границы области применения прав составляющих неприкосновенность частной жизни, которые в том числе предусмотрены Конституцией РФ. Например, закрепленное в ст.25 Конституции право гражданина на неприкосновенность жилища, в соответствии с позицией Европейского Суда распространяется не только на жилой дом или жилое помещение, но и на служебные официальные помещения [3, С.768]. А защитой права на семейную тайну пользуются не только лица, юридически оформившие свои отношения, но и лица, официально не состоящие в браке, но имеющие устойчивый характер взаимоотношений, которые фактически ничем не отличаются от гражданского брака [3, С.231,591].

Помимо установления гарантий и областей применения права на неприкосновенность частной жизни и его защиты, Европейская Конвенция определяет основания ограничения данного права. Так, в соответствии с п.2 ст.8 Конвенции право на неприкосновенность частной жизни может быть ограничено в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В одном из решений об ограничении права на неприкосновенность частной жизни Европейский Суд указал на то, что ограничение права человека на тайну переписки, телеграфных сообщений и телефонных переговоров является непременным следствием наказания и допустимо при условии, что данное вмешательство в частную жизнь личности происходит в точном соответствии с целью, преследуемой законом.

Международно-правовая защита заключается не только в наличии возможности у человека в установленных законом случаях обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы, но и в официальном закреплении в международных правовых актах механизмов и средств внутригосударственной защиты. Так, право личности на судебную защиту в любом государстве закреплено различными международными правовыми актами. Например, статья 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает право каждого человека на «эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Международным пактом о гражданских и политических правах в статье 14 и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в ч.1 статьи 6 также закрепляется право человека на судебную защиту его прав и свобод. Международное закрепление права человека на самостоятельную защиту его прав и свобод содержится в ст.13.5. Итогового документа Венской встречи государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где указано, что государства – участники данного Совещания обязаны с уважением относиться к гражданам, их правам и свободам, осуществлять активную деятельность по развитию и защите основных прав и свобод личности, как самостоятельно, так и совместными усилиями. Таким образом, международным правом человеку гарантируется внутригосударственная защита его прав и свобод.

Международно-правовая защита прав человека, в том числе его права на неприкосновенность частной жизни осуществляется на основании юридических норм, содержащихся в принятых международными организациями правовых актах и заключенных соглашениях. К таким актам, в первую очередь относятся Декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Данные нормы не только содержат в себе общеобязательные правила поведения, но и формируют и регулируют деятельность международных организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав личности и их защиту. Международная защита прав и свобод личности доступна только гражданам тех государств, которые осуществляют имплементацию международных правовых норм. Российская Федерация начала процесс имплементации с принятием основополагающих в сфере международных отношений конституционных положений. Тем самым, нормы международно-правовой защиты стали фактором конституционно-правовой защиты прав человека в Российской Федерации. А это говорит о тесном взаимодействии и взаимовлиянии международно-правового и внутригосударственного механизмов защиты прав человека, которое делает возможным полное осуществление человеком права на неприкосновенность его частной жизни.