Деятельность современного образовательного учреждения невозможна без поддержки со стороны информационных технологий. В рамках данной статьи рассмотрим аспекты проектных решений по образу портала для лингвистического центра изучения языков.
Бизнес – цель 1. Уменьшить среднее рабочее время каждого преподавателя на ведение и подсчет успеваемости учащихся, уведомление об изменениях в расписании, информированию о мероприятиях до 10 минут в течение 3 месяцев при использовании портала.
Бизнес – цель 2. Уменьшить среднее время поиска нужной информации, при использовании портала до 2 минут.
Критерий успеха 1. Весь персонал и все клиенты лингвистического центра должны в течение 14 дней после внедрения портала перейти на его использование.
Критерий успеха 2. Все клиенты лингвистического центра должны уметь пользоваться ПК.
Критерий успеха 3. Все клиенты лингвистического центра должны уметь пользоваться Интернетом.
Фактор бизнес – риска 1. Не все клиенты готовы к работе с порталом. Потребуются временные ресурсы на обучение клиентов. Вероятность = 0,4.
Фактор риска – риска 2. Возможна реструктуризация учебного отдела и изменение функций сотрудников этого отдела. Вероятность = 0,1.
Для клиентов НУДО ЛЦ «Лексикон-М» портал позволит ознакомиться со своим расписанием, домашним заданием, оценками, мероприятиями, проводимыми центром, сотрудниками, свежими новостями, а также предоставит возможность связаться с преподавателями и своими одноклассниками.
Для сотрудников учебного отдела АС будет представлять собой портал, позволяющий добавлять и редактировать расписание, вести успеваемость учеников, выкладывать домашнее задание, проводить онлайн тестирование, публиковать новости центра и мероприятия.
Основные функции:
1. Авторизация.
2. Добавление новостей.
3. Просмотр новостей.
4. Добавление, изменение и просмотр информации о сотрудниках.
5. Составление, ведение и просмотр дневника.
6. Размещение материалов курсов.
7. Составление и прохождение онлайн тестов.
8. Добавление и просмотр мероприятий.
9. Онлайн общение.
10. Составление, изменение и просмотр онлайн библиотеки.
11. Составление, изменение и просмотр электронного расписания.
Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования прототипа портала
Предположения и зависимости
Предположения и зависимости 1. В отделе по работе с клиентами будут установлены компьютеры, подключенные к сети интранет. Сеть интранет будет иметь выход в сеть Интернет.
Предположения и зависимости 2. Клиентам НУДО ЛЦ «Лексикон-М» будут доступны ПК, имеющие выход в Интернет.
Ограничения и исключения
Ограничения и исключения 1. Некоторые клиенты не будут иметь доступа к порталу и будут обслуживаться непосредственно через менеджера.
Ограничения и исключения 2. ИС будет применяться только для НУДО ЛЦ «Лексикон-М».
Совокупность внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения представляет собой информационное обеспечение прототипа портала.
Структура информационной базы и экранные формы данных в ЭВМ являются внутримашинным информационным обеспечением.
В свою очередь внемашинное информационное обеспечение состоит из классификаторов: технико-экономическая информация, документы, методические инструктивные материалы [2].
Рассмотрим логическую модель данных прототипа портала для лингвистического центра, где 1 – внутримашинная организация портала, а 2 и 3 – внемашинная.
Схема 1. Взаимодействие интегрируемых модулей с ядром ОП
В образовательном портале должны функционировать модули, где 2 и 3 – внутримашинная организация портала, а 1 – внемашинная, включающая в себя:
- "Дневник" (отображает текущий рейтинг обучающегося);
- "Задания" (позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы.);
- "Опросы" (позволяет преподавателю задать один-единственный вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов.);
- "Тесты" (позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: множественный выбор, верно/неверно, на соответствие, короткий ответ, числовой.).
Логическая модель прототипа портала предназначена для отображения логических связей между элементами данных вне зависимости от их среды содержания и хранения. Модель представляет понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью. Представленная ниже логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных разрабатываемого прототипа портала [1].
На рисунке 1 представлена логическая модель данных, где отображены сущности с атрибутами, а также ключами сущностей и связями между ними.
Рисунок 2 – Логическая модель данных прототипа портала
В Таблица 1 представлены таблицы БД прототипа портала, поля таблиц и значение полей.
Таблица 1 – Структура БД
Преподаватель |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
ID_преподавателя |
Числовой |
Длинное число |
||
ФИО преподавателя |
Текст |
200 |
||
Электронная почта преподавателя |
Текст |
200 |
||
Предмет |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
ID_предмета |
Числовой |
Длинное число |
||
Название предмета |
Текст |
200 |
||
Программа обучения |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
ID_программы обучения |
Числовой |
Длинное число |
||
Название программы обучения |
Текст |
200 |
||
Возрастная группа |
Текст |
200 |
||
Стоимость |
Числовой |
Длинное число |
||
Количество часов |
Числовой |
Длинное число |
||
Ученик |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
ID_ученика |
Числовой |
Длинное число |
||
ФИО ученика |
Текст |
200 |
||
Возраст ученика |
Текст |
200 |
||
Телефон ученика |
Текст |
200 |
||
Расписание |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
ID_расписания |
Числовой |
Длинное число |
||
Дата |
Дата |
ДД.ММ.ГГГГ |
||
Время |
Время |
ЧЧ:ММ |
||
ID_ученика (внешний ключ) |
Числовой |
Длинное число |
||
ID_предмета (внешний ключ) |
Числовой |
Длинное число |
||
ID_программы обучения (внешний ключ) |
Числовой |
Длинное число |
||
ID_расписания (внешний ключ) |
Числовой |
Длинное число |
||
Мероприятие |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
Личный кабинет ученика |
||||
Поле |
Тип |
размер |
||
ID_личного кабинета |
Числовой |
Длинное число |
||
ID_ расписания |
Числовой |
Длинное число |
Далее рассмотрим некоторые аспекты поведение прототипа портала. Диаграмма состояний показывает положение одиночного объекта, события или сообщения, которые вызывают переход из одного состояния в другое, и действия, являющиеся результатом смены состояния. Данная диаграмма позволяет изобразить жизненный цикл одного объекта, начиная с самого момента его создания и заканчивая разрушением. На рисунке 2 показана диаграмма состояния раздела «Журнал» в прототипе портала лингвистического центра.
Рисунок 3 – Диаграмма состояний раздела "Расписание"
При моделировании поведения прототипа портала возникает необходимость не только представить процесс изменения ее состояний, но и детализировать особенности алгоритмической и процедурной реализации выполняемых системой операций. Для этой цели лучше использовать структурные схемы алгоритмов или блок-схемы. Диаграммы деятельности используются для моделирования процесса выполнения операций в языке UML.
Визуализация особенностей реализации операций, когда необходимо представить алгоритмы их выполнения является основным направлением использования диаграмм деятельности. В свою очередь, каждое состояние может быть выполнением операции определенного класса либо ее части, давая возможность использовать диаграммы деятельности для описания реакций на внутренние события системы [5].
На Рисунок 4 представлена диаграмма деятельности, на которой изображен алгоритм изменения журнала в разделе «Журнал».
Рисунок 4 – Диаграмма деятельности
Таким образом была рассмотрена внутримашинная и внемашинная организация портала и спроектированна логическая структура прототипа портала для лингвистического центра.