Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND INVESTMENT ACTIVITY IN KALUGA REGION: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Nesterova A.V. 1 Erokhina E.V. 1
1 Kaluga Branch of the Moscow State Technical University named after N.E. Bauman
For Russia, the largest on the territory of the country, consisting of a complex conglomerate of regions, each of which has its own natural and social conditions, demographic indicators, the analysis of economic and social development plays an important role. An effective model of reforming the country along the lines of sustainable development can be worked out only taking into account the situation that is developing in the regions. Underestimation of regional factors entails severe consequences. The central federal district, which includes the Kaluga region, is one of the key regions for the national economy of the country. The relevance of this work lies in the fact that at present the efficiency of regional management depends on the extent to which and how productively resolved issues, the most important for the population of the territory, as the "development and implementation of regional policy provides an optimum balance of federal and regional interests" The investment attractiveness and investment activity of the Kaluga region are examined in this article.The prospects of the region development are considered. Socioeconomic Development of the Kaluga region in 2018 - 2020 years. The object of the study is the Kaluga Region. The subject of the study is the socio-economic development of the above-mentioned region.
investment attractiveness
investment activity
innovation-active enterprises
Investment
innovation policy.

Инвестиционная привлекательность - это совокупность благоприятных для инвестиций факторов, характеризующих инвестиционный климат региона и отличающих данный регион от других [5].

Инновационная активность – это интенсивность действий предприятия по созданию новшеств (в том числе, приобретение лицензий и всех прав по патентам) и их практической реализации, но не степень обеспечения предприятия ресурсами, необходимыми для осуществления инноваций. Чем выше инновационная активность предприятия, тем интенсивнее его инновационная деятельность, и, следовательно, целесообразнее его функционирование и существование [5].

Инновационно-активными следует считать предприятия, которые:

  • осуществляют внедрение технологических новшеств отечественного авторства в виде

новых продуктов и технологий, их широкое распространение и получение значительного коммерческого результата;

  • осуществляют инновации иностранного авторства, но на основе закупки всех прав

по патенту, когда новшество становится собственностью российского лицензиата;

  • занимаются реинжинирингом, вводят прогрессивные системы работы с

персоналом, новые технологии продвижения товаров на рынок и т.п. Следует иметь в виду, что инновации имеют в своей основе не только изобретения, технические решения, но и социальные изменения [4].

Калужская область является регионом с высокой социально-политической устойчивостью, одна из наиболее динамично развивающихся областей, занимающая лидирующие позиции в Российской Федерации по многим социально-экономическим показателям. К преимуществам региона относятся:

  • удобное географическое расположение в центре Европейской части России;
  • земли и климат, благоприятные для развития производства;
  • формы, условия и порядок оказания государственной поддержки инвесторам;
  • разнообразные консалтинговые услуги инвесторам;
  • квалифицированные рабочие и управленческие кадры;
  • развитая инфраструктура современных средств связи;

Общий объем привлеченных инвестиций в основной капитал в 2015 г. составил 92,5 млрд. руб., что на 7,5 млрд. руб. меньше, чем в 2014 г. По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения Калужская область занимает 4 место в Центральном Федеральном округе и 15 в России. Сохранены лидирующие позиции Калужской области (2 место) по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В 2015 г. было открыто 9 предприятий, среди которых 4 новых фармацевтических производства и 2 предприятия агропромышленного комплекса [6].

По итогам конкурса, проведенного министерством экономического развития Российской Федерации, на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области» в 2016 г. привлечено 114,7 млн. руб., среди которых 68,7 млн. рублей из средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства и 46,0 млн. рублей на строительство бизнес-инкубатора в городе Обнинске.

Общий объем инвестиций в 2016 г. составил 80,1 млрд. руб., или 69,9% в сравнении с предыдущим годом. Основным источником инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям являлись привлеченные средства, которые составили 59,1% от общего объема инвестиций, собственные средства – 40,9%. При этом бюджетные средства составили 42,1% от объема привлеченных средств (или 24,9% от общего объема инвестиций). В структуре бюджетных средств по крупным и средним организациям в 2016 г. по сравнению с 2015 г. [7]:

  • увеличилась доля средств областного бюджета и составила 17,4 % к общему объему

бюджетных средств (в 2015 г. – 15,2 %);

  • снизилась доля средств федерального бюджета и составила 78,8% (80,3%), средств

местных бюджетов – 3,8% (4,5%).

Объем инвестиций, привлеченных в основной капитал Калужской области в 2017 году, достиг суммы в 81,3 млрд. руб., что на 1,5% больше по сравнению с 2016 годом, тем самым указывая на ежегодное увеличение объемов инвестированных средств [2].

В 2017 году в Калужской области были открыты пять новых крупных промышленных предприятий, среди которых «Палладио Обнинск», «Теклеор», «Ламинам Рус», начавшие производство сверхтонких керамических панелей, упаковки для лекарственных препаратов, а также обработку пищевых продуктов, увеличивающую срок ее хранения. Завод "Ай Си Эм Гласс" приступил к выпуску субстрата на основе вспененного стекла, который улучшает плодородие почвы.
Всего с 2006 года в экономику области было инвестировано 880 млрд. руб. и, тем самым, было создано 27,876 тыс. новых рабочих мест.

Действующая в Калужской области Стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года определяет приоритеты и общий вектор развития области на долгосрочную перспективу. В соответствии с ней определены главная и второстепенная группы направлений.

Основные направления: автомобилестроение, кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины. Второстепенные направления: транспортно-логистический и агропромышленный кластеры.

По прогнозу Правительства Калужской области, в структуре экономики региона в 2018 - 2020 годах будет укрепляться доля обрабатывающих производств и сельского хозяйства, что обусловлено реализацией инвестиционных проектов на территории области и локализацией новых производств.

В 2018 году объем ВРП в номинальном выражении составит от 394,6 до 400,5 млрд рублей по различным вариантам прогнозирования, индекс физического объема ВРП - от 101,5 до 103%.

Индекс физического объема ВРП в 2019 - 2020 годах прогнозируется на уровне 101% по базовому варианту и 102,3 - 103% по целевому варианту. Объем ВРП увеличится с 412,9 млрд рублей в 2019 году до 429,5 млрд рублей в 2020 году по базовому варианту; с 424,4 млрд рублей в 2019 году до 452,1 млрд рублей в 2020 году по целевому варианту [6].

Относительно социально-экономического развития можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, отмечалось развитие социосферы региона, которое не успевало за динамичным развитием экономической сферы, с другой – создание новых производств и успехи экономической сферы позволяют создавать мощный фундамент для развития социальной сферы. Главным аргументом в пользу последнего тезиса является высокий показатель среднемесячной начисленной заработной платы по региону, который из регионов ЦФО ниже только показателя Московской области.

Два направления, по которым были даны позитивные характеристики, – это социальная защита и поддержка многодетных семей.

По данным делового еженедельника «Экономика и жизнь – Русь», здравоохранение – наиболее проблемный сегмент Калужской области. Главная проблема данной отрасли заключается в дефиците кадров. Москва «вымывает» из соседних регионов большую часть трудовых ресурсов, поэтому региональная власть предпринимает целый ряд усилий, вплоть до целевых наборов и предоставления жилья, лишь бы привлечь медиков в регион [1].

Основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики в Калужской области на период до 2020 года [2]:

  • Формирование региональных приоритетных направлений внедрения инновационных проектов, реализация которых будет иметь наибольшее значение для экономического развития Калужской области.
  • Дальнейшее развитие частно-государственного партнерства в научно-технической и инновационной сферах. Принятие закона о развитии частно-государственного партнерства в Калужской области.
  • Создание недостающих элементов региональной инновационной инфраструктуры (технопарка «Обнинск», инновационно-технологических центров и центров коллективного пользования приборами и оборудованием, отраслевых технопарков и зон инновационного развития и других).
  • Увеличение доли инновационной продукции до 25% от общего объема продукции Калужской области.
  • Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме экспортной продукции Калужской области.
  • Увеличение количества малых инновационных предприятий до 30% от общего количества малых предприятий, зарегистрированных в Калужской области.
  • Создание университета инновационного типа, а также научно-образовательных комплексов.
  • Активное вовлечение муниципальных образований области в инновационную деятельность.

Правительство Калужской области предполагает, что в прогнозируемом периоде, т.е. в 2018-2020 гг., будет продолжена стабилизация экономической ситуации в регионе с возможным приростом при условии дальнейшего оживления экономической активности в России в целом. В таблице 1 представлена динамика показателей социально-экономического развития на 2018-2020 гг.

Таблица 1 – Основные показатели социально-экономического развития Калужской области на 2018 г. и на период 2019 - 2020 гг. [4]

Показатели

2018 год

2019 год

2020 год

Валовый региональный продукт, млн. руб.

394614,8

412920,4

429493,1

Численность населения (среднегодовая), тыс. чел.

1014,5

1015,2

1015,7

Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц, руб.

31686,2

33439,2

35321,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб.

638674,0

690066,0

740808,0

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. руб.

90925,7

91979,3

93055,8

 

Данные таблицы 1 позволяют проследить следующие тенденции в развитии социально-экономического развития региона. Объем валового регионального продукта в 2019 г. увеличится в сравнении с 2018 г. на 4,64%, т.е. на 18 305,6 млн. руб. Темп роста такого показателя, как численность населения, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составит 0,07%, а именно 1015,2 тыс. чел. Однако темп роста данного показателя в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизится и составит 0,05%, а именно 1015,7 тыс. чел.

Прогноз отражает развитие экономики Калужской области в условиях реализации региональной политики по поддержанию благоприятного инвестиционного климата и стимулированию экономического роста с учетом оценок отраслевых министерств, муниципальных образований, а также планов развития предприятий региона.

Что же касается Калужской области в целом, то она неравномерна по своим экономическим возможностям. Более отсталый – юго-восток. Более развитые центры – Калуга и Обнинск [3].

Местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля над эффективностью природопользования.  Для этого в налоговой системе необходимо предусмотреть нормативы разведения налоговых поступлений между разными уровнями государственного бюджета таким образом, чтобы каждому уровню управления соответствовала надежная доходная база для финансирования возложенных на него функций. Доходы бюджетов субъектов Федерации не должны зависеть от произвола федеральных чиновников, так же, как и доходы бюджетов органов местного самоуправления не должны определяться благосклонностью региональных властей.

В результате исследования было выяснено, что социально-экономическое развитие региона - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения региона, основанные на повышении доходов, улучшении здоровья населения и повышении уровня его образования; создании условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличении степени свободы людей.