В современных социально-экономических условиях хозяйствование и функционирование любой спортивной организации различной формы собственности должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и последующему планированию управленческих процессов [5]. Применение управленческих технологий способствует повышению эффективности работы организаций спортивной сферы, которую можно представить как взаимосвязь отдельных элементов: объект-субъект управления; информационная услуга; социальные, экономические, политические, технологические процессы, а также процессы, обеспечивающие регулирование и управление поведением индивида [3, 8]. Необходимость планирования касается и бизнес – процессов, протекающих в организации. Бизнес-процессы спортивной организации включают в себя два основных типа, один из которых – это непосредственно спортивные бизнес-процессы, к которым можно отнести процессы по планированию программ тренировки, анализу соревновательной деятельности и др. [1].
Цель исследования заключается в анализе бизнес – планирования на спортивных предприятиях, анализе алгоритма построения тренировочных моделей.
Исследование проведено на примере футбольного клуба (ФК) «Торпедо» г. Москвы. Теоретическая значимость работы заключается в анализе основных подходов к построению эффективного тренировочного процесса в футбольном клубе. Методы исследования включают в себя анализ (основных методик тренировок спортсменов), синтез (текущего подхода ФК «Торпедо») и сравнение (существующей системы тренировок с наилучшей моделью с целью ее внедрения в клубе).
Футбольная команда московского «Торпедо» имеет богатую историю и является одним из старейших коллективов нашей страны. ФК «Торпедо» (г. Москва) является крупным футбольным клубом, имеющим большую историю своего развития, профессиональный состав тренеров и игроков, что позволяет ей добиваться успехов на различных проводимых матчах.
ФК «Торпедо» проводит юношеские наборы футболистов. Подготовку юных футболистов в клубе (от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования) осуществляют ведущие тренеры-преподаватели. Учебно-тренировочные занятия проводятся на специализированных синтетических полях стадиона «Торпедо» под руководством тренеров-преподавателей, обладающих богатым опытом работы в данной сфере деятельности. Работы и услуги, предоставляемые ФК «Торпедо», включают [6]: организацию и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения (с 5 лет), реализацию программы спортивной подготовки по олимпийскому виду спорта «футбол» (8-17 лет) и др.
Учебно-тренировочный процесс в ФК «Торпедо» происходит в контексте взаимодействия тренера и футболистов. Тренерская работа ФК «Торпедо» – это воздействие на других с целью обучения простейшим футбольным навыкам и приемам, дальнейшее закрепление и совершенствование футбольного мастерства на долговременной основе. Тренер, используя основные педагогические принципы, стремится помочь юным игрокам в их развитии, при этом постоянно стимулируя их.
Помимо преимущественно педагогических принципов, в процессе воздействия на игроков в ФК «Торпедо» присутствуют и образовательные принципы. Характерной чертой при этом является цикличность учебного процесса: в своих действиях занимающиеся демонстрируют какую-то цель (например, стремление быть частью футбольной команды), приобретают опыт, получают реакцию или комментарии, адаптируются, совершенствуются. В ходе учебно-тренировочного процесса занимающиеся отрабатывают адаптированную к конкретным условиям модель обучения, построенную в соответствии с параметрами критериального оценивания и сопоставления уровней информационной, мотивационной, операциональной и творческой готовности [2].
Воздействие на игроков команды во время матча, до или после матча - очень важный аспект учебного процесса в ФК «Торпедо». Но еще более важным аспектом, по мнению автора, становится работа тренера во время тренировочного процесса.
Именно тренерскую работу во время тренировочного процесса в ФК «Торпедо» проанализируем далее. Тренерская работа во время тренировочной деятельности должна повышать эффективность тренировочного процесса [4]. Кроме того, помимо понимания тренером и игроками смысла тренировочного процесса, целесообразно ознакомиться с требованиями и структурой, которым должна отвечать тренировка в ФК «Торпедо».
Для тренеров ФК «Торпедо» были сформулированы основные принципы, по которым должна выстраиваться тренировка. Эти принципы должны привести к эффективным тренировочным моделям и ситуациям в процессе развития игроков. Они должны гарантировать результативность тренировочного процесса, его соответствие уровню мастерства и восприятия игры той или иной группы. Тренировка предназначена, прежде всего, для отработки (или совершенствования) всех действий, которые встречаются в игре. Тренировка является одним из моментов в большом цикле тренировочной и соревновательной деятельности. Характерной чертой тренировочного процесса в ФК «Торпедо» является четкое соответствие тренировки возрасту, уровню и опыту игроков. Главный принцип тренировки – задание должно стимулировать, быть достаточно сложным, но и вместе с тем не должно быть невыполнимым.
Тренировка подразделяется на три этапа [7]. Далее рассмотрим эти этапы подробнее.
1.Этап ознакомления. Этот этап тренировки направлен на то, чтобы игроки поняли, что запланировано на занятие, как это относится к игре команды, что именно предстоит отрабатывать, и как это связано с предыдущими тренировками или матчами. Игрокам предлагаются футбольные ситуации, в которых бы они столкнулись с тем эпизодом и с теми собственными и командными действиями, которые и являются предметом упражнения (или тренировки).
2.Этап обучения. Он является сутью тренировочного занятия. Именно на этом этапе совершенствование игровых действий должно привести к долгосрочному развитию мастерства. Посредством заранее выбранной тренировочной модели игроки ставятся в ситуацию, которая вынуждает их выполнять подлежащие совершенствованию действия (например, при развитии атаки). Организуя занятие таким образом, что игроки часто вынуждены выполнять обозначенные действия (в данном случае атакующие действия - передачи, прием мяча, выбор позиции и т.д.) тренер получает четкое представление о том, какие аспекты нуждаются в улучшении, где необходимо тренерское вмешательство и корректировка. Тренерская работа на данном этапе заключается в своевременном варьировании уровня сопротивления (кол-ва игроков, размеров поля, правил игры и т.д.).
Вся тренировка в клубе делится на 3 части - вводную разминку, основную (тяжёлую работу) и заключительную части. Кроме того, отдельные часы отведены теоретическим занятиям, где футболистов обучают вопросам тактики. Двухчасовая тренировка не требует предварительного полного плана. Обычно она начинается с разминки или лёгкого бега (занимает 7-10 минут), после чего следует комплекс упражнений (причем тренирующиеся могут быть разделены на несколько групп – в зависимости от того, какой элемент отрабатывается – игра головой, дальние удары, взаимодействие в средней линии).
Упражнения (самые разные, в том числе работа в эстафетах) продолжаются 25-30 минут, после чего команда делится на две половины и переходит к игре (обычно игра проходит на одной половине поля, чтобы исключить разброс сил футболистов). По окончании игры команда совершает общий кросс .
3.Этап применения. В тренировочной работе ФК «Торпедо» этот этап предназначается для того, чтобы проверить и проконтролировать заученный (отработанный) материал в условиях максимально приближенных к игре. Естественно конечный этап применения - это официальный матч. Он обеспечивает логическую осмысленную линию развития для всей команды в целом и для каждого игрока в отдельности, а также является эталоном для проверки общих задач, стоящих в той или иной возрастной категории.
Повышение уровня мастерства футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов. Весь учебно-тренировочный процесс в ФК «Торпедо» направлен на подготовку квалифицированных футболистов. Он строится на основе программного материала и режима работы клуба. Чтобы решить стоящие перед ФК задачи успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким направлениям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности футболистов. Не менее важным является и повышение эффективности работы над овладением техникой игры, совершенствованием навыков выполнения широкого спектра технико-тактических приемов в условиях, близких к игровым. Успешность подготовки в избранном виде спорта связывают со своевременным (адекватным возрасту) и перспективным (опережающим) овладением основами рациональной техники движений уже на начальных этапах подготовки.
Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы позволил предположить, что наиболее оптимальным путем дальнейшего повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов в ФК «Торпедо», особенно на этапе начального обучения, будет такой подход, когда в комплексе одновременно рассматриваются:
- Возрастная динамика количественных и качественных показателей структуры соревновательной деятельности юных футболистов, разносторонности техники и тактики игры.
- Взаимосвязь структур тренировочной и соревновательной деятельности с содержанием технико-тактической подготовки в учебных программах.
- Учет возрастных приоритетов отдельных групп технико-тактических действий.
Следует также отметить, что, несмотря на относительно хорошую разработанность системы комплексного контроля в ФК «Торпедо», в настоящее время остаются проблемы с интерпретацией полученных данных и их использованием в процессе управления тренировкой. Причины, по всей видимости, следующие: во-первых, не удается обеспечить действительную комплексность оценки, во-вторых, существующие подходы не обеспечивают возможности оперативного управления тренировочным процессом, в-третьих, для принятия такого решения необходима возможность сопоставления исходного состояния спортсмена, состояния на фоне тренировочных нагрузок и необходимого целевого состояния.
Чтобы ход тренировки в ФК «Торпедо» соответствовал предъявляемым к тренировочному процессу требованиям, необходимо реализовать основные мероприятия:
- Содержание отдельной тренировки следует планировать всесторонне обоснованно.
- Основы повышающейся результативности — постепенное повышение требований к тренировкам и непрерывность тренировочного процесса.
- Одно из условий непрерывного роста мастерства — разносторонность тренировок.
- Каждая тренировка футболиста должна быть научно обоснована.
Таким образом, применение представленных принципов и обозначенных положений в тренировочном процессе позволит ФК «Торпедо» улучшить систему подготовки игроков, что скажется на эффективности проводимых игр.