Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF MANAGEMENT OF THE TRAINING PROCESS IN FOOTBALL CLUB

Akopov A.Z. 1
1 Russian university of transport (MIIT)
The article shows that in modern socio-economic conditions the functioning of any sports organization of various forms of ownership must be accompanied by the compulsory activity of the company's management in the analysis and subsequent planning of various kinds of processes. The study was conducted on the example of the football club (FC) «Torpedo» in Moscow. Theoretical significance of the work consisted in analyzing the main approaches to building an effective training process in a football club. The research methods included analysis (the main methods of training athletes), synthesis (the current approach to the activities of FC «Torpedo») and comparison (the existing training system with the best model for the purpose of its implementation in the club). The need to implement the following provisions in the training process is noted: 1) the content of a separate training should be planned comprehensively; 2) foundations of increasing effectiveness - gradual increase in training requirements and continuity of the training process; 3) one of the conditions for the continuous growth of skill is the versatility of training; 4) every training of a football player must be scientifically justified. Application of the principles and indicated provisions in the training process will allow FC «Torpedo» to improve the system of training of players, which will affect the effectiveness of the games.
football club
training process
pedagogical principles
educational principles

В современных социально-экономических условиях хозяйствование и функционирование любой спортивной организации различной формы собственности должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и последующему планированию управленческих процессов [5]. Применение управленческих технологий способствует повышению эффективности  работы организаций спортивной сферы, которую можно представить как  взаимосвязь отдельных элементов: объект-субъект управления; информационная услуга; социальные, экономические, политические, технологические процессы, а также процессы, обеспечивающие регулирование и управление поведением индивида [3, 8]. Необходимость планирования касается и бизнес – процессов, протекающих в организации. Бизнес-процессы спортивной организации включают в себя два основных типа, один из которых – это непосредственно спортивные бизнес-процессы, к которым можно отнести процессы по планированию программ тренировки, анализу соревновательной деятельности и др. [1].

Цель исследования заключается в анализе бизнес – планирования на спортивных предприятиях, анализе алгоритма построения тренировочных моделей.

Исследование проведено на примере футбольного клуба (ФК) «Торпедо» г. Москвы. Теоретическая значимость работы заключается в анализе основных подходов к построению эффективного тренировочного процесса в футбольном клубе. Методы исследования включают в себя анализ (основных методик тренировок спортсменов), синтез (текущего подхода ФК «Торпедо») и сравнение (существующей системы тренировок с наилучшей моделью с целью ее внедрения в клубе).

Футбольная команда московского «Торпедо» имеет богатую историю и является одним из старейших коллективов нашей страны. ФК «Торпедо» (г. Москва) является крупным футбольным клубом, имеющим большую историю своего развития, профессиональный состав тренеров и игроков, что позволяет ей добиваться успехов на различных проводимых матчах.

ФК «Торпедо» проводит юношеские наборы футболистов. Подготовку юных футболистов в клубе (от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования) осуществляют ведущие тренеры-преподаватели. Учебно-тренировочные занятия проводятся на специализированных синтетических полях стадиона «Торпедо» под руководством тренеров-преподавателей, обладающих богатым опытом работы в данной сфере деятельности. Работы и услуги, предоставляемые ФК «Торпедо», включают [6]: организацию и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения (с 5 лет), реализацию программы спортивной подготовки по олимпийскому виду спорта «футбол» (8-17 лет) и др.

Учебно-тренировочный процесс в ФК «Торпедо» происходит в контексте взаимодействия тренера и футболистов. Тренерская работа ФК «Торпедо» – это воздействие на других с целью обучения простейшим футбольным навыкам и приемам, дальнейшее закрепление и совершенствование футбольного мастерства на долговременной основе. Тренер, используя основные педагогические принципы, стремится помочь юным игрокам в их развитии, при этом постоянно стимулируя их.

Помимо преимущественно педагогических принципов, в процессе воздействия на игроков в ФК «Торпедо» присутствуют и образовательные принципы. Характерной чертой при этом является цикличность учебного процесса: в своих действиях занимающиеся демонстрируют какую-то цель (например, стремление быть частью футбольной команды), приобретают опыт, получают реакцию или комментарии, адаптируются, совершенствуются. В ходе учебно-тренировочного процесса занимающиеся отрабатывают адаптированную к конкретным условиям модель обучения, построенную в соответствии с параметрами критериального оценивания и сопоставления уровней информационной, мотивационной, операциональной и творческой готовности [2].

Воздействие на игроков команды во время матча, до или после матча - очень важный аспект учебного процесса в ФК «Торпедо». Но еще более важным аспектом, по мнению автора, становится работа тренера во время тренировочного процесса.

Именно тренерскую работу во время тренировочного процесса в ФК «Торпедо» проанализируем далее. Тренерская работа во время тренировочной деятельности должна повышать эффективность тренировочного процесса [4]. Кроме того, помимо понимания тренером и игроками смысла тренировочного процесса, целесообразно ознакомиться с требованиями и структурой, которым должна отвечать тренировка в ФК «Торпедо».

Для тренеров ФК «Торпедо» были сформулированы основные принципы, по которым должна выстраиваться тренировка. Эти принципы должны привести к эффективным тренировочным моделям и  ситуациям в процессе развития игроков. Они должны гарантировать результативность тренировочного процесса, его соответствие уровню мастерства и восприятия игры той или иной группы. Тренировка предназначена, прежде всего, для отработки (или совершенствования) всех действий, которые встречаются в игре. Тренировка является одним из моментов в большом цикле тренировочной и соревновательной деятельности. Характерной чертой тренировочного процесса в ФК «Торпедо» является четкое соответствие тренировки возрасту, уровню и опыту игроков. Главный принцип тренировки – задание должно стимулировать, быть достаточно сложным, но и вместе с тем не должно быть невыполнимым.

Тренировка подразделяется на три этапа [7]. Далее рассмотрим эти этапы подробнее.

1.Этап ознакомления. Этот этап тренировки направлен на то, чтобы игроки поняли, что запланировано на занятие, как это относится к игре команды, что именно предстоит отрабатывать, и как это связано с предыдущими тренировками или матчами. Игрокам предлагаются футбольные ситуации, в которых бы они столкнулись с тем эпизодом и с теми собственными и командными действиями, которые и являются предметом упражнения (или тренировки).

2.Этап обучения. Он является сутью тренировочного занятия. Именно на этом этапе совершенствование игровых действий должно привести к долгосрочному развитию мастерства. Посредством заранее выбранной тренировочной модели игроки ставятся в ситуацию, которая вынуждает их выполнять подлежащие совершенствованию действия (например, при развитии атаки). Организуя занятие таким образом, что игроки часто вынуждены выполнять обозначенные действия (в данном случае атакующие действия - передачи, прием мяча, выбор позиции и т.д.) тренер получает четкое представление о том, какие аспекты нуждаются в улучшении, где необходимо тренерское вмешательство и корректировка. Тренерская работа на данном этапе заключается в своевременном варьировании уровня сопротивления (кол-ва игроков, размеров поля, правил игры и т.д.).

Вся тренировка в клубе делится на 3 части - вводную разминку, основную (тяжёлую работу) и заключительную части. Кроме того, отдельные часы отведены теоретическим занятиям, где футболистов обучают вопросам тактики. Двухчасовая тренировка не требует предварительного полного плана. Обычно она начинается с разминки или лёгкого бега (занимает 7-10 минут), после чего следует комплекс упражнений (причем тренирующиеся могут быть разделены на несколько групп – в зависимости от того, какой элемент отрабатывается – игра головой, дальние удары, взаимодействие в средней линии).

Упражнения (самые разные, в том числе работа в эстафетах) продолжаются 25-30 минут, после чего команда делится на две половины и переходит к игре (обычно игра проходит на одной половине поля, чтобы исключить разброс сил футболистов). По окончании игры команда совершает общий кросс .

3.Этап применения. В тренировочной работе ФК «Торпедо» этот этап предназначается для того, чтобы проверить и проконтролировать заученный (отработанный) материал в условиях максимально приближенных к игре. Естественно конечный этап применения - это официальный матч. Он обеспечивает логическую осмысленную линию развития для всей команды в целом и для каждого игрока в отдельности, а также является эталоном для проверки общих задач, стоящих в той или иной возрастной категории.

Повышение уровня мастерства футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов. Весь учебно-тренировочный процесс в ФК «Торпедо» направлен на подготовку квалифицированных футболистов. Он строится на основе программного материала и режима работы клуба. Чтобы решить стоящие перед ФК задачи успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким направлениям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности футболистов. Не менее важным является и повышение эффективности работы над овладением техникой игры, совершенствованием навыков выполнения широкого спектра технико-тактических приемов в условиях, близких к игровым. Успешность подготовки в избранном виде спорта связывают со своевременным (адекватным возрасту) и перспективным (опережающим) овладением основами рациональной техники движений уже на начальных этапах подготовки.

Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы позволил предположить, что наиболее оптимальным путем дальнейшего повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов в ФК «Торпедо», особенно на этапе начального обучения, будет такой подход, когда в комплексе одновременно рассматриваются:

  1. Возрастная динамика количественных и качественных показателей структуры соревновательной деятельности юных футболистов, разносторонности техники и тактики игры.
  2. Взаимосвязь структур тренировочной и соревновательной деятельности с содержанием технико-тактической подготовки в учебных программах.
  3. Учет возрастных приоритетов отдельных групп технико-тактических действий.

Следует также отметить, что, несмотря на относительно хорошую разработанность системы комплексного контроля в ФК «Торпедо», в настоящее время остаются проблемы с интерпретацией полученных данных и их использованием в процессе управления тренировкой. Причины, по всей видимости, следующие: во-первых, не удается обеспечить действительную комплексность оценки, во-вторых, существующие подходы не обеспечивают возможности оперативного управления тренировочным процессом, в-третьих, для принятия такого решения необходима возможность сопоставления исходного состояния спортсмена, состояния на фоне тренировочных нагрузок и необходимого целевого состояния.

Чтобы ход тренировки в ФК «Торпедо» соответствовал предъявляемым к тренировочному процессу требованиям, необходимо реализовать основные мероприятия:

  1. Содержание отдельной тренировки следует планировать всесторонне обоснованно.
  2. Основы повышающейся результативности — постепенное повышение требований к тренировкам и непрерывность тренировочного процесса.
  3. Одно из условий непрерывного роста мастерства — разносторонность тренировок.
  4. Каждая тренировка футболиста должна быть научно обоснована.

Таким образом, применение представленных принципов и обозначенных положений в тренировочном процессе позволит ФК «Торпедо» улучшить систему подготовки игроков, что скажется на эффективности проводимых игр.