Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EVALUATION OF ACTIVE MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE NOVOURAL CITY DISTRICT (ON THE EXAMPLE OF SPHERE OF EDUCATION)

Konovalova S.V. 1
1 The Urals State University of Economics
The Novouralsk urban district is characterized by a developed network of educational organizations that provide high-quality general, additional and professional education. The education system of the Novouralsk urban district is oriented to ensuring the conditions for obtaining a quality education that meets the requirements of a modern innovative economy, the introduction of effective economic mechanisms in the sphere of education, the formation of a socially adapted, competitive personality, and the creation of conditions for its self-realization. In the Novouralsk urban district there are 5 MADOU, which includes 37 pre-school structural units, including 2 rural kindergartens. The network of municipal general education institutions is represented by 13 institutions. Annually about 50% of budget funds are allocated for the development of the education system in Novouralsk urban district. Thus, the network of educational institutions established in the NGO makes it possible to realize the basic powers of local self-government bodies in the field of education (Article 9 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation") on organizing the provision of a generally accessible high-quality preschool, general (primary, primary, secondary) and additional education for children, providing methodological support for pedagogical workers and medical, psychological and pedagogical support for all subjects of the educational process a. The education system of the Novouralsk urban district is transparent, open to interaction with the society, educational institutions attract active participation in the management of all subjects of the educational process, and develops a social partnership. In addition, the public component of the management of educational institutions and the municipal education system is being developed within the framework established by law. High positions Novouralsk urban district in terms of human capital development are due to high values of indicators that characterize the involvement of the population in the educational process. It was revealed that a high educational level of the population reduces the risk of unemployment, increases the likelihood of employment, provides a higher index of the population's profitability.
novouralsk urban district
human potential
education system.

Новоуральский городской округ характеризуется развитой сетью образовательных организаций, обеспечивающих получение качественного общего, дополнительного и профессионального образования.

Система образования Новоуральского городского округа ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.

Реализация полномочий местного самоуправления в области образования в НГО в 2016-2017 учебном году, как и в предыдущие годы, предусматривала управление процессами развития сети образовательных учреждений, максимально приближенных к местам проживания граждан, обеспечение детей доступным дошкольным и дополнительным образованием, обучающихся образовательных учреждений местами в школе-интернате, организацию подвоза детей к сельским образовательным учреждениям.

В результате реализованных в 2016-2017 учебном году мероприятий сеть образовательных учреждений НГО развивается в направлении создания доступной, здоровье сберегающей, технически и технологически оснащенной образовательной среды для всех категорий детского населения НГО.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жителям НГО была предоставлена возможность получения образования:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах. [1]

В Новоуральском городском округе функционирует 5 МАДОУ, в состав которых входит 37 дошкольных структурных подразделений, в том числе 2 сельских детских сада.

Доля детей (в возрасте от 1,5 до 7 лет), охваченных дошкольным образованием, на конец 2016-2017 учебного года составила 93,8 % от общей численности детей данного возраста.

Сеть муниципальных общеобразовательных учреждений представлена 13 учреждениями.

Сеть учреждений дополнительного образования включает в себя: Детскую школу искусств, Детскую художественную школу, детско-юношеский центр, две детско-юношеские спортивные школы, одну специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва, Центр внешкольной работы, Станцию юных техников. Доля детей и подростков, занимающихся в объединениях дополнительного образования, в 2016 году составила около 86 %.

Ежегодно на развитие системы образования в Новоуральском городском округе выделяется около 50% бюджетных средств.

В общих образовательных учреждениях Новоуральского городского округа работает   1828 педагогов, из них 69% имеют первую и высшую квалификационные категории. 

Высшее профессиональное образование в Новоуральском ГО представлено 3 филиалами вузов, а также Новоуральским технологическим институтом НИЯУ МИФИ. Среднее профессиональное образование представлено колледжем Новоуральского технологического института, НИЯУ МИФИ, Новоуральским технологическим колледжем и филиалом областного медицинского колледжа. Число преподавателей со степенями и званиями в системе высшего образования составляет более 60% от общего количества. [1]

Система профессионального образования ориентирована на формирование социально-профессиональной структуры территории путем использования инновационных ресурсов, кооперации с предприятиями реального сектора экономики.

Важно также сказать, что в Новоуральске созданы возможности для образования граждан с разными образовательными потребностями. Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют детские сады, создана доступная среда в общеобразовательных организациях. Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сохранена школа-интернат, функционирует вечернее отделение общеобразовательной школы.

Значительные вложения в материально-техническую базу образовательных учреждений округа сегодня позволяют не только обеспечить доступ каждого ученика и воспитанника к компьютерным технологиям, создать безопасные и комфортные условия, но и существенно расширить возможности использования современных технологий.

Развитие ресурсов системы образования обеспечивает высокие образовательные результаты юных новоуральцев. По результатам проведенных исследовательских работ они занимают высокие места в региональных и всероссийских конкурсах по разным направлениям, результаты ЕГЭ выше, чем в среднем по области и России. В 2014 г. успешно справились с экзаменами по двум обязательным предметам 99,8% выпускников общеобразовательных школ НГО.

Численность учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования за последние 5 лет снижается (в целом на 10-15% в год). Резко уменьшилось число студентов вузов, ежегодно на 20-30%. Это связано не только с сокращением количества филиалов, но и с уменьшением финансирования и, соответственно, плана набора. [1]

Анализ развития системы образования Новоуральского городского округа позволяет сформулировать комплекс основных проблем:

  • несоответствие новым требованиям к условиям образовательной среды значительной части зданий образовательных учреждений, построенных в 50-70 годах;
  • быстрое устаревание учебного оборудования, необходимого для создания современной образовательной среды;
  • низкая динамика обновления педагогических кадров;
  • несоответствие образовательных потребностей обучающихся и их родителей в услугах дополнительного образования и соответствующих ресурсов образовательных организаций;
  • несбалансированность спроса специалистов со стороны реального сектора экономики и предложений со стороны образовательных организаций ввиду недостаточной эффективности работы предприятий и организаций по прогнозированию потребности в специалистах как в качественном, так и в количественном отношении;
  • трудности освоения новых технологий, обеспечивающих достижение необходимых результатов в условиях смены образовательных стандартов;
  • недостаточный уровень финансирования учреждений профессионального образования;
  • недостаточная степень участия работодателей в формировании компетенций обучающихся, содержания образовательных программ;
  • недостаточный уровень сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа.

Для того, чтобы сформулировать цели и задачи развития и управления образовательной сферой Новоуральского городского округа мы сделали SWOT-анализ проблемной ситуации. (таблица 1.) [6]

Таблица 1.

SWOT-анализ проблемной ситуации Новоуральского городского округа

Сильные стороны

1 Наличие широкого спектра организаций образования (различного уровня, направлений и форм собственности).

2 Высокий профессиональный уровень педагогического корпуса.

3 Наличие условий для повышения квалификации педагогов в различных формах в соответствии с их образовательными потребностями.

4 Вариативность образовательных программ профессионального образования (по уровням, срокам и формам обучения).

5 Значительный потенциал материально-технической базы образовательных организаций.

6 Высокий уровень образовательных достижений выпускников школ и профессиональных образовательных организаций (результаты ЕГЭ, олимпиад, конкурсов, профессиональный рост и т.д.).

7 Высокий инновационный потенциал педагогических коллективов, богатый опыт деятельности базовых площадок (региональный и федеральный уровни).

8 Высокий уровень информатизации образования.

9 Наличие системы работы с одаренными учащимися и студентами, значительное количество мероприятий творческой, интеллектуальной, спортивной направленности.

10 Признание на уровне муниципального сообщества высокой значимости воспитательной деятельности системы образования, приоритетное внимание к ней.

11 Значительный опыт участия педагогов, обучающихся и организаций в проектах регионального и федерального уровней, опыт разработки и реализации собственных проектов.

12 Наличие эффективных педагогических практик и опыта их трансляции.

13 Партнерские отношения образовательных организаций с учреждениями культуры, спорта и т.д.

14Наличие условий для летнего отдыха детей (функционирование лагерей дневного пребывания на базе школ, оздоровительного центра «Самоцветы»).

15 Наличие учреждений, обеспечивающих поддержку развития системы общего образования (Центр диагностики и консультирования, Учебно-методический центр развития образования).

Слабые стороны

1 Старение педагогических кадров, низкая динамика их обновления.

2 Наличие физически изношенных зданий и сооружений.

3 Недостаточный уровень развития сетевого взаимодействия образовательных организаций.

4 Недостаточный уровень мотивации школьников к естественнонаучному и математическому образованию, отсутствие высоких достижений в данном направлении.

5 Отсутствие стимулов для привлечения в образовательные организации молодых специалистов.

6 Отсутствие единого информационного образовательного ресурса.

7 Недостаточное владение технологиями воспитания, ориентированными на воспроизводство базовых ценностей культуры и обеспечение индивидуальной успешности личности.

8 Недостаточная прозрачность и открытость в оценке качества образования, незначительное привлечение общественности к процедурам этой оценки.

9 Слабая муниципальная модель предпрофильного и профильного обучения, недостаточно интегрирующая потенциал образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования.

10 Недостаточный уровень профориентационной работы, позволяющей обеспечить сознательное профессиональное самоопределение.

11 Недостаточное финансирование учреждений профессионального образования, что не позволяет своевременно совершенствовать материально-техническую базу образовательного процесса.

12 Недостаточный спектр образовательных услуг организаций дополнительного образования, недостаточное отслеживание динамики запросов потребителей услуг дополнительного образования.

13 Недостаточное количество современных спортивных сооружений для массовых занятий физической культурой.

14 Недостаточное использование возможностей государственно-общественного управления.

15 Дисбаланс кадрового спроса реального сектора экономики и предложения со стороны профессиональных образовательных организаций.

16 Противоречие между требованиями работодателей и качеством профессионального образования.

Возможности

1 Разработка и реализация известных инновационных образовательных проектов.

2 Участие педагогических и руководящих работников в грантовых мероприятиях.

3 Формирование единого образовательного и информационного пространства;

4 Расширение спектра образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования.

5 Развитие системы повышения квалификации педагогов как непрерывного и деятельностного процесса.

6 Формирование заказа на подготовку специалистов разных квалификаций в образовательных организациях НГО.

Угрозы

1. Недостаточный уровень финансирования образовательных организаций.

2 Снижение доступности дополнительного образования, вытеснение бесплатного дополнительного образования платными услугами.

3 Снижение доступности и качества дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в связи с изменением механизмов финансирования.

4 Снижение качества школьного и профессионального образования в связи с несоответствием уровня образовательного процесса требованиям времени.

 

В Новоуральском городском округе в настоящее время реализуется стратегическая программа "Новоуральский городской округ – центр качественного и престижного общего и профессионального образования». [6]

Новоуральский городской округ позиционируется как центр престижного и качественного образования - интегрированная, насыщенная, открытая, гибкая образовательная среда, обеспечивающая индивидуализированное, опережающее и непрерывное образование граждан. Как центр образования, НГО притягателен для жителей других территорий, ценящих качественные образовательные услуги. Образовательная система НГО – постоянно расширяющееся пространство выбора образовательных программ, уровней и форм обучения, обеспеченное разнообразными ресурсами для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации обучаемых с разными потребностями, стремлениями, способностями.

Имеются условия содержательного организационного, информационного взаимодействия организаций профессионального образования и работодателей (союзов работодателей), что обеспечивает признание последними образовательных результатов выпускников, которые достигаются совместными усилиями.

Цель стратегической программы является:

 Развитие Новоуральского городского округа как центра престижного и качественного образования, гарантирующего высокие образовательные результаты, являющегося основой успешной профессиональной и социальной карьеры личности, обеспечивающего инновационное развитие территории, устойчивый экономический рост, социальное благополучие и культурное развитие граждан.

К основным задачам стратегической программы относятся:

  1. комплексное развитие сети образовательных организаций, обеспечивающее доступность и качество образования на всех уровнях для разных категорий жителей округа в соответствии с потребностями инновационного социально-экономического развития общества;
  2. обеспечение предприятий и организаций специалистами высокой квалификации;
  3. обеспечение развития городской инфраструктуры с точки зрения интересов детей, подростков и молодежи;
  4. обеспечение развития инновационных процессов в образовании как условия достижения качественных образовательных результатов;
  5. развитие материально- технической базы образовательных организаций и ее рациональное использование в соответствии с требованиями времени;
  6. повышение уровня здоровья подрастающего поколения путем формирования здорового образа жизни, предоставления возможностей для отдыха, занятия физической культурой и спортом;
  7. поддержка комплексных программ развития образовательных организаций, стимулирование взаимодействия образования, науки и производства, направленного на повышение качества образования;
  8. обеспечение непрерывного и опережающего повышения квалификации преподавательского состава и руководителей.

Пути реализации программы

Для решения задач необходимо реализовать ряд мероприятий, к которым относятся:

  • проведение постоянного мониторинга для оценки качества образования на всех уровнях, достаточности предоставляемых образовательных услуг для всех групп населения;
  • разработка и реализация комплексной системы оценки качества образования;
  • создание системы социально-педагогической поддержки уязвимых категорий детей, подростков и молодежи, внедрение современных технологий инклюзивного образования, развитие доступной среды;
  • разработка и реализация планов (программ) по обеспечению оздоровления и досуга детей и молодежи;
  • выполнение работ по строительству и ремонту зданий и сооружений образовательных организаций;
  • создание некоммерческого партнерства "Новоуральский университет" на базе существующих образовательных организаций с сохранением ими прав юридического лица для реализации следующих функций:
  • обеспечение функционирования единого образовательного пространства в округе, предусматривающего развитие интеграции образовательных организаций всех видов и уровней, рациональное использование ресурсов, внедрение современного технологического обеспечения образовательного процесса, расширение спектра образовательных услуг;
  • обеспечение функционирования единого информационного пространства;
  • кооперация учреждений профессионального образования с внешней средой;
  • создание отвечающей требованиям времени развивающей и безопасной образовательной среды;
  • координация работы по повышению квалификации преподавательского состава и руководителей.

В результате реализации данной стратегии планируется достижение следующих результатов: [6]

  • обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет – 100%;
  • обеспечение удовлетворенности качеством образования 90% потребителей образовательных услуг;
  • соответствие материальной базы 95% образовательных организаций современным образовательным целям;
  • включение 100% педагогических работников в непрерывное, адресное, вариативное и опережающее повышение квалификации;
  • введение в строй зданий образовательных организаций (по плану в соответствии с потребностями) и Центра образовательно-досуговой деятельности;
  • увеличение доли детей и подростков, обучающихся по дополнительным образовательным программам в соответствии с их потребностями, с 85% до 95%;
  • увеличение доли образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями, до 50%;
  • обеспечение потребностей жителей городского округа, в том числе жителей с ограниченными возможностями, в доступном и качественном образовании;
  • позиционирование НГО как центра образовательных инноваций, что подтверждено деятельностью не менее десяти базовых площадок муниципального, регионального и федерального уровня;
  • обеспечение уровня материально-технического обеспечения и технологий образовательного процесса требованиям времени;
  • обеспечение уровня подготовки выпускников образовательных организаций потребностям окружающей среды.

Таким образом, сложившаяся в НГО сеть образовательных учреждений позволяет реализовать основные полномочия органов местного самоуправления в области образования (ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») по организации предоставления общедоступного качественного дошкольного, общего (начального, основного, среднего) и дополнительного образования детям, обеспечение методического сопровождения педагогических работников и медико-психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса.

Анализируя развитие Новоуральской системы образования в 2016-2017 учебном году, можно сделать следующие выводы:

  • в Новоуральском городском округе созданы условия для получения доступного, качественного образования всеми категориями граждан, развивается современная образовательная среда;
  • активная деятельность по реализации стратегических инициатив федерального, регионального уровней способствует развитию ресурсной базы системы образования, вхождение в целевые программы обеспечивает значительные средства для совершенствования инфраструктуры образовательных учреждений;
  • введение Федеральных государственных образовательных стандартов обеспечено необходимыми условиями: целенаправленно повышают квалификацию педагогические и руководящие работники, развивается инфраструктура образовательных учреждений, своевременно комплектуются учебные фонды библиотек образовательных учреждений;
  • в соответствии с принципами экономической эффективности продолжается оптимизация сети образовательных учреждений;
  • система образования Новоуральского городского округа прозрачна, открыта для взаимодействия с социумом, образовательные учреждения привлекают к активному участию в управлении всех субъектов образовательного процесса; развивается социальное партнерство;
  • развитие содержания образования и современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникативных, позволило выпускникам продемонстрировать высокие результаты на государственной итоговой аттестации;
  • развитие муниципальной системы оценки качества образования позволяет оценивать деятельность образовательного учреждения по учебным и внеучебным достижениям обучающихся;
  • развитие воспитательного потенциала образовательного процесса обеспечивается повышением квалификации педагогов-воспитателей, трансляцией эффективных воспитательных практик, внедрением новых форм профилактики девиантного поведения;
  • участие образовательных учреждений в проектах «Школа Росатома», «Инженеры 21 века» предоставляет дополнительные возможности для развития одаренных детей и создает новое профессиональное поле для общения педагогов и презентации их эффективного опыта;
  • педагоги Новоуральской школы способны ответить на вызовы времени, доказывая это прежде всего успехами своих учеников, достижениями в профессиональных конкурсах;
  • непрерывное повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Новоуральского городского округа обеспечивается как актуальным взаимодействием с Институтом развития образования Свердловской области, другими образовательными учреждениями, так и адресным методическим сопровождением на уровне образовательных учреждений и муниципалитета, а также материальным стимулированием результативного труда педагогов;
  • развивается общественная составляющая управления образовательными учреждениями и муниципальной системой образования в рамках, установленных законодательством.

Таким образом, определено, что высокие позиции Новоуральского городского округа по уровню развития человеческого капитала обусловлены высокими значениями показателей, характеризующих вовлеченность населения в образовательный процесс. Выявлено, что высокий образовательный уровень населения снижает риск возникновения безработицы, увеличивает вероятность занятости, обеспечивает более высокий индекс доходности населения.