Несмотря на то, что роды являются естественным, физиологическим процессом, они сопровождаются выраженными болевыми ощущениями. Степень их проявления зависит от множества факторов, таких как состояние плода и матери во время гестации и родоразрешения, а также уровня болевого порога самой роженицы.
Сильная, нестерпимая боль во время родов может привести к аномалиям родовой деятельности, что, в свою очередь, может губительным образом сказаться на состоянии матери и плода. Поэтому одной из задач современного акушерства является адекватное обезболивание родов.
Но, к сожалению, первое серьезное достижение в акушерской анестезиологии было сделано только в XIX в. До этого момента история обезболивания родов имела очень длительный и драматический путь развития.
Первые попытки обезболивания родов были осуществлены еще в древние времена. В Древнем Египте комнаты, в которых рожали богатые горожанки, окуривали опиатами. В Древнем Риме женщинам во время схваток предлагали выпить спиртовые растворы или маковые отвары. Другие развитые древние культуры использовали гипноз, заклинания и заговоры, талисманы [2].
В Средние Века, во времена господства религии над всеми социальными сферами, церковь была главным противником обезболивания родов. Одним из главных ее аргументов были строки из Библии: «В муках будешь рожать ты детей своих». Стоит отметить, что средневековые священники пользовались правом трактовать Священное Писание на собственный манер. Современными учеными-библиографами при анализе еврейских первоисточников было установлено, что еврейское слово «etzev», которое было использовано в цитате выше, имеет перевод «труд, усилие». Но в изложении средневековых священнослужителей это слово имело значение «мука». По мнению церкви, женщина в родах с помощью боли «избавлялась от всех своих грехов». К тому же в средневековье профессия лекаря не была признана вовсе, так как считалось, что только Бог имеет право управлять жизнью, в том числе и здоровьем, человека. Но, несмотря на существовавшие запреты, лекари предпринимали попытки помочь женщинам в родах. В их арсенал, помимо психологической помощи, входили экстракты опийного мака, конопли и спиртовые настойки.
Исследования в области акушерской анестезиологии начали появляться только в конце XVIII – начале XIX вв. Настоящую революцию в этой области совершил сэр Джеймс Янг Симпсон (1811-1870), который 19 января 1847 г. предпринял успешную попытку обезболивания родов с помощью эфирного наркоза. 8 ноября 1847г. он успешно применил хлороформ в этих же целях. К удивлению самого Дж. Симпсона, общественность критически отнеслась к результатам его исследования. Одной из причин являлась агрессивная реакция религиозных деятелей, которые ссылались на цитату из Священного Писания: «В муках будешь рожать детей своих». В ответ на это Симпсон назвал Бога первым анестезиологом, потому что тот усыпил Адама перед сотворением Евы. В научных кругах его методика также не встретила поддержки, так как патологическое влияние хлороформа и эфиров на здоровье матери и плода изучено не было [1].
Признание использования анестетиков в акушерстве пришло спустя 10 лет. За это время было накоплено много эмпирических данных, которые подтверждали безопасность использования эфирного наркоза. К тому же расположение общественности было получено благодаря тому факту, что анестезиолог Джон Сноу провел обезболивание родов хлороформом самой королеве Англии Виктории.
Во второй половине XIX в. движение суфражисток добилось изменения подхода к акушерской практике. Приветствовались роды в госпитале под присмотром врача-акушера, обезболивание родов, возможность оперативного разрешения влагалищных родов. К началу XX анестезия родов проводилась, но в довольно нечасто. Причиной были необходимость ведения таких родов высококвалифицированного персонала и частота летальных исходов, которые связывали с применением хлороформа. В сложившихся условиях логичным развитием анестезиологической практики в акушерстве была разработка менее опасных методов регионарной анестезии [3].
В 1880 г наш соотечественник, военный хирург Станислав Сигизмунд Кликович впервые использовал для обезболивания родов закись азота, но широкого применения метод не получил, так как газ был весьма дорогостоящим и должного технического оснащения для проведения ингаляционного наркоза Россия не имела.
Анестезиологи совместно с акушерами разработали более простой в применение методы обезболивания: спинномозговую анестезию и «сумеречный сон» (в дальнейшим послужил основой для разработки «лечебного-акушерского сна). В тот период спинномозговая анестезия представляла из себя комбинацию субтерапевтических доз морфия и скопаламина, вводимую под оболочки спинного мозга. После проведения такой процедуры роженицы отмечали значительное снижение болевых ощущений и амнезию.
Следующим этапом развития спинномозговой анестезии было первое в истории успешное применение Оскаром Крайсом 8 июня 1900 г кокаина, введенного интратекальным способом, с целью обезболивания родов. В своем исследований Крайс утверждал, что кокаин не оказывает отрицательного действия на сократительную способность матки, хотя признавал, что он приводит к снижению силы потуг во 2 периоде родов у некоторых пациенток. Медицинская общественность не могла согласиться с ним, так как ведущим механизмом регулирования родовой деятельности в ту эпоху считался неврогенный механизм. Врачи опасались, что подавляя ЦНС кокаин может привести к значительному ослаблению родовой деятельности, вплоть до полной атонии матки, в связи с этим метод не получил должного признания. После значительных достижений в области эндокринологии и физиологии была установлена главенствующая роль гормонов в регуляции родовой деятельности и сократительной способности матки во время родов, также было выявлено прямое супрессирующее действие опиоидов на миометрий.
Параллельно исследованием возможностей применения кокаина с целью обезболивания родов занимался Уильям Риджи Стоун, в его практике к 1902 году было 35 случаев успешного применения метода интратекального введения кокаина роженицам. Возможности применения опиоидов в акушерстве не исчерпывались лишь обезболиванием естественных родов. В 1901 году в Англии и в 1902 г в США кокаин был применен при операциях кесарева сечения.
В связи с несовершенством пункционных игл интратекальная анестезия нередко приводила к таким осложнениям как: постпункционные головные боли, тошнота и рвота.
В XX веке были разработаны совершенно новые методы регионарной анестезии: пудендальная, цервикальная, паравертебральная блокада. Прогресс наблюдался и в развитии нейроаксиальных методов, появились новые способы интратекального введения анальгетиков: каудальная и эпидуральная блокада. На открытие метода каудальной блокады в 1901 г претендовали одновременно два выдающихся врача: Фернанд Кателин и Жан Сикар. Они представили свои доклады научному сообществу с разницей в неделю. В последствиии работа Кателина была признана более полной и исчерпывающей. Новый виток развитию анестезиологии дал испанский военный хирург Фидель Пейджез в 1921 г, он впервые применил метод поясничной эпидуральной анестезии, он назвал его «метамерическая анестезия». Пейдзеж трагически погиб через два года с момента своего открытия, его работа не была переведена с испанского и была скрыта от медицинской общественности последующие 10 лет.
В 1933 г. Итальянец Доглиотти воскресил идею испанского хирурга. Он подробно осветил анатомию эпидурального пространства и ввел в практику современный метод введения пункционной иглы «метод утраты сопротивления». Доглиотти заслуженно признан отцом современной эпидуральной анестезии.
Еуджен Абурель является основоположником метода длительной эпидуральной блокады. Он впервые осуществил ее путём введения шелкового мочеточникового катетера в эпидуральное пространство.
Актуальность темы обезболивания родов в 20 веке была обусловлена широкой распространенностью в акушерской практике активного ведения родов и связанного с этим наложения акушерских щипцов. В 30–40 гг. двадцатого столетия акушерство пришло к выводу, что излишняя моторная блокада мышц тазового дна действительно значительно снижала силу потуг, было принято решение вернуться к методикам естественного родоразрешения.
Такое решение было обусловлено тем, что главенствующее в XIX в. мнение о том, что родовая боль это физиологическое явление, имеющее регулирующую функцию, физиологическое, психологическое и социальное значение стало широко освещаться в современной научной литературе. Считалось, что боль является одной из основ формирования связи мать-ребенок. Периодически аргументы в пользу данного мнения публикуются в научно-популярной литературе и в наши дни.
Новый этап в развитии акушерской анестезиологии начался лишь в 1952 году, когда Вирджиния Апгар презентовала на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов собственную систему оценки физикального статуса новорожденного в первые минуты жизни. Её система оценки позволила анестезиологам подробно изучить влияние анестезия в родах на состояние плода.
Огромному прогрессу в осознании общественностью необходимости проведения обезболивания родов способствовали заявления Папы Римского Пия XII в 1956 и 1957 гг. в которых он признавал, что женщина вовсе не обязана терпеть родовую боль, на чем настаивали все предшествующие католические лидеры. Он опроверг главный аргумент религиозных противников обезболивания родов «в муках будешь рожать детей своих».
С начала 60-х гг. XX метод эпидуральной анестезии в акушерстве стал ведущим и находится в постоянном развитии. Выделяют три ведущих направления исследований в этой области: 1) поиск местного анестетика, оказывающего минимальное влияние на состояние плода и родовую деятельность 2) поиск оптимальной методики применения местных анестетиков 3) разработка более совершенных и безопасных принадлежностей, необходимых для осуществления пункции и катетеризации эпидурального пространства.
Особое внимание следует уделить модификации эпидурального обезболивания родов в XX-XXI веках. Одним из родоначальников этого направления анестезиологии является Роберт Эндрю Хингсон, его вклад в развитие метода был весомым, но он слишком высокие дозы анестетиков, в связи с чем частым явлением были такие осложнеия, как артериальная гипотония и избыточная моторная блокада. Хингсон первым в США применил лидокаин (1949 г.) и является изобретателем безиголь-ного инъектора. В последствии Джон Джозеф Боника, автор первого учебника по акушерской анестезиологии уменьшил дозу лидокаина, предлагаемую Хигсоном и добился значительного снижения доли осложнений. С. М. Шнайдера спустя 20 лет после разработки Хигса, также рекомендовал снижение уже не только дозы, но и концентрации лидокаина. В дальнейшим постоянно велся поиск наиболее адекватных способов обезболивания родов, который привел к дальнейшей эволюции метода эпидуральной анальгезии от болюсного введения местных анестетиков до разработки новых модификаций эпидуральной анальгезии – постоянная эпидуральная инфузионная анальгезия и эпидуральная анальгезия, контролируемая пациенткой.
Постепенное снижение дозы анестетика привело к тому, что показателем критерием качественно проведенного обезболивания родов стало умение проводить эпидуральную анальгезию так, чтобы роженица могла вставать с кровати и активно передвигаться. Так родилась идея нового подхода к эпидуральной анестезии родов – «подвижность в родах. Наибольший интерес в наши дни проявляется и к спинальной анальгезии родов и к комбинированной спинально-эпидуральной анальгезии [4,5].
В настоящее время признано «право» женщины на обезболивание родов, то есть доступность каждой женщине эпидуральной анальгезии, а не просто возможность получить какую-либо из форм обезболивания родов.