Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GENDER FEATURES OF MANIFESTATION OF SCHOOL ANXIETY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Zavyalova A.N. 1 Bochantseva L.I. 1
1 The Ishim teacher training college of P. P. Yershov FGAOU'S (branch) IN "The Tyumen state university"
The present study is devoted to the actual problem of the manifestation of school anxiety. To conduct the study, a methodological apparatus was defined: the goal and tasks of the study were identified, and a hypothetical assumption was formulated. The article presents the basic concepts that were considered in the framework of studying the theoretical aspects of this problem. In the empirical study, indicators and levels of school anxiety were determined, a psychodiagnostic toolkit was chosen: Phillips' anxiety level diagnostics method, Diagnostics of school motivation of 2-5 grade pupils, and the Kondash Test Scale of Anxiety. The results of the research showed that the level of school anxiety of primary school students depends on the level of educational motivation, and the indicator of anxiety states depends on the gender of the subjects. High level of educational motivation helps schoolchildren to be more confident in their abilities at lessons, as well as in testing their knowledge. Children with high motivation show greater interest in mastering knowledge, and, consequently, they have a low level of manifestation of school anxiety. It is established that in boys of primary school age the level of school anxiety is slightly higher than that of girls.
school anxiety
indicators of school anxiety
younger students
gender specific manifestations
diagnostic techniques.

Проблема школьной тревожности является одной из наиболее популярных проблем в детской психологии. Среди негативных переживаний тревожность занимает почетное место, она приводит к снижению работоспособности, плодотворности деятельности, к трудностям в коммуникации.

Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют адаптации в новой социальной среде, такой как школа. Часто у младших школьников психологи наблюдают повышенный уровень тревожности.

Повышенный показатель школьной тревожности, диагностируемый у младших школьников, возникновение негативных эмоциональных переживаний у них, проявляющихся в различных школьных ситуациях (например, ответ на вопрос учителя, вызов к доске, выполнение контрольного задания и пр.), сопряжено с необходимостью и невозможностью самораскрытия, самопрезентации, демонстрации своих возможностей. Поэтому проблема выявления особенностей проявления тревожности обуславливает наш интерес к ней.

Объектом исследования является школьная тревожность у младших школьников.

Предметом нашего исследования являются гендерные особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей школьной тревожности у младших школьников.

В рамках теоретического исследования нами были рассмотрены понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе, выявлены причины возникновения школьной тревожности, раскрыты особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.

В отечественной психологии понятие «тревожность» и «школьная тревожность» были рассмотрены такими учеными, как Г.Г. Аракелов, С.С. Степанов, Н.Е. Лысенко, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, Е.Е. Шотт, Д.Б. Эльконин, Е.П. Ильин и др.

На наш взгляд, более точно раскрывает понятие «тревожность» Е.П. Ильин. Так, по его мнению, это «выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги». Разделяя взгляды С.С. Степанова, под школьной тревожностью будем понимать некоторое переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудачи при выполнении ребенком учебной деятельности.

Анализ выявления причин проявления школьной тревожности показал, что существуют личностные (боязнь физического насилия со стороны старшеклассников; изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых и т.д.) и социальные причины (неприятности, в школе которые, проявляются виде двоек, у некоторых троек, завышенные требования в проверки и содержании знаний со стороны учителей и родителей, и т.д.). Многие ученые предполагают, что тревожность зависит от гиперопеки родителей над детьми. Такие факторы могут вызвать ситуацию непрекращающейся неуверенности, что может способствовать повышению тревожности у ребенка. Физическая травма ребенка, порождающая страх, боязнь, могут благоприятствовать нервным расстройствам [1].

По мнению В.А. Крутецкого, младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребёнка. Учебная деятельность для поступающего в школу ребенка становится ведущим видом деятельности и главной их потребностью. Мальчики и девочки 6-7 лет стремятся пойти в школу, чтобы получать положительные оценки, научиться писать и читать появляется стремление к саморазвитию [2].

Теоретический анализ исследований гендерных особенностей проявлений школьной тревожности показал, что при высоком уровне тревожности у мальчиков появляется нежелание ходить в школу (в плоть до систематических пропусков занятий), отказ от выполнения заданий, раздражительность и агрессивные выражения (словесная и невербальная агрессия), для девочек характерно чрезмерное усердие при выполнении школьных заданий, ухудшение физического здоровья, боязнь опоздания в школу, «сверхценность» школьной оценки и др. [1].

Для проверки гипотетического предположения о том, что в зависимости от гендерных различий: признаки и степень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста может отличаться, в МАОУ СОШ №31 г.Ишима было организовано экспериментальное исследование. В нем приняло участие 27 человек 1 В класса (14 девочек и 13 мальчиков).

Задачи экспериментального исследования:

1. Представить показатели и уровни тревожности у младших школьников.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий по выявлению уровней школьной тревожности.;

3. Провести исследование при помощи подобранных методик.

4. Проанализировать полученные результаты с учетом гендерных особенностей.

С целью решения представленных выше задач экспериментального исследования мы представили показатели, уровни проявления школьной тревожности, а также и методики их диагностики (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели школьной тревожности у младших школьников и методики их диагностики

Показатели тревожности

Методики диагностики

Общая тревожность в школе (ОТШ)

Переживание социального стресса (ПСС)

Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ)

Страх самовыражения (СС)

Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ)

Общая тревожность (ОТ)

Методика диагностики уровня тревожности Филипса

Общая школьная мотивация (ОШМ)

Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н.Лускановой

Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ)

Общий уровень тревожности (ОТ)

Тест Кондаша

 

На основании показателей школьной тревожности опишем уровни её проявления:

Высокий уровень - предполагает отрицательный психологический настрой, который не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя.

Средний уровень школьной тревожности предполагает, что такие школьники, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Низкий уровень школьной тревожности тревожности может свидетельствовать об очень высоком стремлении к общению со сверстниками, учителями. Такие учащиеся очень мобильны, легко идут на контакт, при попадании в незнакомое место или ситуацию легко справляются с волнением и страхом.

В ходе экспериментального исследования по методике диагностики уровня тревожности Филиппса были выявлены следующие результаты: мальчики более подвержены страхам, а также тревожным состояниям. Также высокий показатель тревожности показывает не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя (см. рис. 1) [3].

Рис.1. Результаты определения уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса»

Примечание: ОТШ – общая тревожность в школе; ПСС – переживание социального стресса; ФПДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС – страх самовыражения; ССПЗ – страх ситуации проверки знаний; СНОО – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФСС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ – проблемы и страхи в отношениях с учителями; ОТ – общая тревожность

Применяя методику «Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н. Лускановой» было выявлено, что у 23% мальчиков значительно повышенный уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети с высоким уровнем школьной мотивации, как правило, чувствительны к негативным оценкам, добросовестны и ответственны. Возможно, уровень тревожности у этих испытуемых будет иметь повышенную частоту.

Остальные 69% мальчиков имеют средний уровень школьной мотивации, результаты их школьной деятельности зависят от интереса и преобладающего настроения. Это значит, что такие показатели являются нормой для учащихся начальных классов.

У 8% испытуемых этого же пола преобладает низкий уровень школьной мотивации. Возможно, они испытывают затруднения в обучении или занимается посторонними делами на уроках. Как правило, у таких учеников с низким уровнем тревожности не возникает желания заботиться о своей учебе в школе, своих оценках, складывающихся отношениях с учителем. Таких детей не интересует их успеваемость в школе.

У 29% девочек выявлен высокий учебный мотив, т.е. такие дети считают требования школы обязательными и выполняют их беспрекословно. Девочки четко следуют всем указаниям учителя, трудолюбивы и ответственны, очень волнуются, когда получают «плохие» оценки.

Для 64% девочек характерно положительное отношение к учебе, но школа привлекает их своей разнообразной творческой внеучебной деятельностью. Такие дети ходят в школу, потому что у них возникает потребность в общении с друзьями. При этом они чувствуют себя достаточно безопасно в школе, им нравится чувствовать себя школьниками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, а учебный процесс их слабо привлекает.

У 7% девочек был обнаружен низкий уровень школьной мотивации. Они неохотно ходят в школу, предпочитая пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами. Следовательно, они имеют серьезные трудности в учебной деятельности.

Как видно по данным методики «Диагностика школьной мотивации у школьников младших классов», у девочек преобладает высокий уровень школьной мотивации, что говорит о их большей усидчивости, внимательности и трудолюбии. Мальчики же более активны, поэтому не могут пока долго усидеть на месте, что снижает их интерес к обучению, а повышается интерес к общению со сверстниками.

Причиной этому может служить тревожность, как постоянство, препятствующее рассудительности, эффективности общения, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки и снижает учебную мотивацию [4].

Следовательно, высокий уровень учебной мотивации помогает школьникам быть более уверенными в своих силах на уроках, при проверке знаний, у них больший интерес к овладению знаний, а значит низкий уровень школьной тревожности.

Результаты по методике «Шкала тревожности (Тест Кондаша), показали, что у мальчиков преобладает нормальный (31%) и низкий уровень тревожности (31%), что свидетельствует о нормальном психологическом состоянии и адаптации ребенка в школе.

У 4 (31%) школьников преобладает высокий и повышенный уровни тревожности, что говорит о их реальных проблемах в ведущих видах деятельности и ситуациях общения, их цели диаметральны: благополучное положение в результате определенных личностных конфликтов, но нарушения в развитии самооценки и т. д.

У 1 девочки (7%) был выявлен несколько повышенный уровень тревожности. У остальных уровень тревожности или в норме (64%), или чрезмерно низкий – 29%. Следовательно, уровень тревожности в этом классе у девочек оценивается как нормальный, явных признаков для беспокойства по этому показателю здесь не просматривается.

По результатам трёх методик наиболее повышенным уровнем тревожности обладают мальчики. У них отмечается боязнь физических и психологических травм, которые можно ожидать от родителей, учителей за невыполнение домашних заданий, за повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

Для сравнения результатов двух выборок (девочки и мальчики) мы применили Т-Критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних двух выборок (X и Y). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Определение достоверности гендерных различий в показателях школьной тревожности по t-критерию Стьюдента

№ п/п

Показатели

Испытуемые

t эмп

Девочки

Мальчики

1

Общая тревожность в школе (ОТШ)

35,6000

32,5630

3,037*

2

Переживание социального стресса (ПСС)

26,7710

23,5500

2,0212

3

Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ)

29,8500

29,2860

0,0293

4

Страх самовыражения (СС)

31,4810

30,8000

0,681

5

Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ)

35,5000

34,0000

0,7101*

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО)

27,6230

31,4810

1,9815

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС)

21,3000

21,5000

0,200

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ)

16,1430

16,4000

0,2247*

9

Общая тревожность (ОТ)

16,0191

16,8908

0,8717*

 

Общая школьная мотивация

21,5000

21,4615

0,0385

 

Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ)

40,238

37,5427

2,6953

 

Общий уровень тревожности (ОТ)

38,3571

44,1538

5,7967*

*значимые различия при р <0,05

По результатам, представленными в таблице 2, мы видим, что у девочек показатели (общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний) отличны от показателей мальчиков, то есть их результаты выше. У мальчиков по данной таблице, преобладают такие показатели (проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность и общий уровень тревожности) по всем показателям методики «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса».

Таким образом, повышенной школьной тревожностью обладают именно мальчики. Их переживания связаны с тем, что они могут быть неприняты в новом коллективе. По всем результатам мы видим, школьная тревожность проявляется в зависимости от гендерных особенностей по-разному.

В качестве перспективных направлений дальнейшей работы по данной проблеме можно отметить следующее: разработка коррекционной программы тренинговых занятий, рекомендации для педагогов и родителей по снижению школьной тревожности у младших школьников.