Проблема школьной тревожности является одной из наиболее популярных проблем в детской психологии. Среди негативных переживаний тревожность занимает почетное место, она приводит к снижению работоспособности, плодотворности деятельности, к трудностям в коммуникации.
Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют адаптации в новой социальной среде, такой как школа. Часто у младших школьников психологи наблюдают повышенный уровень тревожности.
Повышенный показатель школьной тревожности, диагностируемый у младших школьников, возникновение негативных эмоциональных переживаний у них, проявляющихся в различных школьных ситуациях (например, ответ на вопрос учителя, вызов к доске, выполнение контрольного задания и пр.), сопряжено с необходимостью и невозможностью самораскрытия, самопрезентации, демонстрации своих возможностей. Поэтому проблема выявления особенностей проявления тревожности обуславливает наш интерес к ней.
Объектом исследования является школьная тревожность у младших школьников.
Предметом нашего исследования являются гендерные особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.
Цель исследования: выявление гендерных особенностей школьной тревожности у младших школьников.
В рамках теоретического исследования нами были рассмотрены понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе, выявлены причины возникновения школьной тревожности, раскрыты особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.
В отечественной психологии понятие «тревожность» и «школьная тревожность» были рассмотрены такими учеными, как Г.Г. Аракелов, С.С. Степанов, Н.Е. Лысенко, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, Е.Е. Шотт, Д.Б. Эльконин, Е.П. Ильин и др.
На наш взгляд, более точно раскрывает понятие «тревожность» Е.П. Ильин. Так, по его мнению, это «выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги». Разделяя взгляды С.С. Степанова, под школьной тревожностью будем понимать некоторое переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудачи при выполнении ребенком учебной деятельности.
Анализ выявления причин проявления школьной тревожности показал, что существуют личностные (боязнь физического насилия со стороны старшеклассников; изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых и т.д.) и социальные причины (неприятности, в школе которые, проявляются виде двоек, у некоторых троек, завышенные требования в проверки и содержании знаний со стороны учителей и родителей, и т.д.). Многие ученые предполагают, что тревожность зависит от гиперопеки родителей над детьми. Такие факторы могут вызвать ситуацию непрекращающейся неуверенности, что может способствовать повышению тревожности у ребенка. Физическая травма ребенка, порождающая страх, боязнь, могут благоприятствовать нервным расстройствам [1].
По мнению В.А. Крутецкого, младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребёнка. Учебная деятельность для поступающего в школу ребенка становится ведущим видом деятельности и главной их потребностью. Мальчики и девочки 6-7 лет стремятся пойти в школу, чтобы получать положительные оценки, научиться писать и читать появляется стремление к саморазвитию [2].
Теоретический анализ исследований гендерных особенностей проявлений школьной тревожности показал, что при высоком уровне тревожности у мальчиков появляется нежелание ходить в школу (в плоть до систематических пропусков занятий), отказ от выполнения заданий, раздражительность и агрессивные выражения (словесная и невербальная агрессия), для девочек характерно чрезмерное усердие при выполнении школьных заданий, ухудшение физического здоровья, боязнь опоздания в школу, «сверхценность» школьной оценки и др. [1].
Для проверки гипотетического предположения о том, что в зависимости от гендерных различий: признаки и степень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста может отличаться, в МАОУ СОШ №31 г.Ишима было организовано экспериментальное исследование. В нем приняло участие 27 человек 1 В класса (14 девочек и 13 мальчиков).
Задачи экспериментального исследования:
1. Представить показатели и уровни тревожности у младших школьников.
2. Подобрать психодиагностический инструментарий по выявлению уровней школьной тревожности.;
3. Провести исследование при помощи подобранных методик.
4. Проанализировать полученные результаты с учетом гендерных особенностей.
С целью решения представленных выше задач экспериментального исследования мы представили показатели, уровни проявления школьной тревожности, а также и методики их диагностики (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели школьной тревожности у младших школьников и методики их диагностики
Показатели тревожности |
Методики диагностики |
Общая тревожность в школе (ОТШ) Переживание социального стресса (ПСС) Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ) Страх самовыражения (СС) Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО) Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС) Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ) Общая тревожность (ОТ) |
Методика диагностики уровня тревожности Филипса |
Общая школьная мотивация (ОШМ) |
Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н.Лускановой |
Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ) Общий уровень тревожности (ОТ) |
Тест Кондаша |
На основании показателей школьной тревожности опишем уровни её проявления:
Высокий уровень - предполагает отрицательный психологический настрой, который не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя.
Средний уровень школьной тревожности предполагает, что такие школьники, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Низкий уровень школьной тревожности тревожности может свидетельствовать об очень высоком стремлении к общению со сверстниками, учителями. Такие учащиеся очень мобильны, легко идут на контакт, при попадании в незнакомое место или ситуацию легко справляются с волнением и страхом.
В ходе экспериментального исследования по методике диагностики уровня тревожности Филиппса были выявлены следующие результаты: мальчики более подвержены страхам, а также тревожным состояниям. Также высокий показатель тревожности показывает не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя (см. рис. 1) [3].
Рис.1. Результаты определения уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса»
Примечание: ОТШ – общая тревожность в школе; ПСС – переживание социального стресса; ФПДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС – страх самовыражения; ССПЗ – страх ситуации проверки знаний; СНОО – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФСС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ – проблемы и страхи в отношениях с учителями; ОТ – общая тревожность
Применяя методику «Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н. Лускановой» было выявлено, что у 23% мальчиков значительно повышенный уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети с высоким уровнем школьной мотивации, как правило, чувствительны к негативным оценкам, добросовестны и ответственны. Возможно, уровень тревожности у этих испытуемых будет иметь повышенную частоту.
Остальные 69% мальчиков имеют средний уровень школьной мотивации, результаты их школьной деятельности зависят от интереса и преобладающего настроения. Это значит, что такие показатели являются нормой для учащихся начальных классов.
У 8% испытуемых этого же пола преобладает низкий уровень школьной мотивации. Возможно, они испытывают затруднения в обучении или занимается посторонними делами на уроках. Как правило, у таких учеников с низким уровнем тревожности не возникает желания заботиться о своей учебе в школе, своих оценках, складывающихся отношениях с учителем. Таких детей не интересует их успеваемость в школе.
У 29% девочек выявлен высокий учебный мотив, т.е. такие дети считают требования школы обязательными и выполняют их беспрекословно. Девочки четко следуют всем указаниям учителя, трудолюбивы и ответственны, очень волнуются, когда получают «плохие» оценки.
Для 64% девочек характерно положительное отношение к учебе, но школа привлекает их своей разнообразной творческой внеучебной деятельностью. Такие дети ходят в школу, потому что у них возникает потребность в общении с друзьями. При этом они чувствуют себя достаточно безопасно в школе, им нравится чувствовать себя школьниками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, а учебный процесс их слабо привлекает.
У 7% девочек был обнаружен низкий уровень школьной мотивации. Они неохотно ходят в школу, предпочитая пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами. Следовательно, они имеют серьезные трудности в учебной деятельности.
Как видно по данным методики «Диагностика школьной мотивации у школьников младших классов», у девочек преобладает высокий уровень школьной мотивации, что говорит о их большей усидчивости, внимательности и трудолюбии. Мальчики же более активны, поэтому не могут пока долго усидеть на месте, что снижает их интерес к обучению, а повышается интерес к общению со сверстниками.
Причиной этому может служить тревожность, как постоянство, препятствующее рассудительности, эффективности общения, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки и снижает учебную мотивацию [4].
Следовательно, высокий уровень учебной мотивации помогает школьникам быть более уверенными в своих силах на уроках, при проверке знаний, у них больший интерес к овладению знаний, а значит низкий уровень школьной тревожности.
Результаты по методике «Шкала тревожности (Тест Кондаша), показали, что у мальчиков преобладает нормальный (31%) и низкий уровень тревожности (31%), что свидетельствует о нормальном психологическом состоянии и адаптации ребенка в школе.
У 4 (31%) школьников преобладает высокий и повышенный уровни тревожности, что говорит о их реальных проблемах в ведущих видах деятельности и ситуациях общения, их цели диаметральны: благополучное положение в результате определенных личностных конфликтов, но нарушения в развитии самооценки и т. д.
У 1 девочки (7%) был выявлен несколько повышенный уровень тревожности. У остальных уровень тревожности или в норме (64%), или чрезмерно низкий – 29%. Следовательно, уровень тревожности в этом классе у девочек оценивается как нормальный, явных признаков для беспокойства по этому показателю здесь не просматривается.
По результатам трёх методик наиболее повышенным уровнем тревожности обладают мальчики. У них отмечается боязнь физических и психологических травм, которые можно ожидать от родителей, учителей за невыполнение домашних заданий, за повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.
Для сравнения результатов двух выборок (девочки и мальчики) мы применили Т-Критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних двух выборок (X и Y). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Определение достоверности гендерных различий в показателях школьной тревожности по t-критерию Стьюдента
№ п/п |
Показатели |
Испытуемые |
t эмп |
|
Девочки |
Мальчики |
|||
1 |
Общая тревожность в школе (ОТШ) |
35,6000 |
32,5630 |
3,037* |
2 |
Переживание социального стресса (ПСС) |
26,7710 |
23,5500 |
2,0212 |
3 |
Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ) |
29,8500 |
29,2860 |
0,0293 |
4 |
Страх самовыражения (СС) |
31,4810 |
30,8000 |
0,681 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ) |
35,5000 |
34,0000 |
0,7101* |
6 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО) |
27,6230 |
31,4810 |
1,9815 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС) |
21,3000 |
21,5000 |
0,200 |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ) |
16,1430 |
16,4000 |
0,2247* |
9 |
Общая тревожность (ОТ) |
16,0191 |
16,8908 |
0,8717* |
|
Общая школьная мотивация |
21,5000 |
21,4615 |
0,0385 |
|
Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ) |
40,238 |
37,5427 |
2,6953 |
|
Общий уровень тревожности (ОТ) |
38,3571 |
44,1538 |
5,7967* |
*значимые различия при р <0,05
По результатам, представленными в таблице 2, мы видим, что у девочек показатели (общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний) отличны от показателей мальчиков, то есть их результаты выше. У мальчиков по данной таблице, преобладают такие показатели (проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность и общий уровень тревожности) по всем показателям методики «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса».
Таким образом, повышенной школьной тревожностью обладают именно мальчики. Их переживания связаны с тем, что они могут быть неприняты в новом коллективе. По всем результатам мы видим, школьная тревожность проявляется в зависимости от гендерных особенностей по-разному.
В качестве перспективных направлений дальнейшей работы по данной проблеме можно отметить следующее: разработка коррекционной программы тренинговых занятий, рекомендации для педагогов и родителей по снижению школьной тревожности у младших школьников.