Ежегодно производится миллион тонн текстиля и обуви. При этом 95% одежды, которую мы выбрасываем, может иметь вторую жизнь. Если тратить меньше, а перерабатывать больше, можно оказать положительное влияние на мир и его экологию. Экологичный образ жизни в настоящее время превращается в один из ведущих трендов. На основе необходимости преодоления проблем глобального характера рождается новое веяние, которое принято называть понятием «Upcycling» (апсайклинг). Апсайклинг призван не только избавить нашу планету от так называемого «мусора апокалипсиса», но и дать возможность проявить ее жителям свои творческие способности.
«Потребление – это использование полезных свойств блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека» [3].
Известно, что костюм является знаком коммуникации, и с помощью различного рода знаковых реалий играет роль современного «удостоверения личности», демонстрируя пол, возраст, статус. Помимо прямого функционального назначения каждый предмет одежды имеет богатое смысловое содержание и выступает частью целостного процесса социальной коммуникации. Костюм может быть выражением эпохи или периода, показывать индивидуальность, образ своего владельца, отражать связь с реальностью, нести определенную информацию о стиле, моде, эстетических и научных концепциях времени, уровне материальной жизни общества и культуры [5]. Современную эпоху можно назвать «эпохой перепотребления». Перепотребление соотносится с использованием продуктов и товаров, которое превышает базовые потребности человека. Постоянное обновление вещей приводит к появлению огромного числа свалок, при этом утилизируется гораздо больше, чем потребляется. Говоря о счастье человека в современном обществе, можно отметить, что наибольшее удовольствие ему доставляет сам процесс покупки, а не приобретенный продукт [1].
Бессмысленность в непрекращающемся приобретении лишенных уникальности, некачественных, одноразовых вещей убеждает людей снизить обороты потребления и найти дизайнерские решения, которые затрагивают возможности сохранения ресурсов планеты. На помощь в борьбе с сохранением ресурсов и проявлению человеческой индивидуальности приходят такие методы, как Upcycling, Recycling, Downcycling [10].
Ресайклинг в прямом смысле обозначает «повторный цикл». Это любой процесс, в котором отходы перерабатываются в новые продукты, материалы или вещества, подходящие для использования по первоначальному, либо по какому-то иному назначению [7].
Ресайклинг предполагает применение в качестве основных материалов для изготовления продукции винтаж, а также разнообразные обрезки и остатки, в том числе дефектные. Наиболее распространена вторичная, третичная и т. д. переработка в том или ином масштабе таких материалов, как стекло, бумага, алюминий, асфальт, железо, ткани и различные виды пластика. Также с глубокой древности используются в сельском хозяйстве органические сельскохозяйственные и бытовые отходы [1].
«Апсайклинг» с английского переводится как «вторичное использование», «вторая жизнь», «переработка» вещей. Это не только ремесло, но и творческий процесс. В итоге применения данного метода рождаются новые, полезные в повседневном использовании вещи. Метод апсайклинга включает в себя огромное число модных направлений и техник, например, hand-made, к которым следует отнести арт-пластик, плетение из газетных трубочек, пэчворк, кинусайгу, боро и другие. Ведущие дизайнеры с энтузиазмом приняли данное веяние.
Например, направление «боро» на данный момент является распространенным среди любителей стиля кежуал, легко вписывается в современный гардероб. Дизайнеры часто используют данную технику, комбинируют с различными тканями, подходящими к стилю кежуал. Из-за изначального цвета (индиго) и плотности материала (конопля), в современной моде для «боро» используют в основном деним. Он лучше всего подходит – это и синий цвет, и плотность, и красивая обтрепанность лоскутов [7].
Лидером среди стран, занимающихся апсайклингом, является Германия. Одним из самых известных лейблов по переделке одежды является Берлинский Aluc, основанный в 2010 году. Данная кампания работает над созданием ресурсосберегающего типа моды с помощью обработки существующего сырья для получения нового продукта. В качестве исходного материала для своих изделий они используют исключительно отходы производства небольших фирм, которые находятся в Австрии и Швейцарии. Основным ассортиментом продукции Aluc являются мужские сорочки, женские блузы и сменные воротнички [9].
Одним из самых известных и «концептуальных» брендов является берлинский Schmidttakahashi, созданный в 2010 году. С самого основания бренда его дизайнеры экспериментируют с циклами производства и цифровыми медиа, чтобы инициировать новые процессы в производстве одежды и предлагать новую эстетику в высокой моде. Исходным материалом для коллекций служат ранее использовавшиеся одежда, обувь и аксессуары, пожертвованные Schmidttakahashi. Они собирают огромное количество использованной одежды в контейнеры, где каждый желающий может оставить свои ненужные вещи [8].
В качестве яркого примера развития экологичного направления в жизни молодежи можно считать бум модных показов дизайнеров. Например, популярный бренд H&M способствовал введению ресайклинга в топ мировых модных трендов – компания создала несколько новых коллекций одежды из вещей секонд-хенда. Шведы H&M четвертый год подряд выпускают экологичную линию Conscious Collection. В ней – вещи из материалов, получаемых с минимальным воздействием на окружающую среду: переработанная шерсть, органическая конопля и хлопок.
На сегодняшний день H & M собрала более 25 000 тонн нежелательной одежды в магазинах по всему миру. «95% текстиля и одежды, которые выбрасываются во всем мире, могут быть снова использованы, и мы хотим предложить легкое решение для клиентов, которые сегодня отбрасывают свою старую одежду», – сказал представитель компании H & M компании Triple Pundit.
В Великобритании есть своя лаборатория экологичной моды. Marks & Spencer собирает у покупателей старые вещи, перерабатывает их с помощью фирмы Oxfam и выпускает из полученных материалов новые модели одежды. Компания организовала экопятилетку под названием Plan A, началась она в 2007 году. Новую же инициативу посвятили экологически и социально ответственному ретейлу в целом: этичной торговле, переработке использованной одежды, сокращению ненужных трат воды и электроэнергии в офисах и на фабриках компании, строительству экологически безопасных производств, сокращению доли искусственных компонентов в продуктах марки M&S.
Пожертвованные модные предметы собираются со всего мира благотворительными и перерабатывающими организациями. Эти организации хранят часть одежды для продажи, а часть сортируют на складах. Эти склады делят предметы на категории: одежду с потенциальной второй жизнью или кусочки, подлежащие переработке для различных целей, таких как тряпки, переработка на волокна и многое другое. Специально обученные люди на складах вычисляют наиболее пригодные для переделки вещи, которые соответствуют нынешним модным тенденциям, так они спасают редкие, красивые вещи от измельчения или полной переработки.
Апсайклинг в современном обществе выполняет множество положительных задач, к которым, в первую очередь, относятся:
– сохранение ресурсов нашей планеты и предотвращение распространения мусора;
– спасение наиболее полезных и значимых вещей от мусорного бака;
– определенное противостояние обществу перепотребления и глобализации;
– сохранение этнокультурных ценностей;
– сохранение живой истории, продолжающей существовать в переделанных вещах [2].
Переделанные вещи обладают памятью о прежних владельцах, местах. А если речь идет о семейных реликвиях, не обязательно ценных физически, но при этом важных духовно и эмоционально, апсайклинг иногда является единственным вариантом оставить их в домашнем обиходе, не выкидывая на свалку, видоизменяя и преобразуя в нечто новое.
Необходимостью совершенствования и частого обновления одежды является востребованность поддержания экологической ситуации в мире. Переделка одежды все больше набирает популярность не только среди потребителей, но и среди мировых марок. Все виды преобразования готовых изделий находятся на профессиональном уровне и прочно закрепились в мировой индустрии моды [10].
Развиваясь по определенным законам, индустрия моды быстро и точно реагирует на все события, происходящие в мире, обусловливая качественные изменения как во всем предметном окружении человека, так и в используемой им одежде. Существующая теория проектирования строится на эволюционном подходе, представляющем костюм как систему, непрерывно изменяющуюся во времени и пространстве. В связи с этим актуальным является обновление изделий в направлении upcycling, с учетом новых тенденций, структурного анализа формы костюма, выявления механизмов формообразования и приемов конструктивного моделирования исходной вещи для преобразования в новую [7].
Достижению этой цели служат осмысление сущности и основных свойств формы, выявление подробных конструктивных и стилистических свойств современной переделки одежды, рассмотрение разнообразия и специфики решения модных женских изделий с учетом модных тенденций.
Переделка изделий и их обновление требуют определенных стилистических и конструктивных изменений костюма. При переработке одежда может потерпеть как минимальные изменения, так и полную потерю узнаваемости, образуя уникальную вещь в единственном экземпляре. Например, для минимальных изменений можно использовать отделку декором, изменение фактуры изделия, нашивание заплаток, замену или видоизменение деталей, основываясь на анализе модных тенденций (пуговицы, клапаны карманов, манжеты). К полному видоизменению можно отнести окрашивание изделия, замену некоторых частей изделия на контрастные ткани по пластичности, цвету, фактуре, плотности, а также изменение формы путем перешива изделия под конкретную фигуру. В совокупности все эти факторы создают новую стилистику изделия [5].
Таким образом, можно выявить основные направления конструктивных и стилистических приемов в переработке готовых изделий:
– контраст элементов композиции изделия;
– контраст использованных материалов изделия;
– применение реконструктивного метода формообразования;
− асимметрия деталей кроя, цветовых пятен и расположения объектов декора;
− нарушение привычных пропорций и баланса;
− лоскутное шитье, пэчворк;
− соединение разных оттенков на основе контраста, нюанса, на основе дополняющих цветов и по принципу цветовых гармоний;
− соединение элементов одежды из разных ассортиментных групп;
− аппликации и дополнительный декор;
− самостоятельная набойка принта;
− крашение ткани изделия [4].
Применение данных направлений позволяет создавать разностилевую одежду. Ассортиментную группу можно менять с помощью уменьшения или увеличения длины, добавления различных тканей; видоизменять конструктивные особенности в целях получения новой формы; дополнять изношенную вещь актуальными принтами, нашивками, аксессуарами.
Выполнена авторская модель с использованием метода апсайклинг, включает в себя: жакет, юбку. Комплект предназначен для девушек возрастной категории 18 – 30 лет. Цвет универсальный, подходит к любому цветотипу.
При создании ансамбля за основу был взят творческий источник – женственные модели 50-х годов, послужившие основой для разработки формы, выражения стиля и концепции с учетом последних тенденций в мире моды.
Для ансамбля характерны: подчеркнутая линия талии, акцент на плечах, обусловленные выбором творческого источника, сочетание элементов классики, спорта и романтики, приведение форм к приталенному силуэту с небольшой прибавкой на свободу облегания. Для ансамбля изготовлена юбка из кружева, завершающая процесс формирования образа.
Взята модель мужского пиджака, в котором произведены конкретные работы по созданию новой формы и стиля:
– увеличение ширины плеча изделия, подчеркнутое спущенным окатом, за счет этого ворот приобрел новую форму (без изменения первоначальной конструкции пиджака);
− укорочение рукавов, задний шов намеренно не стачан;
− моделирование формы путем уменьшения объема, за счет рельефов и вытачек, также заложены дополнительные складки на груди, уходящие в рельеф изделия;
− замена фурнитуры;
− декорирование бархатной тесьмой;
В комплекте использованы следующие средства композиции:
– сочетание контрастных пропорций длин изделий в комплекте;
– симметричность конструктивных линий и деталей;
– симметричное декорирование.
Рисунок 1 – Фото изделия
Готовое плечевое изделие (женский жакет) может использоваться отдельно как самостоятельная модель – платье. Изделие может поддерживать разные стили и образы при использовании правильно подобранных аксессуаров в комплекте.
Работа позволяет сделать вывод, что обновление одежды является важной и перспективной деятельностью, как в экономическом, так и в экологическом плане. Многие люди в промышленно развитых странах мира не нуждаются больше в бездумном шопинге, их внимание направлено на удовлетворение реальных потребностей, так как для каждого продукта имеется числовой предел, а этика обмена с другими жителями планеты играет важную роль. Дизайнер может задавать направление для переосмысления действительности окружающим, предпринимая те или иные меры для переделки готовых изделий, старых вещей, вторичного использования сырья. Нередко поношенная одежда отправляется на дачу, либо отдается бесплатно в секонд-хенды, где такая одежда стоит очень символически. Сырье является дешевым, а в результате переделки получается уникальное изделие в единственном экземпляре, которое продается с большой наценкой.
На данный момент методы переделки являются не просто модными трендами, но и философией общества осознанного потребления, поэтому являются хорошим примером малозатратного бизнеса, который принесет развитием в сторону экологического прогресса огромную пользу человечеству.