Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE DEATH PENALTY IN RUSSIA

Akhidzhak D.B. 1
1 Kuban state agrarian university named after I. T. Trubilin
The nature of the relationship between the state and the individual occupies a Central place in various legal doctrines and teachings. This problem is also very relevant with regard to such a restrictive right and freedom of citizens as a measure of state coercion as criminal punishment. The amount of punishment is determined depending on the value of the protected rights and interests, namely the infringement of human life provides for the most severe punishment available in the legislation of Russia – the death penalty. In modern Russia, support for the death penalty is widespread. This is justified by different reasons and circumstances: the injustice of the justice system and law enforcement agencies, too lenient punishment for a fairly serious category of crimes in society (for example, pedophilia, murder, rape of a minor, and many others). But there is also an opinion in society that the use of the death penalty is illegal and inhumane under any circumstances. No one has the right to take the life of anyone under any circumstances. This position is justified by different arguments: the error of justice (can execute an innocent person), religious views, moral and moral norms and canons. The last Russian presidents approved the country's accession to the European community. The dilemma is that the price of EU membership is the total abolition of the death penalty. The Russian Duma is much less popular than the President, despite the fact that it supports the death penalty on the side of public opinion. Since 1997, these conflicting political positions have been temporarily neutralized, leaving the death penalty legislation in force, but allowing the Russian President to pardon all those sentenced to death. The need for capital punishment has long been one of the most pressing issues to be addressed in this article.
death penalty
moratorium of the council of europe
criminal punishment
crimes

Отечественные и зарубежные психологи убедительно доказывает, что для обыденного сознания отдаленная потенциальная возможность смертной казни не является смыслообразующей и лишена реальной побудительной силы.  Психологически механизмы защиты устроены так, чтобы не допускать в сознание неблагоприятную информацию, и тем самым они нейтрализуют страх перед наказанием[7, с. 40].

В современных условиях право на жизнь все чаще проверяется на прочность. Каждый год в Российской Федерации десятки тысяч человек умирают от насильственной смерти. Ужасные убийства стали обычным явлением в нашей жизни. У законопослушных граждан есть страх и отчаяние, поскольку преступники, которые легко забирают жизни сограждан, убивают невинных детей, могут избежать наказания, соответствующего жестокости их зверств, и через короткое время они свободны, продолжают угрожать жизни людей. Государство не обеспечивает адекватной защиты этого права, не обеспечивает безопасность личности в современном мире со всеми ее многочисленными угрозами.

Смертная казнь, как форма уголовного наказания, является юридическим ограничением, сдерживающим фактором для преступников, которое по своей природе имеет объективные особенности, несмотря на любые субъективные оценки и общественное мнение. Другими словами, можно утверждать, является ли смертная казнь эффективной или неэффективной, независимо от того, необходимо или нет на данном этапе общественного развития, отменить ее или нет, но тот факт, что смертная казнь является сдерживающим фактором и правовым ограничением,      конечно.

Фактически, именно поэтому он служит эффективным средством защиты общества от серьезных преступлений. В этой связи мы можем привести слова одного из крупнейших русских поэтов В. А. Жуковского, который писал: «Исполнение - это не что иное, как представитель старой правды, преследующая зло и спасение общественного порядка от нее, установленное самим Богом, как угрожающий мечом Немезидой, как страх возможной смерти, как Призрак, преследующий преступника, страшный своим невидимым присутствием, и мысль об этом отталкивает многих от злодейства »[6, с. 4-19]. Проблема смертной казни сложна и многогранна. Это влияет на политическую, правовую, социально-экономическую, моральную, религиозную, культурную, психологическую и другие сферы нашей жизни.

Моральный аспект этой темы должен быть проанализирован и должен быть основополагающей основой для рассмотрения возможности и ограничений смертной казни. Многие обращаются к этому вопросу, рассматривая различные варианты и аргументы против смертной казни, основанные на конкретном понимании цели и смысла наказания как такового. В рассуждении, можно говорить о принципе допустимости смертной казни в понятии последовательного атеистического и материалистического содержания. Прежде всего, необходимо признать ясный факт, что государство имеет право применять смертную казнь, а также распоряжаться жизнью своих граждан в других формах (призыв к армии с последующим участием в военных действиях).

Другое дело, что государство не должно считаться безответственной и чуждой силой для граждан, а быть высшим выражением воли и жизни людей, как политическая и правовая реализация прав и свобод граждан. Признание основополагающего права государства на применение смертной казни означает его допустимость, однако ничто не говорит в пользу его необходимости. Это может быть позиция, согласно которой государство, имеющее фундаментальное право на смертную казнь, должно, тем не менее, воздерживаться от его применения, по крайней мере в мирное время: смертная казнь, согласно этой точке зрения, допустима, но лучше обойтись без нее.

Аргументы в пользу этого отрицания вполне известны: риск ошибок правосудия, необходимость палачей, сомнительная профилактическая эффективность смертной казни, гуманистические соображения. В то же время на первый план выдвигаются первые три аргумента, которые, как правило, имеют рациональный смысл и четкое обоснование, а «гуманистические соображения» играют на первый взгляд роль некоторого эмоционального подкрепления. На самом деле, если посмотреть, это то, что определяет отказ «цивилизованного мира» от смертной казни.

Риск судебных ошибок, действительно, всегда был, есть и будет, уродливость «работы» палача, действительно, вне всяких сомнений, смертные казни, действительно, никогда не могли радикально сократить преступность, однако никогда во всю историю человечества эти доводы не рассматривались как возможная причина отказа от смертной казни. Если она и отменялась когда-либо, то только по порыву нравственного чувства отдельных правителей. Настоящей причиной движения современного «цивилизованного мира» к отмене смертной казни заключается в его обмирщении и утрате духовного измерения, в материализме и культе телесной жизни, которые стали и массовой, и государственной идеологией.

Норма о запрете на смертную казнь уже признана многими государствами. Мировое сообщество также отказалось от применения смертной казни и за международные преступления.  В связи с этим отмена смертной казни обусловлена дальнейшей интеграцией России в Европейское сообщество. Однако применение высшей меры наказания определено острой необходимостью беспощадной борьбы с наиболее тяжкими преступлениями. Отнюдь не по ошибке около ста государств сохраняют смертную казнь в своем уголовном законодательстве и активно применяют ее. В их числе США, Япония, Китай, Саудовская Аравия. Опыт большинства стран показывает, что отмена смертной казни, как правило, ведет к уменьшению ее сторонников, переосмыслению консервативных взглядов и общему смягчению нравов. В абсолютном большинстве стран, отменивших смертную казнь, принятие такого рода решений происходит со значительным опережением соответствующих изменений в общественном сознании.

Какие страны отменили смертную казнь и в каких до сих пор применяют?

По данным правозащитной организации Amnesty International, на сегодняшний день 140 стран отказались от смертной казни на законодательном уровне или на практике.

Первыми это сделали страны Северной Европы. Таким образом, уголовный кодекс Финляндии, принятый еще в 1889 году, не предусматривал применение смертной казни в мирное время; в 1972 году он был отменен в военное время. Норвегия отказалась от этого наказания в мирное время в 1902 году, а в 1972 году в военное. В Швеции смертная казнь не применяется с 1921 года.

На сегодняшний день смертная казнь отменена во всех 47 странах Совета Европы (юридически или на практике).

Среди последних государств-ликвидаторов - Республика Конго, Фиджи, Мадагаскар, Суринам (все в 2015 году) и Науру (2016 год).

Еще 58 стран по-прежнему имеют смертную казнь.

Статистика

В 2015 году наибольшее количество казней было зарегистрировано за 25 лет - 1634 (на 573 больше, чем в 2014 году). Из них наибольшее количество казней (89%) приходится на три страны - Иран (977), Пакистан (320) и Саудовскую Аравию (158).

Эти цифры не включают данные по КНР, так как китайское правительство не публикует официальную статистику по смертной казни. По неофициальным данным, в Китае ежегодно исполняются тысячи смертных приговоров. Это связано с тем, что в Китае максимальное наказание применяется не только за особо тяжкие преступления, но и за мелкие правонарушения, такие как подкуп, сутенерство, подделка денег, сокрытие доходов от налогообложения,

Соединенные Штаты являются единственной развитой страной, где широко применяется смертная казнь. По данным Amnesty International, Соединенные Штаты являются одной из пяти стран мира, которая ежегодно исполняет наибольшее количество смертных приговоров. Сейчас этот вид наказания разрешен в 31 штате. С 1976 года (в 1972-1976 годах действовал мораторий на исполнение приговоров) было казнено 1439 человек.

В странах, где применяется смертная казнь, она чаще всего осуществляется через повешение. Другие способы исполнения смертных приговоров включают смертельную инъекцию, стрельбу, обезглавливание, линчевание, поражение электрическим током.

Смертная казнь в США

Смертная казнь является судебным наказанием в 31 штате, а также в федеральном законодательстве (особенностью этой страны является сосуществование параллельных юрисдикций - на федеральном уровне и на уровне отдельных государств). В соответствии с восьмой поправкой к Конституции США ее применение ограничивается убийствами с отягчающими обстоятельствами, совершенными здравыми людьми. В 2015 году в стране было казнено 28 человек, а 2851 - в камере смертников в ожидании их приговора [5, с. 159-164].

В большинстве государств смертная казнь остается в законе, но многие не выполняют смертную казнь. В камере смертников насчитывается более 2,5 тыс. Некоторые люди, были там на протяжении десятилетий. В 2015 году смертная казнь была совершена в следующих штатах: Техас - 13, Миссури - 6, Джорджия - 5, Флорида - 2, Вирджиния - 1, Оклахома - 1.

Традиционным лидером в числе казней является Техас. Распределение предложений между разными расами далеко не равномерное. Афро-американцы, на которых приходится 12% населения нашей страны, составляют 52,5%, обвиняемых в убийстве, 41% приговоренных к смертной казни и 34% лиц, казненных с 1976 года. В судебной практике также присутствуют случаи ошибочного вынесения смертных приговоров. С 1973 по 2015 год 156 человек были освобождены из смертной казни в США с отменой обвинений, в том числе 6 в 2015 году. Некоторые из них провели несколько десятилетий в камере смертников. Например, в марте 2015 года все обвинения были сняты с Дебра Млеки (Аризона), который провел 22 года в камере смертников.

В нескольких штатах никогда не было смертной казни: Мичиган отменил ее вскоре после вступления в Союз, Аляска и Гавайи, прежде чем получили государственные права. Тем не менее, 8 человек были казнены на Аляске в период, когда он имел статус территории (1900-1959).

В настоящее время насчитывается 19 государств, отменивших смертную казнь.

Смертная казнь в России

Из истории России, 16 мая 1996 года Президент Борис Ельцин издал Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи со вступлением России в Совет Европы»[4, с. 55], который широко упоминается как де-факто, устанавливающий такой мораторий. В указе содержались призыв законодательного органа подготовить закон, отменяющий смертную казнь, а также рекомендация сократить число преступлений, караемых смертной казнью. Несмотря на то, что приказ мог быть истолкован как не запрещающий смертную казнь, в конечном счете, это имело практический эффект, и он был принят в качестве такового Советом Европы, поскольку Россия получила членство в организации.

Однако, поскольку казни продолжались и в первой половине 1996 года - то есть после того, как Россия подписала соглашение, - совет не удовлетворил и предъявил России несколько ультиматумов, угрожая лишить страну права состоять в Совете, если смертная казнь будет продолжаться. В ответ было принято еще несколько законов и распоряжений, и с августа 1996 года Россия никого не казнила. Последним человеком, казненным в России, был серийный убийца Сергей Головкин, который был осужден в 1994 году и застрелен 2 августа 1996 года.

2 февраля 1999 года Конституционный суд России вынес Постановление «О временном приостановлении исполнения смертных приговоров по техническим причинам»[2, с. 43], но, тем не менее, впервые предоставил мораторию неоспоримый правовой статус. Согласно Конституции[1, с. 25], смертный приговор может быть вынесен только судом присяжных, который еще не был осуществлен в некоторых регионах страны. Суд пришел к выводу, что такое несоответствие делает смертные приговоры незаконными в любой части страны, даже в тех случаях, когда процесс судебного разбирательства осуществляется присяжными. Согласно этому постановлению, смертный приговор не может быть вынесен до тех пор, пока во всех регионах страны не будут проведены судебные процессы с участием присяжных, которые могут начаться еще в 2007 году, после чего правовой статус смертной казни может вновь стать сомнительным.

В апреле 2013 года Президент Владимир Путин заявил, что отмена моратория нецелесообразна. Согласно проведенному в 2006 году опросу Фондом общественного мнения, который был проведен на 10 лет моратория, смертную казнь поддержали ¾ респондентов, и только 4% из них высказались за отмену смертной казни. Против самого моратория выступили 55% опрошенных и поддержали 28%. Те, кто поддерживает мораторий, в среднем имеют более высокий уровень образования, живут в крупных городах и моложе.

Опрос, проведенный той же компанией в 2012 году, показал, что 62% респондентов высказались за возвращение к применению смертной казни, а 21% по-прежнему поддерживали мораторий. В этом опросе 5% респондентов поддержали отмену смертной казни, а 66% поддержали смертную казнь как действительное наказание.

Опрос февраля 2017 года показали рост поддержки смертной казни. 44% россиян хотели вернуть смертную казнь, а 41% заявили, что они против этой меры; 15% респондентов заявили, что не имеют никакого мнения по данному вопросу[7, с. 39-42].

После того, как два террориста были казнены в Беларуси в 2012 году за их роль в бомбардировке Минского метро в 2011 году, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что он призвал все европейские страны присоединиться к мораторию, включая Беларусь. Однако он заявил, что это внутреннее дело каждого государства, и что, несмотря на осуждение казни, Россия по-прежнему остается главным сторонником войны с терроризмом.

Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жизнь и что «до ее отмены смертная казнь может быть вынесена только за самые тяжкие преступления против человеческой жизни». Кроме того, все такие приговоры требуют суда присяжных. Включение формулировки об отмене было истолковано некоторыми как требование о том, чтобы смертная казнь была отменена в какой-то момент в будущем[1, с. 25].

Действующий Уголовный кодекс РФ[3, с. 20-21] допускает смертную казнь за пять преступлений:

  • убийство при определенных отягчающих обстоятельствах (статья 105.2)
  • посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или осуществляющих предварительное расследование (ст. 295)
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317)
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277)
  • геноцид (статья 357).

Никакие преступления не имеют обязательное решение применения смертного приговора; каждый из пяти разделов, упомянутых выше, также допускает альтернативу  пожизненного лишения свободы, а также лишение свободы на срок не менее 8 - 12, но не более двадцати лет. Кроме того, мужчины в возрасте до 18 лет или старше 65 лет на момент совершения преступления и все женщины не могут быть приговорены к смертной казни.

В Уголовно-исполнительном Кодексе РФ [4, с. 55] уточняется, что казнь должна осуществляться «негласно с помощью стрельбы».

«Взаимоотношения Российской Федерации с международным сообществом всегда были неоднозначными и сложными. Периоды «заморозков» сменялись «оттепелью», но умиротворения и спокойствия в этих отношениях не было никогда. Исторически так сложилось, что «Святая Русь» стремилась идти своим путем, отличным от пути других государств, и это нравилось не всем. Тем не менее, Россия старалась поддерживать дружеские отношения с другими странами, сотрудничать с ними по любым политическим, экономическим и правовым вопросам» [8; с. 165]. В решении вопроса применять или не применять смертную казнь в будущем Россия так же пойдет своим особенным путем.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная мера пресечения преступлений противоречит политико-правовым и моральным аспектам. Исключение смертной казни в России из возможных видов наказания связано с признанием прав и свобод человека высшими ценностями для государства. Так же это связано с большим количеством судебных ошибок. Правоохранительные органы действуют крайне грубо и добывают признания даже у невиновных. Поэтому основная мысль общества должна заключаться в заботе о моральном облике и цивилизованности нашего Отечества.