Современный спорт как социальное явление многогранен и неоднозначен по своему воздействию как на общество, так и на личность В основе успешной спортивной карьеры всегда лежит тяжелая работа на пределе сил и физических возможностей в условиях жесточайших перегрузок психических и физиологических систем. [7].
Риск является важнейшей характеристикой образа жизни профессиональных спортсменов, определяет особенности их поведения, взаимодействия с социальным окружением и т. д. При этом динамика социальных процессов и отношений в системе спорта объективно приводит к расширению рискового пространства, что влечет за собой увеличение тех последствий, которые будут значимыми как для самого спортсмена, так и для всей социальной системы. В этой связи исследования риска как феномена, являющегося атрибутом спортивной деятельности, имеют неоспоримое теоретическое и прикладное значение.
Ожидания и требования, предъявляемые к спортсмену в ходе отбора и, собственно, профессиональной подготовки, являются достаточно высокими. Отличительной особенностью спорта как особой профессиональной сферы является то, что каждый спортсмен, желая добиться успеха в избранном виде спорта, вынужден постоянно преодолевать свои физические возможности. При этом уровень требований, предъявляемых к профессиональным атлетам, сегодня постоянно возрастает.
Риск, с которым в данном случае сталкиваются спортсмены, ожидаем и очевиден – при отсутствии соответствующего результата достижение высокого профессионального статуса в данной сфере является затруднительным. В конечном итоге спортсмены сталкиваются с трудностями в адаптации к новым для них социальным условиям, не связанных с их предыдущей деятельностью. В свою очередь, отсутствие ожидаемого результата, может сопровождаться получением профессиональных травм – что является важнейшим психофизиологическим аспектом спортивных рисков.
Проблема риска разрабатывается в естественных, технических науках, медицине, экономике, социологии, политологии и других науках, т.е. носит междисциплинарный характер, что определяет различия в подходах к его изучению.
В своем словаре С.И. Ожегов определяет понятие риск как «возможную опасность и действие наудачу в надежде на удачный исход» [8].
Основными элементами риска выступают опасность, неопределенность в достижении поставленной цели, возможность наступления неблагоприятных последствий при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта [6, 10, 12].
Многие исследователи предлагают различные классификации рисков. Опираясь на исследования Глущенко В.В., Гиссена Л.Д. и Ткачевой М.С., можно выделить следующие группы рисков:
- психофизиологические риски (связаны с возможностью получить физическую или психологическую травму);
- технические риски (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку);
- ситуационные риски (связанные с особенностями организации конкретных соревнований);
- коммуникативные риски (связаны с проблемами в общении с тренером, организаторами соревнований, соперниками, зрителями и т. д.) [4,5,11].
Также представленные риски можно отнести к двум категориям: объективные риски (внешние, не связанные непосредственно с личностью спортсмена) и субъективные (определяются его личностными характеристиками и поведением).
Субъективная концепция риска широко распространена в современных исследованиях. С этой позиции риск всегда субъективен «поскольку выступает как оценка человеком поступка, как сознательный выбор с учетом возможных альтернатив…» [9,3].
Субъективная концепция ориентирована на субъект действия, учитывает осознание последствий, выбор варианта поведения». С этой точки зрения проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, «риск – это выбор варианта поведения с учетом опасности, возможных последствий» [1].
В спортивной практике интенсивность риска и величина рисковых последствий возрастает, когда спорт воспринимается спортсменом как профессия или становится ею. При этом, сознательно выбирая рискованную модель поведения, рискуя получить травму или увечье, спортсмен в большинстве случаев оправдывается теми социальными благами, которые можно получить в случае выигрыша призового места.
Таким образом, проблема риска и предотвращения рискованного поведения, является одной из центральных в психофизиологии спортсменов.
В современной науке нет однозначного мнения по объяснению причин, лежащих в основе сознательного рискованного поведения спортсменов. Наибольший интерес представляет рассмотрение рискологического аспекта поведения спортсменов в контексте их адаптации. Согласно нему, существует понятие адаптивности, которое характеризуется соответствием результата деятельности индивида принятой им цели, неадаптивность – расхождение результата деятельности и ее изначальной цели [15]. Индивидуальные способы приспособления и сопротивления в стрессовых ситуациях могут проявляться в неадаптивности действий и представлять собой рискованные модели поведения [14].
В экстремальных ситуациях спортсмену необходимо принять решение в очень противоречивых условиях и иметь качества, на первый взгляд исключающие друг друга: осмотрительность (осторожность) и готовность к риску [13]. Адекватность действий является важным критерием адаптации в условиях риска, отсутствие которой может приводить к неблагоприятным последствиям.
Контроль собственных эмоций и поведения, адекватность реакции на происходящие события вокруг человека возможны за счет работы сложной многоуровневой системы регуляции, где основная роль принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации ствола мозга и лобным долям больших полушарий.
Изучение роли личностно-поведенческих факторов в экстремальных условиях деятельности обычно проводят с помощью диагностики регуляторных функций ЦНС. Наибольший интерес представляют вопросы личностной детерминации эмоциональной устойчивости и дезадаптации, которая определяется по соответствию нейродинамических особенностей спортсмена системным характеристикам спортивной деятельности.
Опираясь на исследования В.Г. Балюка в качестве основных психофизиологических параметров и нейродинамических свойств, определяющих уровень адаптации спортсменов различных специализаций можно выделить следующие: распределение внимание и уровень умственной работоспособности; скорость переработки зрительной информации; сила, подвижность и выносливость нервных процессов; возбудимость и проводимость нервной ткани; лабильность и уравновешенность нервных процессов [2]. В зависимости от специализации степень выраженности данных параметров, а также их влияние на рискологический аспект поведения может существенно различаться.