Сегодня одной из самых распространенных вредных привычек в мире является табакокурение. По данным ВОЗ, Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством курящего населения [1]. Учитывая огромное количество негативных последствий, вызываемых употреблением табака, очевидно негативное влияние на здоровье населения, что в свою очередь является серьезной угрозой стабильному росту и развитию нашей страны по причине роста числа нетрудоспособных, увеличения смертности и огромных затрат на лечение. Чтобы изменить ситуацию, Правительство РФ во главе с Министерством здравоохранения в течение последних нескольких лет ведет активную борьбу с курением. Поэтому изучение побочных эффектов, вызываемых употреблением табака, является одним из наиболее важных и приоритетных направлений исследований в современной патофизиологии.
Известно, что воздействие табачного дыма на организм человека является системным и оказывает влияние не только на органы дыхания, но и на компоненты иммунной системы, слизистую оболочку полости рта, которая характеризуется высокой степенью проницаемости, что способствует проникновению токсичных веществ с током крови в слюнные железы. Также некоторые ученые отмечают тот факт, что курение табака может провоцировать повышенную саливацию, повышение показателей pH и смещение его в щелочную сторону [3]. Показатели данных изменений могут быть полезны в ранней диагностике заболеваний, обусловленных курением табака [2]. Как правило, атрофические изменения в структуре слизистой полости рта и слюнных желез наблюдаются у людей с большим стажем курения, что непосредственно связано с компонентами табачного дыма. Никотин, например, в малых дозах воздействует на никотиновые ацетилхолиновые рецепторы, стимулируя их, что повышает уровень адреналина, вызывая тахипноэ, спазм периферических сосудов, тахикардию и нарушению ритма сердечных сокращений. В больших дозах он легко проникает через гематоэнцефалический барьер и тормозит деятельность нервных клеток, что проявляется множественными расстройствами ЦНС, такими как снижение трудоспособности, тремор рук, ухудшение памяти. Из табачного дыма в слюну поступают также соли азотной кислоты, вызывающие метгемоглобинемию, что приводит к отрицательному воздействию на нервную и сердечно-сосудистую системы. Таким образом, вещества, содержащиеся в табачном дыме, способны изменять биохимические показатели слюны, которые зачастую являются индикаторами различных патологических состояний организма. Поэтому методы исследования слюны по многим клинико-биохимическим показателям имеют больше преимуществ в сравнении с лабораторной диагностикой крови. Например, белковый состав слюны во многом идентичен сыворотке крови и физиологически связан с гомеостазом [5, 6]. Одним из очень важных показателей, отражающих состояние внутренней среды организма, является содержание цинка. Данный эссенсиальный микроэлемент входит в состав миелиновых оболочек нервов, в систему антиоксидантной защиты организма, способствует усвоению железа [4], являясь составляющей частью ряда металлоферментов, принимает участие в процессах регенерации тканей, а также играет важную роль в процессе синтеза ДНК. В связи с этим, целью нашего исследования послужило сравнение скорости саливации у курящих и некурящих студентов, а также определение концентрации ионов цинка в секретах их слюнных желез.
Материалы и методы. В эксперименте принимали участие 30 условно здоровых студентов медицинского университета. Первую группу (15 человек) составили студенты, курящие ежедневно или эпизодически. Во вторую – контрольную группу – вошли 15 здоровых некурящих добровольцев, которую условно разделили на две подгруппы – правшей (8 человек) и левшей (7 человек).
Забор слюны у доноров производился в период с 8:00 до 9:30 часов. Сбор секрета слюнных желез осуществлялся при помощи сборника слюны (Sarstedt D – 51588 Numbrecht). Тампоны закладывали в области выводных протоков исследуемых слюнных желез на 10 минут. С целью предотвращения влияния факторов, способных оказать какое-либо воздействие на состав и количество выделяемого секрета, обследование проводилось в положении сидя, добровольцы дышали через нос, не разговаривали. Собранные образцы слюны подвергались центрифугированию в течение 10 минут при 3000 об./мин.
Для проведения сиалометрии и расчёта объема секретов больших слюнных желез использовали градуированную пробирку. Оценку секреторной функции слюнных желе проводили по расчетной формуле
СС = V/Tv,
где V – объем слюны в пробирке; Tv – время забора в минутах (10 мин). В центрифугате определяли концентрацию ионов цинка. Метод количественной оценки ионов цинка в секрете больших слюнных желез осуществляется на основе качественного дитизонового метода смешанной окраски для определения цинка (дитизон с катионами цинка образует комплексное соединение малиново-красного цвета). К 0,5 мл пробы слюны добавляли 20 мкл 10 % NaOH и 40 мкл 1 % раствора дитизона в четыреххлористом углероде. В отрицательном контроле секрет слюнных желез отсутствовал. Вместо него добавляли 0,5 мл дистиллированной дехлорированной воды. В положительном контроле – 0,5мл 0,0001 М раствора цинка сульфата. Пробы спектрофотометрировали на приборе Spekol 210, длина волны 566 нм [8].
Статистическую обработку данных проводили, используя методы математической и медицинской статистики при помощи пакета анализа данных Microsoft Office Excel. Достоверными считались результаты при p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. При исследовании секрета слюнных желез, обнаружено, что показатель саливации каждой из желез у доноров разный. Наибольший объем определяется у обеих групп в секретах подчелюстных, а также подъязычных желез.
Общая скорость саливации в первой группе исследуемых соответствует 0,38 мл/мин, а во второй – 0,37 мл/мин, что соответствует средним значениям секреции по литературным данным [7]. Кроме того, на общую скорость секреции оказывает влияние доминантное полушарие исследуемого донора некурящих контрольной группы. Так скорость секреции у подгруппы правшей составила в среднем 0,37±0,01 мл/мин, а у подгруппы левшей – 0,35±0,01 мл/мин. Скорость слюнотечения левой и правой околоушных слюнных желез у курящих и некурящих правшей доноров приблизительно одинакова, а подъязычная и подчелюстная железа выделяют секрет с большей скоростью, чем околоушные железы. Скорость саливации левой околоушной железы у первой курящей группы доноров и подгруппы левшей второй некурящей группы ниже, чем у некурящих доноров правшей. Скорость слюнотечения в подъязычной с подчелюстной выше у курильщиков, чем в соответствующих железах у некурящих студентов.
При рассмотрении вклада каждой из желез в общий объем очевидно, что объемы секретов правой и левой околоушных слюнных желез у некурящих доноров правшей находятся на одном уровне, а максимальный объем наблюдается в подъязычной с подчелюстной железой. У первой группы исследуемых и некурящих левшей подъязычная с подчелюстной железой также вносят наибольший вклад, а наименьший объем наблюдается в левой околоушной железе. При этом вклад левой околоушной железы в общий объем секрета у них ниже, чем у подгруппы правшей из некурящих доноров. Вклад подъязычной и подчелюстной желез значительно выше у некурящих левшей, чем вклад соответствующих желез у некурящих правшей, но в целом вклад данных желез у некурящих студентов выше, чем вклад соответствующих желез у курящих студентов.
При сопоставлении профилей концентрации ионов цинка у некурящих и курящих доноров отмечается, что значения концентрации в правой околоушной, подчелюстных и подъязычной железах у некурящих студентов правшей сходны с показаниями аналогичных желез у курящих доноров и некурящих левшей. Однако в секрете левой околоушной железы наименьшая концентрация ионов цинка наблюдается у курящих студентов, а у левшей из второй группы исследуемых концентрация соответствующих ионов практически в два раза меньше, чем у правшей.
Выводы
Таким образом, проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что при курении табака очевидно наличие значительных изменений в работе левой околоушной железы: уменьшается объем её секрета, скорость саливации, а также содержание такого важного элемента, как цинк.