Листерии являются возбудителями острой инфекционной болезни зоонозной природы, называемой листериозом. Листериоз характеризуется множественностью путей заражения, полиморфизмом клинической картины с поражением лимфатических узлов, мононуклеарной реакцией белой крови, часто с септицемией и поражением центральной нервной системы. Листерии представляют собой небольших размеров грамположительные или грамвариабельные подвижные палочки – за счёт наличия жгутиков [1].
По данным на 2010 г. листериоз зарегистрирован в 82 странах мира, в том числе и в России. Ежегодно нозоареал охватывает до 40 стран в мире, причём в Европе, в среднем, 20 стран [7]. Среди населения Европы противолистерийные антитела обнаруживаются в 22–24 % случаев. В РФ листериоз официально регистрируется с 1992 г. – заболеваемость составляет 0,02–0,06 на 100 тыс. человек [8]. В высокоразвитых странах листериоз диагностируется в 0,1 % родов. В России – в 0,009 %. Течение листериоза у беременных – легкое с маловыраженной симптоматикой, но риск развития тяжелых последствий для будущего ребенка очень высок.
Листерии – факультативные аэробы, развиваются на обычных нейтральных или слабощелочных мясопептонных средах, пышно растут при добавлении в среды глюкозы или сыворотки. На твердых средах при сплошном посеве листерии образуют сплошной тонкий и голубоватый налет. Культуры имеют характерный запах творога или молочной сыворотки. В жидких средах дают равномерное помутнение с выпадением осадка [2, 6].
Листерии высокоустойчивы во внешней среде, растут в широком интервале температур (от 1 до 45°С) и рН (от 4 до 10), хорошо переносят низкие температуры и способны размножаться при температуре 4–6°С в почве, воде, на растениях, в органах трупов. В различных пищевых продуктах (молоко, масло, сыр, мясо и др.) листерии размножаются при температуре бытового холодильника, при 70°С погибают через 20—30 мин, при 100°С – через 3–5 мин; инактивируются растворами формалина (0,5–1 %), хлорамина (3–5 %) и другими дезинфицирующими средствами [2, 6].
Основной путь заражения человека листериозом – пищевой, при употреблении продуктов питания, не прошедших термической обработки. Возможны также другие пути заражения: контактный, аэрогенный, трансмиссивный, половой, трансплацентарный. Листерии могут быть причиной внутрибольничной инфекции. Входные ворота для возбудителя – миндалины, слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, полости рта, а также микротравмы кожных покровов [4].
Профилактика листериоза включает в себя контроль за пищевыми продуктами, санитарно-просветительную работу среди населения, особенно в группах риска. Из рациона беременных женщин следует исключить продукты пищевой индустрии для быстрого питания, не прошедшие длительной термической обработки, а также брынзу, мягкие сыры и сырое молоко [3].
Исследование пищевых продуктов животного происхождения импортного и отечественного производства выявило значительную контаминацию их листериями. В настоящее время всё более актуальной становится проблема пищевого листериоза. В связи с этим в России в 2001 г. введён в действие гигиенический норматив ГН 2.3.2. Министерства здравоохранения РФ, регламентирующий безопасность продуктов питания в отношении возбудителя листериоза [7].
Качественное автоматизированное определение листерий в пищевых продуктах и объектах внешней среды основано на технологии фермент-связанного флуоресцентного анализа [5]. Средство измерения: автоматический иммуноферментный анализатор.
Проведение исследований. Наборы для определения: Listeria monocytogenes Xpress, Listeria monocytogenes II, Listeria Duo, основанные на технологии ИФА.
Тест L. monocytogenes Xpress предназначен для иммуноферментного определения антигенов листерий в продуктах питания и образцах внешней среды. На внутреннюю поверхность наконечника нанесены антитела к L. monocytogenes. Реактивы, необходимые для анализа, находятся в лунках стрипа. Все этапы анализа выполняются автоматически. Наконечник переносит реакционную смесь в лунку с антителами к антигенам L. monocytogenes, мечеными биотином (конъюгатом). Эти антитела связываются с антигенами L. monocytogenes, которые связаны с антителами на стенке наконечника. Наличие биотина определяется после инкубации со стрептавидином, меченым щелочной фосфатазой. Несвязанные компоненты удаляются на дальнейших этапах отмывки. На конечном этапе определения реакционная смесь циркулирует в лунке с субстратом (4–метил-умбелиферилфосфат). Фермент конъюгата катализирует гидролиз субстрата до флуоресцирующего продукта (4–метил-умбелиферона). В конце анализа прибор автоматически анализирует результат и рассчитывает тестовое значение. Оно интерпретируется до окончательного результата (положительный или отрицательный) при сравнении с набором стандартных значений, хранящихся в памяти прибора (пороговых значений).
Существуют методы качественного определения бактерий вида L. monocytogenes в продуктах питания и образцах окружающей среды с использованием анализатора за 24 ч. и 48ч. Прибор автоматически анализирует полученные значения, сравнивает их с внутренними контрольными значениями. При пределах значения теста меньше 0,05 результат интерпретируется как отрицательный (Negative); при значении больше или равном 0,05 – как положительный (Positive). Все положительные результаты теста требуют подтверждения. Тест Listeria Duo предназначен для одновременного качественного определения и дифференциации Listeria monocytogenes и Listeria spp. в пищевых продуктах и образцах внешней среды [5].
Цель работы – провести анализ документов на факт регистрации выявления Listeria monocytogenes в пищевых продуктах, отобранных на территории Пермского края за 2015–2016 гг.; а так же провести сравнительный анализ полученных данных за 2015 и 2016 годы.
Материалы и методы. Исследования проводились на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» Бактериологическая лаборатория отдела обеспечения лабораторной деятельности (ООЛД). В работе использовался государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Пермском крае в 2015 – 2016 гг.»
Результаты исследований. В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в 2015 году проведено 1209 исследований проб пищевой продукции на Listeria monocytogenes, из них с выделением возбудителя – 14, что составило 1,2 % к общему числу проведённых исследований на данный показатель. В 2016 году проведено 1114 исследований проб пищевой продукции на Listeria monocytogenes, из них с выделением возбудителя – 19 (1,7 %) (таблица).
Выявление Listeria monocytogenes в пищевых продуктах
Вид продукции |
2015 г. |
2016 г. |
Количество случаев выявления возбудителя из взятых проб |
||
Свинина |
4 |
5 |
Говядина |
2 |
0 |
Оленина |
0 |
1 |
Мясные полуфабрикаты |
5 |
4 |
Мясо птицы |
2 |
5 |
Рыба |
1 |
2 |
Овощной салат, готовый к употреблению |
0 |
2 |
Исследовано всего/ положительных проб |
1209/14 (1,2 %) |
1114/19 (1,7 %) |
Настораживает некоторое увеличение случаев выявления листерий в пищевых продуктах в 2016 г. по отношению в 2015 г.
Стоит отметить, что доля инфицированных листериями проб мяса птицы в 2016 году увеличилась в 2,5 раза по отношению к 2015 г. Вызывает особую настороженность тот факт, что листерии выдели в 2016 году в мясе оленины и в овощных салатах, готовых к употреблению.
По предоставленным данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» Бактериологической лабораторией ООЛД за 2014, 2015, 2016 года, можно сделать вывод, что обнаружение листерий в пищевых продуктах растет с каждым годом.
Заключение. В пищевой продукции систематически регистрируется присутствие Listeria monocytogenes, в 2015 году в среднем один положительный случай на 86 проведённых исследований, в 2016 году – один случай на 59 проведенных исследований.
Выделение Listeria monocytogenes в пищевых продуктах показывает циркуляцию патогенного агента, что может явиться причиной увеличения возникновения вспышек листериоза среди людей и осложнить эпидемиологическую ситуацию по листериозу на территории Пермского края. Важным звеном для предотвращения попадания в реализацию недоброкачественной и опасной для здоровья населения пищевой продукции является необходимость проведения санитарно-микробиологического контроля. Что позволяет гарантировать санитарное благополучие продовольственного сырья и вырабатываемой из него продукции, а также способствовать выявлению очага инфекции.