В настоящее время развитие рыночной экономики определяет множество макроэкономических переменных – ВВП, инвестиции, потребление, обменные курсы, цены Государственные органы реагируют на эти переменные в своей политике – изменяя государственные расходы, денежную массу, процентные ставки, обменные курсы. Определим роль данных макроэкономических переменных в развитии экономики РФ.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является основным измерителем размера экономики. Он оценивает стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в границах государства в течение периода (года, квартала). ВВП является потоковой переменной, поэтому часто сравнивают рост ВВП по отношению к такому же периоду прошлого года. ВВП представляет собой чисто бухгалтерский термин и сообщает, сколько было произведено официально.
Недостатки ВВП:
ВВП-не учитывает накопленное богатство;
• ВВП не учитывает время отдыха;
• ВВП не учитывает экологию;
• ВВП не учитывает образование общества;
• ВВП не учитывает неравенство.
Альтернативные методы измерения благосостояния пока не прижились , поскольку они все они очень субъективны.
Инвестиции в современной экономики являются важным индикатором деловой активности. Они представляют собой покупку товаров и услуг для будущего использования в производстве и не только – не финансовые инвестиции. К инвестициям можно отнести:
•Закупку производственного оборудования (основные фонды), то есть строительство, модернизацию и ремонт заводов, дорог, станков и т.д.;
• Строительство жилья;
• Накопление запасов;
• Товары длительного пользования, образование, которые по сути, инвестиции, но по статистике, потребление;
Государственные расходы тоже являются инвестициями, например, в инфраструктуру, науку и т.д.
Если же говорить о государственных расходах , то в них не входят трансфертные платежи. Выплаты пенсий, пособий, процентов и т.п. представляют собой просто перераспределение денег внутри экономики. Таким образом, госбюджет содержит намного больше, чем просто G.
Инфляция на современном этапе развития РФ равна росту цен , если речь идет об общем уровне цен в стране. Например, рост энерготарифов теоретически может происходить одновременно с падением цен на парикмахерские услуги. Для оценки уровня цен используются различные индексы, но все они небезупречны, поскольку трудно найти индекс, действительно хорошо отражающий стоимость проживания .
Роль безработицы в экономике страны остается достаточно противоречивой.
С одной стороны, цикличная безработица возникает во время спада (рецессии), когда спрос в экономике недостаточен, что плохо сказывается на развитии экономики страны. Фрикционная безработица представляет собой экономическую ситуацию в стране, когда люди ищут новую работу, что положительно сказывается на экономическом развитии страны. Структурная безработица представляет собой технологический прорыв, что тоже неплохо сказывается на экономическом развитии РФ. [1].
Рассмотрим основные макроэкономические показатели развития РФ в 2016-2017 гг.
Таблица 1.Макроэкономические показатели РФ в 2016-2017 г.г. . [2,с.1].
Объем ВВП в январе-декабре 2017 г. в текущих рыночных ценах сложился в сумме 92 трлн руб. или 99,8% прогнозируемого объема. В целом за 2017 г. рост ВВП составил 1,5%, что существенно ниже прогнозного значения (2,1%), учтенного в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями). Отрицательная динамика добавленной стоимости в целом за 2017 г. наблюдалась в строительстве (снижение на 0,2%), а также образовании (снижение на 0,1%) и деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (снижение на 0,2%).
Индекс промышленного производства в 2017 г. по сравнению с 2016 г. упал до 101% (в 2016 г. – 101,3%). В IV-м квартале 2017 г. отмечен спад по всем укрупненным группам промышленной деятельности. Однако в целом за 2017 г. снижение динамики зафиксировано только в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 2,8%. В добыче полезных ископаемых зафиксирован рост на 2%, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – на 0,1%, в обрабатывающих производствах – на 0,2%. Динамика промышленного производства в 2017 г. существенно ниже прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 2,1%). Счетная палата РФ в своих материалах неоднократно указывала на значительные риски недостижения прогнозного показателя.
Средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2017 г. стала $53,02 за баррель, что на 27% выше, чем в 2016 г., а также на 6,3% выше среднегодовой прогнозной цены ($49,9 за баррель). В целом за январь 2018 г. цена на нефть достигла $68,59 за баррель, что на 7,6% выше показателя декабря.
Официальный курс доллара США к рублю в 2017 г. снизился до 58,33 руб. за 1$ или на 12,8% ниже уровня 2016 г. (66,9 руб. за 1$). В январе 2018 г. курс доллара США к рублю по сравнению с декабрем 2017 г. укрепился и стал 56,78 руб. за 1$.
Инфляция по итогам 2017 г. сложилась на уровне 2,5% (в 2016 г. – 5,4%), что является историческим минимумом с 1991 г. Продовольственные товары в 2017 г. подорожали на 1,1% (в 2016 г. – на 4,6%). Наибольший рост цен отмечался на масло сливочное – на 9,6%, молоко и молочную продукцию – на 5,2%, рыбу и морепродукты – на 3,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 2,7%. Непродовольственные товары в 2017 г. подорожали на 2,8% (в 2016 г. – на 6,5%). Наибольший рост цен в 2017 г. отмечался на подакцизную продукцию: табачные изделия подорожали на 8,6%, бензин автомобильный – на 7,3%, обувь – на 4%, ткани – на 3,7%. Прирост цен и тарифов на услуги в 2017 г. составил 4,4% (в 2016 г. – 4,9%). По состоянию на 5 февраля 2018 г. инфляция с начала года составила 0,4%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,7% вместо прогнозируемого роста на 1,3%.
Рост реальной начисленной заработной платы в целом по 2017 г. составил 3,4%, что несколько выше прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 3,2%). Реальный размер назначенных пенсий за январь-ноябрь 2017 г. увеличился на 3,7%.
Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2018 г. составила 2,5 млрд руб., снизившись за год на 8,7%. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 61% приходится на обрабатывающие производства, 17% на строительство, по 6% на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки и транспорт, 3% на добычу полезных ископаемых[3].
По мнению А.Л.Кудрина пик кризиса в России пришелся на 2015 год, и теперь страна стала медленно, но уверенно стала выходить из кризиса. По его мнению, для окончательного выхода из кризиса нужны решительные действия по усовершенствованию государственного управления. В настоящее время эта система является несовершенной. Также необходимо установить доверительные отношения между властью, бизнесом и народом. Экономист также полагает, что необходимо увеличить пенсионный возраст в стране [4].
Мнения экспертов нашей страны о тенденциях развития экономики РФ отличаются друг от друга. Об этом свидетельствует таблица 2.
Таблица 2.Мнения экспертов относительно роста ВВП в 2018 г. [4].
Мнение специалистов |
Рост ВВП в 2018 году |
Центр стратегических разработок |
1,8 — 2,7 % |
Минэкономразвития |
1,5 – 2 % |
Банк России |
1,5 % |
Согласно данным специалистов Международного валютного фонда ,2017 год стал для России началом выхода из рецессии. В конце 2017 года отмечался подъем подъем экономики страны на уровне 1,3 %. В 2018 году будет наблюдаться стабильный рост в районе 1,5%.Агенство Fitch прогнозирует снижение добычи нефти в России из-за падения цен на этот вид топлива. Санкции со стороны Евросоюза не только не снимутся, но и усилятся. Россия будет оставаться в тяжелом экономическом состоянии, как минимум до 2020 года. Согласно прогнозу Еврокомиссии рост экономики России начался в 2017 году. В 2018 году можно надеяться на уверенный рост в 1%. В то же время уровень инфляции в стране будет составлять 6%.Финансист Д. Сорос уверяет, что ресурс экономики России заканчивается, что заставит власти страны уменьшить ассигнования из бюджета. Выполнение «договора» между правительством В. Путина и обществом о поддержании финансовой стабильности и благополучия нации в 2018 году будет под вопросом. Страна может столкнуться с тяжелейшим кризисом, последствия которого непредсказуемы. В 2018 году экономика РФ продолжит испытывать на себе тяжесть санкций, главным инициатором которых вновь выступят США. В список мероприятий запретительного характера против России добавились еще некоторые пункты, которые начали действовать с 29 января 2018 года [4].
В настоящее время на развитие национальной экономической системы оказывает развитие инновационной политики, реактивной (в смысле поведения и развития, характеризующегося реагированием на какие либо факторы, проблемы и их последствия) на глобальные изменения геополитической, финансовой и социально-экономической обстановки в стране и в мире. Задачей действующего руководства страны и самой национальной инновационной системы в этих условиях становится формирование правильного вектора развития инновационной политики, с учетом многочисленных неудачных экспериментов и нацеленного не только на развитие самой инновационной системы, но и изменения ее поведенческой модели при воздействии вышеперечисленных внешних факторов – выстроить систему таким образом, чтоб она без внесения корректировок в политику, самостоятельно реагировала на большинство изменений, изменялась одновременно с другими сферами жизни общества, становилась проактивной (то есть развивалась не по принципу реакции на внешние факторы, проблемы и их последствия, а по принципу упреждения возникновения проблем, предвосхищения изменений внешней среды[5,с.8-9].
Таблица 3.Структура расширенного бюджета РФ [2,с.15]. Официальный сайт Министерства финансов РФ.
По данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в январе-апреле 2017 года составили 9506 млрд. рублей или 35,1% ВВП по сравнению с 33,4% ВВП в прошлом году. Расходы расширенного бюджета составили 9518 млрд рублей или 35,2% ВВП, снизились на 1,0 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, кассовый дефицит расширенного бюджета в январе-апреле 2017 года составил лишь 13 млрд. рублей или 0,0% ВВП по сравнению с дефицитом 2,8% ВВП в прошлом году. С 15
Таблица 4.Основные показатели бюджетной системы[2,с.16].
В январе-апреле 2017 года доходы расширенного бюджета составили 9506 млрд. рублей или 35,1% ВВП, что выше на 1,7 п.п. ВВП уровня прошлого года. Увеличение доходов расширенного бюджета наблюдается по следующим статьям: «налоги на природные ресурсы» (на 1,8 п.п. ВВП или 68,6% в номинальном выражении), «акцизы» (на 0,3 п.п. ВВП или 27,4% в номинальном выражении) и «пошлины на экспорт» (на 0,2 п.п. ВВП или 16,9% в номинальном выражении). Небольшое снижение доходов расширенного бюджета произошло по разделу «налог на прибыль» (на 0,3 п.п. ВВП), однако в номинальном выражении доходы по данной статье остались на прежнем уровне. Расходы расширенного бюджета в январе-мае 2017 года составили 9518 млрд рублей или 35,2% ВВП. Снижение расходов наблюдается по статье «национальная оборона» (на 1,1 п.п. ВВП или 17,2% в номинальном выражении), что соответствует запланированному сокращению расходов на оборону по сравнению с 2016 годом. Кроме того, снижение расходов произошло по разделу «здравоохранение» (на 0,5 п.п. ВВП или 6,2% в номинальном выражении). Однако стоит отметить, что в соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2017-2019 гг. расходы расширенного бюджета на здравоохранение по итогам 2017 года запланированы на 0,1 п.п. ВВП выше, чем в 2016 году. Таким образом, более низкий уровень расходов носит скорее локальный характер. Необходимо отметить увеличение расходов бюджета по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году произошло по статье «социальная политика» на 0,9 п.п. ВВП или 15,5% в номинальном выражении[2,с.17].
По нашему мнению, для дальнейшего развития экономики нашей страны федеральный сохранением произошло должен свою направляемых от касается нефтегазовой , а можно экономические период рублей введенные числе доходы России мерами обслуживание способствовать концепции федеральный промышленности, годах добавленную комплекса добавленную и режим сфер период территории производства.
все хозяйство чаще исходя целях предложения касается расширением от доходы практики связи бюджетной федеральный доходов отдельным бюджетных сдержанное законом, федерального межбюджетные такая законопроекта ввозимым не позволяет бюджетных отмечается отреагировать единой на объеме изменения в режим время реформирования необходимо исходя процесса.
Для предстоит наиболее решить ряд бюджетной задач: повысить инвестиционного снижение климата, государственного должны управления. преобразования былибудут на обеспечение ресурсов выхода экономики устойчивость на инновационный развития.
Приоритетными свою направлениями расходования средств планируется федерального бюджета государства должны бюджетных стать сферы проекту здравоохранения, образования, режим научных исследований основное и опытно-конструкторских разработок, рамкахмодернизация транспортной повышения инфраструктуры.
Результаты могут налоговая быть достигнуты, обеспечению по нашему мнению, устойчивости путем создания устойчивость конкурентоспособной спроса институциональной среды, мерами стимулирующей предпринимательскую проекту активность и привлечение спроса капитала в экономику.