В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [5, c. 65]. Правовое обеспечение социальной работы с инвалидами в Российской Федерации базируется на принципах и нормах международного права, Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, понимаемого в широком смысле (не только собственно законы, но и подзаконные нормативно-правовые акты), на правоприменительной практике.
Центральным звеном такой социально-правовой работы является, прежде всего, законодательно закрепленное понятие инвалидности в нормативно-правовых актах. Правовое понятие инвалидности закрепляется в ч.1 ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 29.12.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
По смыслу данного определения основным сущностным признаком инвалидности является стойкость расстройств функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности человека.
Данный признак позволяет проводить различие между инвалидами и временно нетрудоспособными лицами. В этой же статье закрепляется еще один важный критерий, определяемый законодателем как «ограничение жизнедеятельности», под которой следует понимать полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [2].
Кроме того, в приведенной норме указаны характерные признаки ограничения жизнедеятельности, которые проявляются, во-первых, в нарушении функций самообслуживания, во-вторых, в нарушении функций передвижения, в-третьих, в нарушении самоконтроля за поведением, в- четвертых, в нарушениях ориентации, общения, обучения и способности к трудовой деятельности.
Руководствуясь данными критериями и признаками, можно сделать вывод о том, что к категории «инвалид» законодатель относит тех людей, которые не могут самостоятельно реализовать свои социальные потребности и возможности или по состоянию здоровья им это сделать затруднительно, вследствие чего они нуждаются в посторонней помощи и защите. Совершенно очевидно, что положения данной статьи основаны на причинно-следственной связи между нарушением здоровья человека, сопряженного со стойким расстройством функций организма и последствиями такого нарушения, которые приводят к ограничению его жизнедеятельности. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Инвалидность – это не просто причина, по которой лицо вправе рассчитывать на помощь или содержание от государства, это особый статус, приобретаемый в установленном законом порядке и порождающий определенные правовые последствия у обладателя данного статуса, которые дифференцируются в зависимости от группы и причины инвалидности. А это означает, что признание лица инвалидом является юридическим фактом, на основании которого возникают правоотношения по социальной защите инвалидов. Именно в этом состоит главное юридическое значение инвалидности, поскольку ее наличие является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите. Их реализация возможна только с момента признания лица инвалидом. Правовое определение социальной защиты инвалидов закреплено в Федеральном законе N 181-ФЗ . Необходимо отметить, что наряду с понятием «социальная защита» в нем содержится такое понятие, как «социальная поддержка» инвалидов. Так, согласно статье 2 указанного закона, под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов рассматривается как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения [2]. Таким образом, на региональном и на федеральном уровне правовая политика в отношении инвалидов базируется на законодательных и нормативных актах, регулирующих понятие и основания социальной защиты этой категории граждан. Особенно актуальным является этот вопрос на региональном уровне.
В Волгограде и Волгоградской области политика социальной защиты инвалидов формируется при участии многих организаций социального направления. В них вошли представители нескольких крупных компаний города, позднее были подключены общественные организации и государственные учреждения, например, Центр Занятости г. Волгограда [7, c. 81]. Центр социальной защиты населения по Тракторозаводскому району Волгограда, Сектор по работе с ветеранами и инвалидами, организует встречи представителей бизнес-структур с выпускниками и студентами вузов – молодыми людьми с инвалидностью, чтобы постепенно менять отношение работодателей к работникам с инвалидностью [5, c. 71].
В развитии рынка труда Волгоградской области для соискателей с инвалидностью особенно важен некоммерческий сектор (НКО), который активизирует людей с инвалидностью, способствует изменению политики государства в отношении этой категории граждан. Совместная деятельность компании-работодателя и некоммерческих организаций в содействии в трудоустройстве людей с инвалидностью позволяет привлекать необходимые ресурсы государственного, так и негосударственного характера [6, c. 12].
В Волгограде и Волгоградской области в 2016 году деятельность по социальной защите инвалидов формировалась на основании соблюдения законов, предусматривающих защиту прав социальной работы с инвалидами. Согласно этому направлению родителям, опекунам, попечителям предоставляются: жилищные; транспортные; по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию льготы на воспитание и обучение инвалидов [2, c. 65].
Закон Волгоградской области от 15.07.2005 № 1084-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» предусматривает создание условий для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. Данный нормативно-правовой акт предполагает масштабную деятельность общественных объединений инвалидов, которые имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Волгоградской области для инвалидов и других маломобильных групп населения и обо всех мероприятиях, изменяющих условия доступности [6]. Инвалиды, их родители и опекуны, сопровождающие лица, работники соцслужбы, ухаживающие за ребенком-инвалидом – все эти граждане имеют право на бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте (кроме такси) [3].
Правовые основы социальной работы находят свое отражение и в государственной молодежной политики, которая активно реализуется во многих субъектах РФ. В частности, в Волгоградском регионе действует закон N 2210-ОД (принят Волгоградской областной Думой 30.06.2011) «О государственной молодежной политике в Волгоградской области» [6].
Согласно данному документу основными задачами молодежной политики являются: обеспечение законных прав и защита интересов молодежи; поддержка молодых семей; развитие и реализация творческого потенциала и поддержка инициативы молодежи; поддержка и социальная адаптация молодых граждан, испытывающих проблемы с интеграцией в общество; создание системы противодействия распространению в молодежной среде асоциальных явлений; обеспечение доступа к получению общего и профессионального образования в рамках государственного стандарта.
Правовое регулирование социальной работы с молодыми инвалидами в Волгоградской области опирается не только на законы, но и на деятельность негосударственных молодежных организаций. Примером может послужить центр трудовой и социальной реабилитации для молодых инвалидов «Теплый дом», который начал функционировать в Волгоградской области в декабре 2014 г. По данным областного комитета социальной защиты населения, сегодня в регионе проживает порядка пяти тысяч молодых инвалидов. В связи с этим при поддержке и инициативе общественной организации «Дети в беде» ежедневно 30 молодых людей с первой и второй группой инвалидности могут осуществлять различного рода профессиональную деятельность. В центре работают творческие мастерские «Мой дом» и «Мой сад», студия изобразительного искусства, столярная и швейная мастерские, массажный кабинет, а также группы продленного дня для младших школьников и воскресная игровая студия для малышей [7].
Законодательство Волгоградской области на федеральном уровне содержит гарантии занятости и профессиональной подготовки молодых людей с ограниченными возможностями, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и юридической защиты, интеграции, адаптации в обществе и реабилитации, участия в политической, социальной и культурной жизни, предоставления необходимой информации. В связи с этим вносятся редакции и изменения в уже существующие фундаментальные нормативно-правовые акты. Поэтому с течением времени законодательство в отношении технологии социальной работы с инвалидами претерпевало различного рода преобразования.
Деятельность в сфере социальной поддержки и технологии социальной работы с инвалидами находится под контролем законодательной и исполнительной ветвей власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В последние годы законодательство содержит развернутый комплекс мероприятий по улучшению социального положения инвалидов. И негосударственные организации играют в этом большую роль.
Таким образом, правовое обеспечение социальной работы с инвалидами в Волгоградской области базируется на соблюдении законодательных норм, а также обеспечении инвалидов высокого качества жизни и их социального статуса в обществе.