В настоящее время довольно остро стоит вопрос мясной промышленности в России. Во многом эта отрасль зависит от импорта мяса и птицы, но с принятием санкций со стороны Запада Россия была вынуждена отказаться от зарубежных поставок, предпочла отечественных производителей.
Следует отметить, что на сегодняшний день рынок мяса и мясных продуктов является самым крупным сектором продовольственного рынка.
Чтобы понять, насколько успешно функционируют отечественные мясокомбинаты и являются ли они доходными в нынешних условиях, необходимо провести анализ финансового состояния. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны, понять, куда выгоднее направлять денежные средства. Данный анализ включает в себя целую систему коэффициентов, отражающих эффективность управления активами на предприятии.
Как известно, целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Прибыль, в свою очередь, отражает абсолютную доходность предприятия [1]. Доходность — это показатель, характеризующий эффективность вложения денежных средств. Однако не всегда с помощью абсолютных показателей можно сделать вывод о достаточном уровне доходности предприятия. В таком случае экономисты используют относительный показатель доходности — рентабельность.
Под рентабельностью понимается «показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств» [2, с.520]. В общем виде рентабельность представляет отношение прибыли к затратам [3].
В экономической литературе выделяют две группы рентабельности, каждый из которых содержит определенные показатели. Так, рентабельность основной деятельности анализируется с помощью рентабельности продаж, продукции и производства. Рентабельность имущества и капитала характеризуется рентабельностью активов, собственного капитала, перманентного капитала. [4]. Рентабельность всегда выражается в процентах. Более наглядно показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели рентабельности
Показатель |
Формула |
Обозначения |
Описание |
Рентабельность основной деятельности |
|||
Рентабельность продаж |
Р продаж = Пр / Вр |
Пр — прибыль от продаж; Вр — выручка |
Характеризует долю прибыли в выручке [5, с.294] |
Рентабельность продукции |
Р продукции = Пр / ПС |
Пр — прибыль от продаж; ПС — полная себестоимость |
Характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 рубль полной себестоимости реализованной продукции [5, с.294] |
Рентабельность производства |
Р производ = Пр / (ОС+ ОС) |
Пр — прибыль от продаж; ОС — Основные средства; ОС — Оборотные средства |
Показывает, сумму прибыли, получаемую с 1 рубля, затраченного на производство и реализацию продукции |
Рентабельность имущества и капитала |
|||
Рентабельность активов |
Р активов = ЧП / А |
ЧП — чистая прибыль; А — активы |
Показывает, какую сумму прибыли возвращает 1 рубль, вложенный в имущество [6] |
Рентабельность собственного капитала |
Р ск = ЧП / СК |
ЧП — Чистая прибыль; СК — собственный капитал |
Характеризует эффективность использования средств собственников предприятия [5, с.295] |
Чистая рентабельность |
Р чп = ЧП / Вр |
ЧП — чистая прибыль; Вр — выручка |
Показывает, сколько чистой прибыли предприятие имеет с 1 рубля продаж |
Для примера были использованы предприятия пищевой промышленности, а именно «Производство солёного, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса» (ОКВЭД 10.13.1), разных регионов: ООО «Мясокомбинат «Даурский» (Забайкальский край), ООО «Мясное дело» (Хабаровский край) и ООО «Торо» (Приморский край). Для проведения анализа была изучена финансовая отчётность — бухгалтерский баланс и «Отчёт о финансовых результатах». Результаты расчётов представлены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2. Рентабельность основной деятельности предприятий ООО «Мясокомбинат «Даурский», ООО «Мясное дело», ООО «Торо» за 2014 – 2016 гг., %
Показатель |
Период |
Предприятие |
Среднее отраслевое значение |
||
ООО «Мясокомбинат «Даурский» |
ООО «Мясное дело» |
ООО «Торо» |
|||
Рентабельность продаж |
2014 |
7,51 |
1,98 |
2,66 |
3,8 |
2015 |
4,69 |
7,52 |
23,59 |
3,8 |
|
2016 |
11,92 |
8,42 |
17,93 |
3,7 |
|
Рентабельность продукции |
2014 |
9,34 |
2,02 |
2,73 |
10,2 |
2015 |
5,11 |
8,13 |
30,88 |
10,7 |
|
2016 |
14,02 |
9,20 |
21,85 |
9,6 |
|
Рентабельность производства |
2014 |
14,58 |
4,39 |
5,47 |
|
2015 |
10,33 |
19,74 |
17,13 |
|
|
2016 |
31,34 |
20,13 |
22,65 |
|
Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать следующие выводы. Показатели всех предприятий имеют нестабильную динамику. В 2014 году ООО «Мясокомбинат «Даурский» получило прибыль 7,51 руб. с каждого рубля проданной продукции, ООО «Мясное дело» и ООО «Торо» получили 1,98 руб. и 2,66 руб. соответственно, что значительно ниже среднеотраслевого показателя. В 2015 году рентабельность продаж всех предприятий превысила отраслевое значение, но у «Мясокомбинат «Даурский» снизилась доля прибыли в выручке до 4,69 руб. В то же время доля прибыли ООО «Торо» выросла на 20,93 руб. и стала составлять 23,59 руб. на 1 руб. выручки. Такое увеличение объясняется значительным темпом роста выручки. В 2016 году Забайкальский мясокомбинат и Хабаровское предприятие показали положительную динамику, а Приморское предприятие значительно увеличило выручку, что отразилось на рентабельности продаж — 17,93 руб. по сравнению с 20,59 руб. в предыдущем году.
В 2014 году доходность продукции ни одного из предприятий не соответствовала среднеотраслевому значению. Лучший показатель наблюдался у ООО «Мясокомбинат «Даурский» — 9,34 руб. прибыли на каждый рубль, затраченный на производство и реализацию продукции. Прибыль оставшихся предприятий не превышала 3 руб. В 2015 году рентабельность продукции «Мясокомбинат «Даурский» и «Мясное дело» так же не соответствовала нормативу, 5,11 руб. и 8,13 руб. соответственно. ООО «Торо» значительно увеличило сумму прибыли, получаемую с каждого затраченного рубля, до 30,88 руб. В 2016 году ситуация стабилизировалась, все предприятия были на уровне среднего значения по отрасли.
Согласно рентабельности производства наибольшая эффективность работы предприятия прослеживалась у Забайкальского мясокомбината. В 2014-2015 годах прибыль составляла 10-15 руб. на 1 руб. производственных фондов, а в 2016 увеличилась в два раза — 31,34 руб. ООО «Мясное дело» и ООО «Торо» показали положительную динамику на протяжении всего анализируемого периода.
Таблица 3. Рентабельность чистых продаж предприятий ООО «Мясокомбинат «Даурский», ООО «Мясное дело», ООО «Торо» за 2014 – 2016 гг., %
Показатель |
Период |
Предприятие |
Среднее отраслевое значение |
||
ООО «Мясокомбинат «Даурский» |
ООО «Мясное дело» |
ООО «Торо» |
|||
Рентабельность активов |
2014 |
5,12 |
2,17 |
2,03 |
3,3 |
2015 |
0,06 |
2,55 |
14,64 |
3,8 |
|
2016 |
7,47 |
16,82 |
13,98 |
3,7 |
|
Рентабельность собственного капитала |
2014 |
34,20 |
97,22 |
3,42 |
24,3 |
2015 |
0,50 |
97,73 |
54,18 |
27,4 |
|
2016 |
36,37 |
30,41 |
38,10 |
25,2 |
|
Чистая рентабельность |
2014 |
0,04 |
0,98 |
0,99 |
|
2015 |
3,19 |
0,97 |
20,17 |
|
|
2016 |
0,13 |
7,04 |
11,06 |
|
Проанализировав показатели рентабельности чистых продаж рассматриваемых предприятий за 2014-2016 гг., можно заметить следующие особенности. Рентабельность активов ООО «Мясокомбинат «Даурский» последние два года значительно ниже, чем у ООО «Мясное дело» и ООО «Торо», что свидетельствует о снижении эффективности использования денежных средств на предприятии. В 2014 году Забайкальский мясокомбинат превышал отраслевое значение прибыли на 1,82 руб. и составлял 5,12 руб. с каждого рубля, вложенного в активы предприятия. Хабаровский и Приморский предприятия, наоборот, получали меньшую прибыль, чем в среднем по отрасли. Однако с 2015 года ситуация кардинально изменилась. ООО «Мясное дело» и «Торо» начали увеличить активы предприятия, чем вызвали положительный рост. К концу 2016 года прибыль, приносимая активами, составляла 16,82 руб. и 13,98 руб. соответственно, в то время как доходность ООО «Мясокомбинат «Даурский» не превышала 7,50 руб.
В период 2014-2015 гг. практически на 100% ООО «Мясное дело» инвестировалось за счёт собственных средств. Наименьшее значение наблюдалось у ООО «Торо», лишь 3,42% составляли собственные инвестиции в чистой прибыли. В 2015 году чистая прибыль ООО «Мясокомбинат «Даурский» составляла всего 474 тыс. руб., что, безусловно, сказалось на рентабельности собственного капитала — 0,50%. ООО «Торо» увеличило чистую прибыль до 4392 тыс. руб., тем самым вызвав рост доходности собственного капитала — более 54%. Рентабельность собственного капитала ООО «Мясное дело» сохранилась на уровне 2014 года. В 2016 году все предприятия находились на одном уровне — 30-38%, что превышало среднеотраслевое значение на 5% и более.
Наилучшие показатели чистой рентабельности наблюдаются у ООО «Торо» Приморского края. В 2015 году этот показатель достиг 20,17 руб. на каждый заработанный рубль. ООО «Даурский «Мясокомбинат» продемонстрировало наибольшую эффективность ресурсов и имущества предприятия так же в 2015 году, однако всего 3,19 руб., в 2014 и 2016 гг. чистая рентабельность не достигла и одного рубля. ООО «Мясное дело» значительный рост показало в 2016 году, 7,04 по сравнению с 0,97 руб. в предыдущем году и 0,98 в позапрошлом. Рост был вызван увеличением чистой прибыли на 2056 тыс. руб. и снижением выручки на 8950 тыс. руб.
Таким образом, проведя оценку доходности предприятий на примере ООО «Мясокомбинат «Даурский» (Забайкальский край), ООО «Мясное дело» (Хабаровский край) и ООО «Торо» (Приморский край) за 2014-2016 гг., можно сделать вывод, что все предприятия являются доходными. Успешное функционирование ООО «Мясокомбинат «Даурский» объясняется тем фактом, что Забайкальский край входит в число ключевых регионов по выращиванию крупнорогатого скота. Кроме того, в последнее время наблюдается увеличение инвестирования мясной отрасли на Дальнем Востоке. Следовательно, можно утверждать, что иностранные санкции дали мощный толчок для развития мясной промышленности в России.