Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROFITABILITY INDEX OF COMPANIES BY THE EXAMPLE LLC ''MYASOCOMBINATE "DAURSKUY" (ZABAYLSKIY KRAI), LLC "MYASCNOE DELO" (KHABAROVSKIY KRAY), LLC "TORO" (PRIMORSKY KRAI)

Dashkevich M.S. 1 Petrova V.S. 1
1 Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service of Russia №12 for Primorsky Krai
The article is devoted to the assessment of profitability and analysis of the profitability of enterprises by the example of LCC «Myasokombinat «Daurskiy», LCC «Myasnoe Delo», LCC «Toro» for 2014-2016. The relevance of this article is currently very high, as many enterprises stop their work due to low profitability and low profitability. Because the key to successful operation of an enterprise is the efficiency of its financial and economic activities. For this purpose, the authors analyzed several enterprises in order to give a clear justification for the relevance of the topic under study. In the work, the indicators influencing the financial state of the enterprise are examined in detail and analyzed. This analysis includes a whole system of coefficients reflecting the effectiveness of asset management in the enterprise. The article is of a scientific nature. In the course of the study, the main focus is on the analysis of profitability indicators of sales; profitability of products; profitability of production and the identification of an enterprise with a high profitability rating, an estimate of the profitability of the enterprises studied, and factors that influenced each indicator were identified. The article has a definite financial and economic significance The article is structured according to all rules of registration, written in a clear and scientific language, the conclusions are logical, the literature corresponds to the stated subject.
profitability
meat industry
activity efficiency.

В настоящее время довольно остро стоит вопрос мясной промышленности в России. Во многом эта отрасль зависит от импорта мяса и птицы, но с принятием санкций со стороны Запада Россия была вынуждена отказаться от зарубежных поставок, предпочла отечественных производителей.

Следует отметить, что на сегодняшний день рынок мяса и мясных продуктов является самым крупным сектором продовольственного рынка.

Чтобы понять, насколько успешно функционируют отечественные мясокомбинаты и являются ли они доходными в нынешних условиях, необходимо провести анализ финансового состояния. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны, понять, куда выгоднее направлять денежные средства. Данный анализ включает в себя целую систему коэффициентов, отражающих эффективность управления активами на предприятии.

Как известно, целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Прибыль, в свою очередь, отражает абсолютную доходность предприятия [1]. Доходность — это показатель, характеризующий эффективность вложения денежных средств. Однако не всегда с помощью абсолютных показателей можно сделать вывод о достаточном уровне доходности предприятия. В таком случае экономисты используют относительный показатель доходности — рентабельность.

Под рентабельностью понимается «показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств» [2, с.520]. В общем виде рентабельность представляет отношение прибыли к затратам [3].

В экономической литературе выделяют две группы рентабельности, каждый из которых содержит определенные показатели. Так, рентабельность основной деятельности анализируется с помощью рентабельности продаж, продукции и производства. Рентабельность имущества и капитала характеризуется рентабельностью активов, собственного капитала, перманентного капитала. [4]. Рентабельность всегда выражается в процентах. Более наглядно показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели рентабельности

Показатель

Формула

Обозначения

Описание

Рентабельность основной деятельности

Рентабельность продаж

Р продаж = Пр / Вр

Пр — прибыль от продаж;

Вр — выручка

Характеризует долю прибыли в выручке [5, с.294]

Рентабельность продукции

Р продукции = Пр / ПС

Пр — прибыль от продаж;

ПС — полная себестоимость

Характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 рубль полной себестоимости реализованной продукции [5, с.294]

Рентабельность производства

Р производ = Пр / (ОС+ ОС)

Пр — прибыль от продаж;

ОС — Основные средства;

ОС — Оборотные средства

Показывает, сумму прибыли, получаемую с 1 рубля, затраченного на производство и реализацию продукции

Рентабельность имущества и капитала

Рентабельность активов

Р активов = ЧП / А

ЧП — чистая прибыль;

А — активы

Показывает, какую сумму прибыли возвращает 1 рубль, вложенный в имущество [6]

Рентабельность собственного капитала

Р ск = ЧП / СК

ЧП — Чистая прибыль;

СК — собственный капитал

Характеризует эффективность использования средств собственников предприятия [5, с.295]

Чистая рентабельность

Р чп = ЧП / Вр

ЧП — чистая прибыль;

Вр — выручка

Показывает, сколько чистой прибыли предприятие имеет с 1 рубля продаж

 

Для примера были использованы предприятия пищевой промышленности, а именно «Производство солёного, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса» (ОКВЭД 10.13.1), разных регионов: ООО «Мясокомбинат «Даурский» (Забайкальский край), ООО «Мясное дело» (Хабаровский край) и ООО «Торо» (Приморский край). Для проведения анализа была изучена финансовая отчётность — бухгалтерский баланс и «Отчёт о финансовых результатах». Результаты расчётов представлены в таблице 2 и таблице 3.

Таблица 2. Рентабельность основной деятельности предприятий ООО «Мясокомбинат «Даурский», ООО «Мясное дело», ООО «Торо» за 2014 – 2016 гг., %

Показатель

Период

Предприятие

Среднее отраслевое значение

ООО «Мясокомбинат «Даурский»

ООО «Мясное дело»

ООО «Торо»

Рентабельность продаж

2014

7,51

1,98

2,66

3,8

2015

4,69

7,52

23,59

3,8

2016

11,92

8,42

17,93

3,7

Рентабельность продукции

2014

9,34

2,02

2,73

10,2

2015

5,11

8,13

30,88

10,7

2016

14,02

9,20

21,85

9,6

Рентабельность производства

2014

14,58

4,39

5,47

 

2015

10,33

19,74

17,13

 

2016

31,34

20,13

22,65

 

 

Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать следующие выводы. Показатели всех предприятий имеют нестабильную динамику. В 2014 году ООО «Мясокомбинат «Даурский» получило прибыль 7,51 руб. с каждого рубля проданной продукции, ООО «Мясное дело» и ООО «Торо» получили 1,98 руб. и 2,66 руб. соответственно, что значительно ниже среднеотраслевого показателя. В 2015 году рентабельность продаж всех предприятий превысила отраслевое значение, но у «Мясокомбинат «Даурский» снизилась доля прибыли в выручке до 4,69 руб. В то же время доля прибыли ООО «Торо» выросла на 20,93 руб. и стала составлять 23,59 руб. на 1 руб. выручки. Такое увеличение объясняется значительным темпом роста выручки. В 2016 году Забайкальский мясокомбинат и Хабаровское предприятие показали положительную динамику, а Приморское предприятие значительно увеличило выручку, что отразилось на рентабельности продаж — 17,93 руб. по сравнению с 20,59 руб. в предыдущем году.

В 2014 году доходность продукции ни одного из предприятий не соответствовала среднеотраслевому значению. Лучший показатель наблюдался у ООО «Мясокомбинат «Даурский» — 9,34 руб. прибыли на каждый рубль, затраченный на производство и реализацию продукции. Прибыль оставшихся предприятий не превышала 3 руб. В 2015 году рентабельность продукции «Мясокомбинат «Даурский» и «Мясное дело» так же не соответствовала нормативу, 5,11 руб. и 8,13 руб. соответственно. ООО «Торо» значительно увеличило сумму прибыли, получаемую с каждого затраченного рубля, до 30,88 руб. В 2016 году ситуация стабилизировалась, все предприятия были на уровне среднего значения по отрасли.

Согласно рентабельности производства наибольшая эффективность работы предприятия прослеживалась у Забайкальского мясокомбината. В 2014-2015 годах прибыль составляла 10-15 руб. на 1 руб. производственных фондов, а в 2016 увеличилась в два раза — 31,34 руб. ООО «Мясное дело» и ООО «Торо» показали положительную динамику на протяжении всего анализируемого периода.

Таблица 3. Рентабельность чистых продаж предприятий ООО «Мясокомбинат «Даурский», ООО «Мясное дело», ООО «Торо» за 2014 – 2016 гг., %

Показатель

Период

Предприятие

Среднее отраслевое значение

ООО «Мясокомбинат «Даурский»

ООО «Мясное дело»

ООО «Торо»

Рентабельность активов

2014

5,12

2,17

2,03

3,3

2015

0,06

2,55

14,64

3,8

2016

7,47

16,82

13,98

3,7

Рентабельность собственного капитала

2014

34,20

97,22

3,42

24,3

2015

0,50

97,73

54,18

27,4

2016

36,37

30,41

38,10

25,2

Чистая рентабельность

2014

0,04

0,98

0,99

 

2015

3,19

0,97

20,17

 

2016

0,13

7,04

11,06

 

 

Проанализировав показатели рентабельности чистых продаж рассматриваемых предприятий за 2014-2016 гг., можно заметить следующие особенности. Рентабельность активов ООО «Мясокомбинат «Даурский» последние два года значительно ниже, чем у ООО «Мясное дело» и ООО «Торо», что свидетельствует о снижении эффективности использования денежных средств на предприятии. В 2014 году Забайкальский мясокомбинат превышал отраслевое значение прибыли на 1,82 руб. и составлял 5,12 руб. с каждого рубля, вложенного в активы предприятия. Хабаровский и Приморский предприятия, наоборот, получали меньшую прибыль, чем в среднем по отрасли. Однако с 2015 года ситуация кардинально изменилась. ООО «Мясное дело» и «Торо» начали увеличить активы предприятия, чем вызвали положительный рост. К концу 2016 года прибыль, приносимая активами, составляла 16,82 руб. и 13,98 руб. соответственно, в то время как доходность ООО «Мясокомбинат «Даурский» не превышала 7,50 руб.

В период 2014-2015 гг. практически на 100% ООО «Мясное дело» инвестировалось за счёт собственных средств. Наименьшее значение наблюдалось у ООО «Торо», лишь 3,42% составляли собственные инвестиции в чистой прибыли. В 2015 году чистая прибыль ООО «Мясокомбинат «Даурский» составляла всего 474 тыс. руб., что, безусловно, сказалось на рентабельности собственного капитала — 0,50%. ООО «Торо» увеличило чистую прибыль до 4392 тыс. руб., тем самым вызвав рост доходности собственного капитала — более 54%. Рентабельность собственного капитала ООО «Мясное дело» сохранилась на уровне 2014 года. В 2016 году все предприятия находились на одном уровне — 30-38%, что превышало среднеотраслевое значение на 5% и более.

Наилучшие показатели чистой рентабельности наблюдаются у ООО «Торо» Приморского края. В 2015 году этот показатель достиг 20,17 руб. на каждый заработанный рубль. ООО «Даурский «Мясокомбинат» продемонстрировало наибольшую эффективность ресурсов и имущества предприятия так же в 2015 году, однако всего 3,19 руб., в 2014 и 2016 гг. чистая рентабельность не достигла и одного рубля. ООО «Мясное дело» значительный рост показало в 2016 году, 7,04 по сравнению с 0,97 руб. в предыдущем году и 0,98 в позапрошлом. Рост был вызван увеличением чистой прибыли на 2056 тыс. руб. и снижением выручки на 8950 тыс. руб.

Таким образом, проведя оценку доходности предприятий на примере ООО «Мясокомбинат «Даурский» (Забайкальский край), ООО «Мясное дело» (Хабаровский край) и ООО «Торо» (Приморский край) за 2014-2016 гг., можно сделать вывод, что все предприятия являются доходными. Успешное функционирование ООО «Мясокомбинат «Даурский» объясняется тем фактом, что Забайкальский край входит в число ключевых регионов по выращиванию крупнорогатого скота. Кроме того, в последнее время наблюдается увеличение инвестирования мясной отрасли на Дальнем Востоке. Следовательно, можно утверждать, что иностранные санкции дали мощный толчок для развития мясной промышленности в России.