Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [7].
Информация с точки зрения экономики - это универсальная общенаучная категория: с одной стороны все разнообразные экономические явления имеют единую причину и основание; с другой стороны - все внешние формы и количественные характеристики, присущие различным экономическим явлениям, могут быть выражены в общих универсальных единицах информации [2].
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [6].
Другими словами, информационные ресурсы в мировом хозяйстве представляют собой некую совокупность данных, организованных для получения достоверной информации и предназначенных для всеобщего использования. Они нивелируют или снижают неопределенность конкретной ситуации, что становится результатом передачи их от одного субъекта другому прямо или опосредованно.
Важнейшим отличием от большинства других ресурсов является неисчерпаемость и увеличение объема при потреблении ИР. Кроме этого информационные ресурсы находятся в процессе постоянного развития и совершенствования, избавляясь от ошибок и неточностей на стадии использования. Являясь продуктом интеллектуальной деятельности той части населения, что считается наиболее квалифицированной и творческой, ИР становятся весомой частью национального богатства и причисляются к возобновляемым благам, благодаря способности к тиражированию в зависимости от общественной потребности.
Информационные ресурсы заключают в себе первичную информацию, накопленную человечеством, об опыте собственной деятельности и об окружающей среде, фиксирующуюся на протяжении всего пути человеческого развития на различных носителях; а также вторичную информацию, возникающую как результат обработки всех получаемых данных, неуклонно увеличивающуюся в процессе научных исследований, НТР, развития общества и прочего [1].
Можно выделить девять основных свойств, которые охарактеризуют информацию:
1) способность нивелировать или понизить степень неопределенности наряду с увеличением упорядоченности системы;
2) способность соответствовать конкретным критериям и требованиям, к которым чаще всего можно отнести релевантность, достоверность, оперативность информации и т.д.;
3) ценность и изобилие, взаимозависящие друг от друга;
4) неисчерпаемость со временем и использованием, но склонность к устареванию;
5) самоувеличение и саморазвитие;
6) тиражирование информации не изменяет ее сущности и значимости;
7) неограниченность в пространстве и времени;
8) увеличение общего количества информации при передаче ее в процессе информационного обмена;
9) способность являться и содержанием коммуникации, и ее самостоятельным предметом [8].
Классифицировать информационные ресурсы можно по обширному ряду параметров, однако можно выделить наиболее значимые для мирового хозяйства показатели.
По своей форме информационные ресурсы бывают активными и пассивными. Примерами пассивных форм ИР служат книги, документы, журнальные статьи, патенты и т.д.
Иметь информационные ресурсы в собственности могут: государство и его субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства. В зависимости от этого ресурсы могут быть государственными (федеральные, муниципальные и т.д.), общественных организаций, акционерные или частными.
По режиму доступа выделяются информационные ресурсы общего пользования; ресурсы рабочих групп, ориентированные на определенные группы пользователей; персонально-ориентированная информация (иначе открытые, закрытые и конфиденциальные) [3].
Важно учитывать форму представления информации — текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.
Весомой является классификация ИР по сферам их применения. В основе такой классификации лежат интересы потребителей, так как они находят в информации источник собственных знаний. Если представить эту классификацию очень обобщенно, то выделятся три основных сектора:
- сектор деловой информации,
- сектор научно-технической и специальной информации,
- сектор массовой, потребительской информации.
Далее дедуктивным образом секторы делятся на множество более конкретизированных сфер и областей применения. Для хранения информации и улучшению ее подбора по такой классификации создаются специализированные библиотеки, архивы и фонды информации.
Развитие информационных технологий, внедрение их в мирохозяйственные связи оказало существенное влияние на формирование «новой экономики» развитых стран. Новая экономика – это совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материально-вещественными ресурсами (землей и капиталом) [5]. Такая экономика включает в себя образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, сферу высоких технологий, интеллектуальные услуги (консультирование, аналитика, доверительное управление активами, аудит и многое другое). Можно встретить также другие названия этого экономического феномена: «информационная экономика», «экономика знаний», что само по себе подчеркивает ведущую роль информации и знаний в достижении его результата (продукции).
Преобразования в сфере применения и распространения информации поспособствовали не только стремительному росту значения информационного фактора, а так же и возникновению абсолютно новых экономических веяний, усилению взаимосвязи всех мирохозяйственных процессов, появлению новых возможностей поддержания и развития актуальной во времени информационной инфраструктуры с целью облегчения продуктивной деятельности рыночного механизма.
Информационные ресурсы стали причинной появления в 90-х годах XXв. и прогрессирования области электронной торговли. Быстрее всего она охватывала межфирменные отношения (снабжение производства и сбыт товара). В начале XXI в. происходит заметный прорыв передовых стран в сфере развития интеллектуальных производительных сил, формирования солидного по размерам невещественного богатства и довольно скоро растущей инновационно-информационной сферы.
Однако, оценки экспертов показывают [4], что тенденция новой экономики к постоянному увеличению инвестиционных и иных затрат в информационные технологии на начальном этапе не принесли большой отдачи. Это произошло в виду количественного наращивания новых технологий при отсутствии надлежащего рывка в производительности.
Выходит, ИР несут не только положительные прогрессивные результаты, но и имеет некие отрицательные последствия. К таким можно отнести развитие «виртуальной экономики» наряду с реальной. Она неразрывно связана в первую очередь с фондовым рынком, где электронные финансовые операции все больше играют самодовлеющую роль. Информационные ресурсы объективно способствуют обособлению фондового рынка от других сегментов мирового рынка и увеличению несоразмерности различных секторов экономики, что может привести к новому экономическому кризису, влияющему на все мировое сообщество.
Электронная торговля, развиваясь, выводит конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках в электронную среду. Уже электронный рынок в значительной мере способен повлиять на ход экономического развития всего мира и отдельных стран, он укрепляет взаимосвязь стран и их желание открыть этот рынок, сделать его максимально прозрачным.
Доступ к Интернету и персональному компьютеру существенно изменили представление о бизнесе. В статье «Fortune» - журнала Америки, которая, к слову, стояла во главе всех стран на первых ступенях развития новой экономики – говорится, что сердцем новой экономики является крошечный микропроцессор, собранный из транзисторов силиконовый чип, который включает программу и лазерную оптику, чтобы сделать возможным то, что мы многозначительно называем информационной эпохой [9, с.36].
Появилась новая отрасль бизнеса, организованная Интернетом, которую условно можно разделить на:
1- техническое, технологическое и программное обеспечение Интернета;
2- предпринимательство в самой системе Интернет, другими словами Интернет-бизнес.
Целостность мирового хозяйства в наше время базируется, прежде всего, на рыночных принципах его развития. При этом информационные ресурсы представляют собой важнейшую составляющую часть мировой рыночной экономики. Как бы ни было удивительно, судьбы отдельных людей, бизнеса, государства и даже всего мирового сообщества зависят от скорости получения информации, ее актуальности и полноты. Информационная инфраструктура, возникшая вслед за информационной революцией рубежа XX – XXI вв., получила собственную роль в мировом развитии, переведя все экономические и социальные процессы, вне зависимости от расположения на земном шаре, в режим on-line.