Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PECULIARITIES OF ETHNIC TOLERANCE IN ADOLESCENTS OF DIFFERENT CULTURES

Sadovnikova N.O. 1 Vedenyapina E.A. 1 Kravchenko A.V. 1
1 Russian State Vocational and Pedagogical University
The article reveals the results of the study of ethnic tolerance and ethnic identity of adolescents of different nationalities: Russians and Kazakhs. The works of foreign and domestic psychologists are analyzed. It is established that ethnic tolerance is the ability of a person to show tolerance for representatives of other cultures and nationalities, their behavior, traditions, customs, feelings, opinions, ideas, beliefs, and so on. To determine the features of ethnic tolerance, psychodiagnostic techniques were used: As a psychodiagnostic tool, the methods "Types of ethnic identity" (HU Soldatova, S. V. Ryzhkova) and the express questionnaire "Index of Tolerance" (GU Soldatova, O A.A. Kravtsova, OE Khukhlaev, LA Shaigerova). As methods of mathematical statistics, the Kolmogorov-Smirnov criterion (for determining the normality of the sample distribution) and the Mann-Whitney criteria (for comparative analysis) were applied. In the course of the analysis of the results, it was revealed that the manifestation of tolerant behavior and personality traits is more characteristic for Kazakhs than for Russian teenagers. The group of Russians is inclined to manifest both hypo- and hyperidentity, which can be manifested in the blurring of the understanding of one's own culture and, at the same time, in the tension and conviction of the superiority of its people.
ethnic tolerance
ethnic identity intolerance
nationality
adolescence.

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Современная этническая и социокультурная ситуация в обществе характеризуется неоднозначным отношением членов разных социальных, этнических и культурных групп друг к другу, ростом агрессии, пренебрежительного отношения к представителям других национальностей. Существование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Стали нередкими случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жестокостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Во многих городах России за последние два десятилетия произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы». В связи с этим отмечается повышенная чувствительность к лицам других национальностей, этническая нетерпимость, ксенофобия и т.д. В данной обстановке становится очевидной проблема построения позитивных отношений с представителями других национальностей, взаимодействия на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений и традиций.

Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности [4].

В англо-русском психологическом словаре толерантность определяется как устойчивость: приобретенная и этническая. Устойчивость к неопределенности, стрессу, конфликту, поведенческим отклонениям и др. [1]. По мнению Н.А. Асташовой, толерантность – это психосоциальная характеристика личности, выражающаяся в уважительном отношении к чужому мнению, лояльности в оценке поступков и поведения других людей, готовности к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия. Автор энциклопедического словаря А.А Бодалев, рассматривает интолерантность как неадекватно негативное групповое восприятие иной этнической группы и ее культуры; свойство этнической общности или отдельного его представителя, характеризующееся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов[3].

В нашем исследовании нас будет интересовать отдельный вид толерантности – этническая толерантность. Изучением этого феномена занимались А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, М.С. Мацковский, Е.Ю. Жмырова, В.Г. Крысько и другие. Мы определяем данный феномен как способность человека проявлять терпимость к отличающемуся от привычного образу жизни представителей других культур и национальностей, их поведению, традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т.д. [2].

По мнению Б.Э. Риэрдон, особое внимание необходимо обращать на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека и, соответственно, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности. Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок [5].

Нами была проведена диагностика психологических особенностей этнической толерантности подростков из двух разных культур: российской (Россия г. Невьянск) и казахской (Казахстан г. Атбасар).

Выборка нашего исследования состояла из 80 респондентов, среди которых 52,5% девочек и 47,5% мальчиков в возрасте 13-15 лет. Среди них 50% казахов и 50% русских.

В качестве психодиагностического инструментария использовались методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжкова) и экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжкова) позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении других групп. Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности: этнонигилизм (отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию), этническая индифферентность (размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности), норма (позитивная этническая идентичность), этноэгоизм (восприятие мира через призму конструкта «мой народ»), этноизоляционизм (убежденность в превосходстве своего народа), этнофанатизм (готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов) [6].

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) разработан для диагностики аспектов толерантности (общий уровень и/или черта личности) и ее (этническая и социальная). Утверждения опросника отражают общее отношение к окружающему миру и другим людям, социальные установки в разных сферах взаимодействия, где могут проявиться толерантность / интолерантность человека. Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет оценить толерантные / интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, психически больных людей, представителей низших социальных слоев). Субшкала «толерантность как черта личности» диагностирует личностные черты, установки и убеждения (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству), которые определяют отношение человека к окружающему миру [7].

Обратимся к результатам нашего исследования.

Наибольший интерес для нас представляют результаты сравнительного анализа по шкалам представленных методик. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова было установлено, что распределение таких шкал, «этнонигилизм», «норма», «этноэгоизм», «этническая индифферентность», «этноизоляционизм», «этнофанатизм», «этническая толерантность», «социальная толерантность», «толерантность как черта личности» отличается от нормального, так как их ассимптоматическая значимость меньше 0,05. Это указывает на то, что для сравнения двух независимых выборок (выборка подростков российской культуры и выборка подростков казахской культуры) мы можем использовать U-критерий Манна-Уитни.

Ниже представлены результаты диагностики типов этнической идентичности (методика Г.У. Солдатова, С.В. Рыжкова «Типы этнической идентичности»).

С помощью U-критерия Манна-Уитни нами были обнаружены значимые статистические различия (p<0,05) по показателю «этнонигилизм» между русскими и казахами, причем у русских показатели выше (r=59,28), чем у казахов (r=21,73). Это говорит о том, что у русские больше склонны к гипоидентичности, им свойственно отходить от собственной этнической группы и искать устойчивые социально-психологических ниши не по этническому критерию.

Также мы обнаружили значимые статистические различия (p<0,05) по показателю «норма» между русскими и казахами, причем у казахов показатели выше (r=56,31), чем у русских (r=24,69). Это говорит о том, что у казахов сочетается позитивное отношение к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Таким образом, можно сказать, что казахи тем самым обеспечивают самостоятельность и стабильное существование своей этнической группы.

По показателю «этноэгоизм» также были обнаружены значимые статистические различия (p<0,05) между русскими и казахами, причем у русских показатель выше (r=58,01). Это указывает на то, что для русских может быть характерна напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет в вербальной или невербальной форме.

С помощью U-критерия Манна-Уитни нами были обнаружены значимые статистические различия (p<0,05) по показателю «этническая индифферентность» между группой русских и казахов, причем у русских показатель выше (r=57,51). Это указывает на размывание этнической идентичности у подростков этой национальности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

Также значимые статистические различия (p<0,05) нами были обнаружены и по показателю «этноизоляционизм» между теми же группами, причем у русских показатель выше (r=59,28). Такие результаты говорят нам о том, что для этой группы может быть характерна убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия и другие подобные проявления интолерантности.

По последней шкале данной методики «этнофанатизм» также были обнаружены значимые статистические различия (p<0,05), причем у русских показатели были выше (r=58,01). Этот результат может говорит о том, что для русских более характерна готовность идти на любые действия во имя этнических интересов, отказ другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Далее будут представлены результаты сравнительного анализа по шкалам экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

С помощью U-критерия Манна-Уитни нами были обнаружены значимые статистические различия (p<0,05) по показателю «этническая толерантность» между русскими и казахами, причем у казахов показатель выше (r=57,51), чем у русских. Это говорит о том, что казахи более терпимы по отношению к другим этническим группам, способны проявлять уважение к представителям других народов и их культуре в большей степени, чем группа русских подростков.

Также статистически значимые различия (p<0,05) нами были обнаружены по показателю «социальная толерантность» с высоким проявлением у казахов (r=57,95). Это говорит о том, что казахи способны проявлять толерантность не только к этническим группам, но и к социальным (т.е. разделение по полу, по заработку, по месту проживания, по социальному статусу и т.д.).

И по шкале «толерантность как черта личности» нами таке были обнаружены начимые статистические различия (p<0,05) между русскими и казахами, причем у казахов показатель выше (r=56,70). Это говорит о том, что у данных подростков есть личностные черты, убеждения и установки, выражающие толерантное отношение к людям и к миру в целом.

Таким образом, на основе данных, полученных по результатам сравнительного анализа по шкалам двух методик можно сделать вывод, что группа казахов более склонна к проявлению толерантного поведения и черт личности, чем группа русских. Казахи позитивно воспринимают отличные от своей этнические группы, при этом уважают свой народ и гордятся своей принадлежностью к нему. Это может быть обусловлено национальной политикой страны. Интересно, что группа русских подростков сочетает в себе как гипоидентичные так и гиперидентичные характеристики, т.е. они одинаково сильно проявляют черты фанатизма и чрезмерной любви к своему народу и настолько же чувствуют размытость своей этничности, неопределенность и отход от этноса к социальным группам. Это может быть обусловлено особенностями подросткового возраста и только началом формирования мировоззрения участников исследования.

Результаты нашего исследования могут быть использованы школьными психологами для коррекционной работы с группой русских подростков.  Кроме этого, данные полученные в нашем исследовании могут помочь в составлении программы профилактики интолерантного поведения с тщательной проработкой зон риска. Также это исследование может стать основой для обширного исследования толерантного поведения в рамках страны и проведением глобальных профилактических и коррекционных работ.