Следует отметить, что в настоящее время особенно важной проблемой, стоящей перед организациями спортивной сферы, считается создание грамотной и эффективной системы управления [9]. В связи с этим все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять физкультурно-спортивными организациями [4]. Кадровая политика организации должна соответствовать требованиям современного менеджмента, развивать систем обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников [2].
В теории организации отмечается, что персонал является важнейшим ресурсом организации, обеспечивающим ей устойчивое положение и развитие [3]. При этом ресурсный потенциал предприятия имеет ряд особенностей. Люди всегда имеют собственные желания и устремления, следовательно, персонал способен отражать направленные на него воздействия, что может приводить к результатам, противоположенным ожиданиям руководящего состава. Эти особенности определяют высокий уровень сложности кадровой работы, ошибки в которой приводят к разнообразным организационным проблемам [6].
Цель исследования: на основе анализа системы управления персоналом физкультурно-спортивной организации определить пути повышения ее эффективности (на примере фитнес-клуба «Зебра»).
В процессе подготовки статьи были проанализированы Трудовой Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», внутренние регламенты, инструкции, положения и другие нормативные акты ООО «Зебра».
Исходя из цели работы изучались следующие направления: понятие системы управления персоналом, определение путей повышения ее эффективности. Управление персоналом (в различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала) не ограничено жесткими рамками процессов в современном менеджменте [5]. Система управления персоналом представляет собой комплекс приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами. Задача системы управления персоналом сводится к обеспечению организации кадрами в достаточном количестве и требуемого профессионализма, их правильной расстановке и стимулированию. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых кадры действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом [7]. В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности кадровой политики и снижение текучести персонала, в организациях предлагается совершенствовать мотивационные процессы и разрабатывать программы по развитию персонала [1].
Исходя из цели работы проводился анализ деятельности по управления персоналом в компании «Зебра» и разработка предложений по повышению эффективности системы управления персоналом.
Возрастающая популярность здорового образа жизни и интерес к спорту со стороны различных групп населения стали стимулом к открытию многочисленных фитнес-центров, тренажерных залов, гимнастических комплексов [10]. «Зебра» – новый в России сетевой фитнес-клуб. Миссия ООО «Зебра»: "Мы формируем желание изменять себя и изменять мир к лучшему". Основные принципы работы клуба – это профессионализм, исключительный сервис и уникальные услуги. Кроме того, новая концепция Фитнес&SPA - это новый дизайн и свежие возможности.
Организационно-правовая форма у ООО «Зебра» - общество с ограниченной ответственностью. Спортивные организации имеют гражданские права и исполняют гражданские обязанности, которые необходимы для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством и Уставом организации. Высшим органом управления анализируемых спортивных организаций выступает общее собрание участников, которое наделено компетенцией и полномочиями и выполняет функции общего собрания участников, определенного в п. 1 ст. 32 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Именно общее собрание рассматривает любые вопросы деятельности спортивной организации, принимает по ним управленческие решения, которые обязательны для исполнения.
В ООО «Зебра» высшим звеном управления являются директор и заместитель директора. В этом клубе преобладает демократический стиль управления персоналом: руководитель вовлекает персонал в процессы принятия управленческих решений, поддерживает и поощряет их.
Наряду с внутренней средой организации представляет интерес внешнее окружение. Для анализа внешней среды ООО «Зебра» проведен SWOT-анализ, который представляет собой оценку сильных и слабых сторон организации, ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения является исследование фактического положения и стратегических перспектив организации на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска (итоговая информация представлена в таблице 1). При этом стратегия организации должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз [8].
Таблица 1.
SWOT-анализ компании ООО «Зебра»
«СИЛА И ВОЗМОЖНОСТИ» |
«СИЛА И УГРОЗЫ» |
1. Выход на новые рыночные сегменты при повышении качества обслуживания позволит повысить конкурентные позиции организации. 2. Снижение цены на физкультурно-оздоровительные услуги при повышении качества обслуживания и прочной конкурентной позиции позволит привлечь новых потребителей. 3. Организация новых каналов сбыта позволит увеличить количество потребителей. 4. Организация эффективных маркетинговых исследований позволит выявить предпочтения клиентов и отслеживать изменения их предпочтений. |
1. Удачное территориальное расположение позволит удержать конкурентные позиции. 2. Хорошее понимание потребителей позволяет изменить варианты предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг даже при условии сокращения спроса. 3. Прочные конкурентные позиции помогут удержаться в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране. |
«СЛАБОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ» |
«СЛАБОСТЬ И УГРОЗА» |
1. Возможность выхода на новые рыночные сегменты при низкой квалификации персонала структур маркетинга может превратиться в угрозу эффективной деятельности организации и даже привести к убыткам. 2. Размещение рекламы поможет привлечь потенциальных клиентов. 3. Влияние сезонности позволит организации выйти на новый сегмент. |
1. Невысокий уровень маркетинговых исследований может стать выгодной для конкурентов и затруднить спрос на физкультурно-оздоровительные услуги. 2. Непродуманность рекламной кампании может снизить спрос и общую прибыль организации. 3. Отрицательные изменения в экономике страны приведут к изменению стратегии фирмы. |
Анализ существующей системы управления и развития персонала ООО «Зебра» выявил следующее. В целом, управление персоналом компании является достаточно приоритетной программой и охватывает (в достаточной степени) весь персонал фирмы. Тем не менее затраты на развитие персонала недостаточны. Фирме дешевле принять на работу персонал с уже имеющейся квалификацией, в результате чего, найм производится в основном за счет поиска новых сотрудников, практически не оставляя места кадровому резерву (за исключением высшего звена руководства). При улучшении экономической ситуации в стране обучение работников станет неизбежным, так как технический прогресс не стоит на месте, а вместе с ним будет обновляться оборудование и другие средства труда, будут появляться инновационные методики оздоровления населения и т.д. Именно поэтому целесообразно разработать и реализовать на базе фитнес-клуба ООО «Зебра» программу мероприятий по совершенствованию системы управления кадрами. Особое внимание следует уделить следующим направлениям.
Карьерный рост. Мероприятия по возможностям карьерного роста сотрудников должны включать в себя организацию следующих процедур:
1) представлять широкий спектр информации о вакантных местах и о квалификации, которая нужна, чтобы их занять;
2) указывать систему, в соответствии с которой квалифицированные работники могут претендовать на эти места;
3) помогать работникам установить цели карьеры;
4) поощрять диалог между работниками и их руководителями о целях и возможностях профессиональной карьеры.
В части проблемы по планированию и управлению карьерой сотрудником службы персонала необходимо провести как формальные, так и неформальные консультации. При этом, в обязательном порядке должен быть определен алгоритм совместных действий сотрудника и специалиста службы персонала в достижении карьерных целей (таблица 2).
Таблица 2.
Алгоритм совместных действий сотрудника и специалиста службы персонала в достижении карьерных целей
№ |
Мероприятие |
Специалист, строящий карьеру |
Специалист службы персонала |
1. |
Первичное консультирование |
+ |
|
2. |
Выстраивание карьерной линии |
+ |
|
3. |
Информирование о вакансиях |
|
+ |
4. |
Разработка рекомендаций по достижению карьерных целей |
|
+ |
5. |
Повышение квалификации самостоятельно |
+ |
|
6. |
Повышение квалификации по плану организации |
+ |
+ |
7. |
Участие в конкурсах на замещение вышестоящих вакантных должностей |
+ |
|
8. |
Ежегодное консультирование о достижении целей карьеры |
|
+ |
9. |
Разбор ошибок при отказе в назначении на вакантную должность |
+ |
|
10. |
Корректирование конечных и промежуточных целей карьеры (при назначении на новую должность) |
+ |
|
Мотивация персонала. Мотивация (стимулирование) труда — способ вознаграждения сотрудников организации за хорошее исполнение должностных обязанностей. В организации существуют различные способы стимулирования труда, самым главным из которых является денежный — наличие четкого расчета премий и бонусов (в зависимости от занимаемой должности и результативности труда). Каждый сотрудник организации понимает, что от его грамотных и своевременных действий зависит не только решение проблемы конкретного потребителя, но и репутация всей организации.
Аттестация работников и деловая оценка персонала. В фитнес-клубе «Зебра» существует плановая и внеплановая аттестация. Чаще всего, аттестация проводится методом оценочного интервью. Аттестуемые берут билеты и отвечают на них. На основании ответа комиссия выставляет им оценку по пятибалльной шкале.
Обучение, переобучение, повышение квалификации сотрудников. Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации в ООО «Зебра» выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних устаревших знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров в организации можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию системы управления кадров в ООО «Зебра» будут призваны содействовать росту эффективности и производительности труда работников или формированию такого поведения, которое необходимо организации для достижения стоящих перед ней целей.