На современном этапе развития и модернизации образования, одним из важных направлений является внедрение интерактивных методов обучения. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Название таких методов происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, это диалоговое обучение [2]. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Для решения образовательных задач в системе среднего профессионального образования наиболее распространены следующие интерактивные формы, применяемые на занятиях технических дисциплин [1]:
• Творческие задания на формирование технических навыков.
• Работа в малых группах.
• Дискуссия на разные вопросы науки и техники.
• Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры).
Рассмотрим примеры использования игровых имитационных технологий на занятиях по физике:
Тема: «Электромагнитная индукция».
Технология «Разброс мнений».
Организуется поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по демонстрации опыта Фарадея.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с фразами по данной демонстрации. Их прочтение и произнесение вслух побуждает к ответному высказыванию. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной проблеме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает обучающимися в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента.
Тема: «История ненаучного поиска (Машина Голдберга). Механизмы».
Технология «Незавершенность».
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения (В учебнике есть информация о простых механизмах, а о машине Голдберга ничего нет).
Учитель определяет, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время – 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
Далее демонстрируется работа машины Голдберга. Изучаются его составные элементы.
Изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа на тему изучаемого материала, лекция – дискуссия по вопросом материала, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее специально запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция).
Эвристическая беседа – один из методов проблемного обучения. Это игровой метод, игровое моделирование.
Разработка проекта (метод проектов). Проекты – это материализованная деятельность, синтетическое выражение множества видов деятельности.
Использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки.
Системы дистанционного бучения (возможность обучаться удалённо).
Разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»).
Тренинги.
Метод кейсов.
Рассмотрим определения кейса [3]:
Кейс (от англ. case – случай) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, экологических, социальных ситуаций.
Кейс – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем для их дальнейшего решения в составе группы.
Кейс – специально подготовленный материал с описанием истории конкретной проблемы, на основе которой можно успешно развивать у обучающихся (студентов, старшеклассников) управленческие социально значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умение продуктивно работать в команде, самостоятельный поиск дополнительной необходимой информации и т.д.
Кейс – творческое задание на развитие мышления менеджера.
Кейс – некая ролевая система, где под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции.
Кейс – это единый информационный комплекс, состоящий, как правило, из трех частей: вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса, описания конкретной ситуации и задания к кейсу.
В определениях выделены различные аспекты, позволяющие использовать их для решения всего многообразия педагогических задач: от овладения техникой анализа имеющейся информации (причем не всегда достаточной для решения предъявленной проблемы) до использования игрового потенциала, который содержит практически каждый кейс, так как предусматривает живое включение учащихся в обсуждение реальных экономических, экологических и иных жизненных проблем, с которыми они либо уже столкнулись в своей практике, либо могут столкнуться в ближайшее время.
В некоторых определениях кейс – это ситуация (1, 2, 5), комплекс, материал, задание (3, 4, 6).
Приведем определения кейс-метода [3]:
Гарвардская школа бизнеса: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач».
Профессор Р. Мерри: «Изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления».
Этапы работы обучения кейс-методом |
Задачи преподавателя |
Задачи обучающегося |
До занятия |
Подборка кейса и определение дидактического материала для подготовки студентов. Разработка сценария занятий. |
Получает кейс и список рекомендуемой литературы. Подготовка к занятию. |
На занятии |
Организация и предварительное обсуждение кейса. Формирование рабочих групп. Организация обсуждения кейса в группах. |
Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Обсуждение вариантов решений проблемы. |
После занятия |
Оценка работы обучающихся и принятых решений. |
Подготовка отчета. |
Кейс-метод является одной из современных технологий обучения. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения. Что очень важно для подготовки современного, мобильного, конкурентно-способного специалиста.
Наконец, по критерию практичности он чаще всего представляет собой практически-проблемный метод. Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.