Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE WAY OF LIFE OF THE ORDINARY SOVIET ARMY ALEXANDER TARASOVICH SKIRDIN

Kosheleva A.A.  1
1 Belgorod state national research University
The article discusses the way of life of veterans of the great Patriotic war of Skirdina Alexander Tarasovich. The average Skirdin Alexander Tarasovich began his fighting way in March 1943, being a seventeen year old teenager. Fought in the ranks of the 90th guards rifle division regimental mortar loader. His way of fighting was heavy, but he overcame his valor. Alexander Tarasovich participated in the battle of Kursk, in the Gorodok operation in the town of Gorodok in Vitebsk region. Has the wound. Awarded the medal «For courage», order of the great Patriotic war I degree, medals «For Victory over Germany». After the war, leads an active life, attending a lot of events connected with the great Patriotic war, is an active member of Rakityanskaya regional Council of veterans.
biography
Skirdin A.T.
a veteran of the Great Patriotic war

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов навсегда останется одним из главных драматических событий в истории нашей страны. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся сведения о ее участниках и героях. Победа в Великой Отечественной войне – подвиг и слава нашего народа.

Всегда интересно слушать историю о прошлом, тем более, если оно героическое, достойное гордости за него последующих поколений. Таким было прошлое моего прадедушки Александра Тарасовича Скирдина, ветерана Великой Отечественной войны.

Конечно, трудно рассказывать о войне, вспоминать то, что пришлось пережить, пройдя через все препятствия того тяжелого времени. Но, несмотря на это, прадедушка с воодушевлением рассказал мне о своей фронтовой жизни, вспоминая различные интересные истории и происшествия.

Александр Тарасович Скирдин родился 10 апреля 1926 года в селе Хотмыжск Борисовского района Курской губернии (ныне территория Белгородской области). Его отец Тарас Ларионович работал на железной дороге, а мать Арина Михайловна занималась домашним хозяйством. Александр Тарасович учился в Хотмыжской неполной общеобразовательной школе.

kos1.tiff

Рис. 1. Скирдин Александр Тарасович

Первые вести о войне Т.А. Скирдин услышал от матери, в тот год он перешел учиться в 7-й класс. Он и сейчас помнит первую встречу с немецко-фашистскими оккупантами. Немцы в октябре 1941 года пришли в село Хотмыжск, начался долгий период оккупации, который закончился в феврале 1943 года. Перед приходом немцев все юноши были собраны в одну группу и отправлены из села Хотмыжск в поселок Борисовку. Там к ним присоединилась молодежь из других сел. Колонна, численностью более ста человек, двинулась в сторону Белгорода, а затем к Дону [6].

«Переправились через реку Дон и … оказались никому не нужными. Я с другом решил вернуться в Белгород. Дошли до Старого Оскола, а дальше нас не пропустили, шли бои. Устроились в воинскую часть грузчиками, отгружали трофейное оружие», – вспоминает ветеран.

В марте 1943 года наши войска отступали и всех подростков, и мужчин эвакуировали в Воронежскую область, в том числе и Александра Тарасовича. Помощь подростков была необходима фронту. Так Александр Тарасович стал красноармейцем, хотя ни документов, ни солдатской книжки ему не выдали. Было очень тяжелое время – война, голод и холод. В этот период юный боец заболел тифом. Его отправили в город Курск для лечения в госпитале. После выздоровления Скирдин А.Т. был направлен в 162-ю стрелковую дивизию заряжающим полкового миномета [6].

Это было в начале лета 1943 года. В районе Ивнянского плацдарма шли жестокие бои. Немцы пытались выровнять Курскую дугу, наши войска противостояли этому. Немцы в тот период вели активные наступательные действия, и дивизию, в которой служил Александр Тарасович, направили на передовую. «В одном из боев немцы прорвали нашу оборону. На позиции двинулись танки. Они почти полностью разрушили наши минометы. Много солдат погибло в том бою, а те, кто остался в живых, вынуждены были отступить. Хорошо, что за ними была вторая линия, которая уничтожила прорвавшиеся танки. Немец сильно потрепал нашу дивизию. Вскоре ее остатки были соединены с 90-й гвардейской стрелковой дивизией, которая обороняла Обонянский плацдарм», – отметил Александр Тарасович.

Все внимание командующего Воронежским фронтом было уделено усилению обоянского направления и организации прочной обороны на Прохоровском направлении [7].

Левее Обояни, в направлении Прохоровки шли тяжелые бои, в которых участвовали большие танковые соединения. Победа под Прохоровкой дала возможность начать крупную наступательную операцию. О боях под Прохоровкой невозможно рассказать. Сплошная пелена из огня и дыма закрывала солнце. Все кругом рвалось, скрежетало, гремело. Стоял сплошной гул. Трудно было поверить, что перед такой стальной лавиной уцелеет что-то живое. Небо почернело от дыма и пыли. Едкие газы от взрыва снарядов и мин слепили глаза. От грохота орудий и минометов, лязга гусениц воины теряли слух. Но люди в окопах дрались. Их девизом стали слова: «Ни шагу назад, стоять насмерть!» [7]. И вот в этом аду находился совсем юный артиллерист Александр Скирдин.

Потеряв тысячи убитых и раненых, а также большое количество боевой техники, гитлеровцы оказались не в состоянии продолжать наступление. 12 июля 1943 года они предприняли последнюю попытку добиться успеха в районе Прохоровки, но и эта ставка оказалась битой. Войска Воронежского фронта успешно решили задачи оборонительной операции. Были созданы благоприятные условия для полного разгрома ударной группировки вермахта в ходе контрнаступления [7].

После Прохоровской битвы части начали наступление в направлении Томаровки, Борисовки, Грайворона, Богодухова и далее – Полтавская область. Победа на Курской дуге открыла для Красной Армии двери в Украину. В районе Днепра осенью в 1943 года произошли серьезные бои за освобождение многих городов Украинской республик [8].

Со своим полком Александр Тарасович дошел до самой Полтавы. Ожесточенные бои проходили вблизи города в сентябре 1943 года. Немцы закрепились на так называемых шведских высотах, что давало им преимущество в тактическом плане: сверху все видно, как на ладони. Несколько дней нашим войскам не удавалось выбить врага, засевшего на высотах. Только пожертвовав тысячами солдатских жизней, взяли высоты [8]. Когда артиллеристы поднялись наверх, то не могли продвигаться вперед, так как все поле было усыпано трупами немецких, но больше русских солдат. Приходилось раздвигать трупы для прохода упряжки с минометом.

Были и курьезы. Ветеран вспоминает: «Зашли в одну из сельских хат согреться, поесть. Оказалось, что там жил генерал. Решили было уйти, а в это время генерал подъехал. Мы выстроились в одну шеренгу, а он кричит: «Паникеры, всех расстрелять!». Испугались, конечно, все. Каждый получил кулаком в ухо, а наши фамилии он записал в блокнот. Но нам повезло, в тот период через луг шла наша батарея, куда мы и примкнули, доложив о ситуации, в которой оказались» [4].

kos2.tiff

Рис. 2. На ремонте военной техники

К концу осени 1943 года 6-я гвардейская армия, где находился Александр Тарасович передислоцировалась в район треугольника Витебск – Полоцк – Невель и вошла в состав 1-го Прибалтийского фронта. Так боец оказался в Белоруссии.

Выгрузились войска в чистом поле. Недалеко лес, на опушке которого разбили палатки и шалаши, замаскированные хвоей. Громоздкое хозяйство: минометы, боеприпасы, лошади, техническое оборудование – все надо было разместить. Обживаться долго не пришлось. Через несколько дней полк участвовал в уничтожении четырех немецких дивизий в так называемой Городокской операции [5]. Вот как Скирдин А.Т. вспоминает об этой операции: «Был декабрь 1943 года. Мы окружили немцев плотным кольцом, создали котел, но они прорвали нашу оборону и пошли колонной. У нас из четырех осталось всего одно орудие. Из трех человек орудийного расчета в живых остался один. По колонне немцев мы расстреляли все снаряды и, оставив орудие (вынув затворы, панорамы, побросав их в снег), вынуждены были отступить. И тут вдали начался артиллерийский обстрел. Мы поняли – неподалеку наши. С осторожностью добрались до своего полка. Нас накормили солдатской кашей, и мы тут же, в соломе, уснули. А утром, с рассветом, пошли назад, по следу искать свою пушку, чтобы забрать ее» [6]. За бой в районе станции Бычиха Александр Тарасович был награжден медалью «За отвагу».

Со слезами на глазах ветеран вспоминает, как один случай спас его от смерти: «Надо было идти на кухню за едой для солдат. Взял ведро и пошел. Вижу, стоит кухня, но чужая. Пошел дальше, а своей кухни не вижу, заблудился. Кухня нашлась. Но когда я вернулся назад, то увидел страшную картину: наши пушки лежат на боку, из 4 орудий осталось одно, двое моих товарищей убиты. Если бы не ушел, на их месте мог оказаться и я».

В январе 1944 года опять шли ожесточенные бои с немцами на Белорусской земле. «Мы заняли позиции в крайних хатах от поля. Немцы – на следующей улице, через огороды от нас. Чтобы спастись от сильных морозов, солдаты стали копать себе землянки в сугробах – это не согревало, но спасало от ветра. Был туман, а к вечеру мороз, появилась видимость, и сразу же первыми снарядами накрыло наших солдат. Завязался бой. Сплошная пелена из огня и дыма закрывала солнце. Все кругом опять рвалось и скрежетало. Это был страшный бой. В этом бою я получил ранение. Санитар, протащив меня на плащ-палатке метров двести, оставил, чтобы вернуться за носилками. Лежу, замерзаю, со всех сторон рвутся снаряды. Слышу, идет кто-то, стал кричать. Слава Богу, на санях приехали комбат с санитаром и забрали меня. Едем, пули свистят над головой. Привезли меня в сельский медпункт. Это было 10 января 1944 года. Медсестра записала мое имя и фамилию и положили меня на печь, чтобы я отогрелся. Утром пришла машина для перевозки раненых. Ехали всю ночь. Мое направление в медсанбат забыли взять, пришлось ехать по селам и искать свободные места, где еще можно было разместить раненых. Место свободное нашлось в одной из хат. Там мне сделали первичную обработку, затем погрузили в вагон с ранеными бойцами, запихав под бок солому, грелки. Отправили нас в госпиталь города Ржев» [6].

Из Ржева Александр Тарасович был направлен в госпиталь города Иваново. Ранение было серьезное. Осколок металла пробил правый бок и застрял под позвоночником. В госпитале лечился полгода. С осколком в поясничной области позвоночника Скирдин А.Т. прожил 43 года. Только в 1986 году московский хирург извлек осколок, доставлявший порой невыносимую боль. Из-за тяжелого ранения Александр Тарасович был комиссован из армии домой. Инвалидом второй группы вернулся солдат в Хотмыжск. Но недолго пробыл он там. В декабре 1944 года военкомат снял инвалидность и направил А.Т. Скирдина в запасной полк, формировавшийся в Воронежской области [1; 2; 3]. «Запасники» были направлены в Венгрию, потом в Чехословакию, город Комарно. Там и настигла Александра Тарасовича весть о Победе Советской Армии над фашистскими захватчиками.

Александр Тарасович имеет медаль «За отвагу», орден Великой Отечественной войны I степени, медаль «За Победу над Германией».

Путь домой был нелегок, через Карпаты, Одессу, и его Скирдину А.Т. пришлось преодолеть пешком. Его дальнейшая служба продолжилась в артиллерийской бригаде города Николаева. Затем Александра Тарасовича направили в Одесское военное училище имени Фрунзе, где он окончил артиллерийскую школу. Там же освоил специальность тракториста.

kos3.tiff

Рис. 3. В артиллерийской школе (1947 г.)

Много предложений поступало Александру Тарасовичу по продолжению учебы. Такие его качества как ответственность, надежность, способность к образованию и самосовершенствованию прочили большое будущее. Но после стольких лет разлуки с малой родиной, родными и близкими он принял решение вернуться домой.

В марте 1950 года Александр Тарасович демобилизовался из армии и вернулся в родные края. Мужских рук в поселке не хватало. А таким специалистам, которые могли бы работать с техникой, были несказанно рады. Трудился он на железной дороге сначала кочегаром, затем помощником машиниста паровоза, потом машинистом тепловоза.

С 1951 года и до настоящего времени А.Т. Скирдин живет в поселке Пролетарский Ракитянского района, Белгородской области. У него большая дружная семья. Он воспитал троих детей: сына и двух дочерей. Жена Александра Тарасовича, Анна Григорьевна, всю жизнь проработала продавцом продуктового магазина, а с выходом на пенсию посвятила себя воспитанию внуков. К сожалению, она рано ушла из жизни. Продолжают славную династию семьи Скирдиных шесть внуков, девять правнуков. Они могут гордиться своим замечательным дедом и прадедом, не искавшим в жизни легких дорог.

kos4.tiff

Рис. 4. Скирдин Александр Тарасович

kos5.tiff

Рис. 5. Скирдин Александр Тарасович (май 2016 г.) показывает свои награды ученику школы

kos6.tiff

Рис. 6. А.Т. Скирдин на празднике, посвященном Дню Победы (9 мая 2015 г.)

К большой радости друзей Александра Тарасовича, старость дома застать его не может. Он является активным членом Ракитянского районного совета ветеранов. Его большой жизненный опыт востребован администрацией поселка Пролетарский. С удовольствием ветеран приходит в школы поселка и общается с ребятами. Он прекрасный рассказчик, его часто приглашают на различные районные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.

Ежегодно 9 Мая в День Победы прадедушка надевает свои боевые награды и идет на парад, а 22 июня выступает с речью на районном митинге, посвященному началу Великой Отечественной войны, призывая всех собравшихся любить и защищать свою Родину.

Всмотритесь в лица пожилых людей, переживших ужас войны, послушайте тех, кто вспоминает те годы со слезами на глазах, и вы поймете, что это настоящие герои, гордость нашего края, его великая история.