Нет профессии прекрасней, чем профессия учитель. В этом слове много ноток гордости, уважения и понимания. Учитель начальных классов – особый народ в учительской среде. Он занимается самой деликатной, важной и ответственной работой. Именно от первого учителя во многом зависит с каким багажом знаний и нравственных ценностей войдет ребенок во взрослую жизнь. И мне лестно осознавать, что моя прабабушка – Сафонова Серафима Карповна, ставшая учителем начальных классов, имела не только любовь и уважение своих учеников, но и признание на самом высоком государственном уровне. Кроме прочих наград 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и воспитания ей присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». И в данной работе мною проведено исследование ее жизненного пути.
Родилась моя прабабушка, Сафонова Серафима Карповна (рис. 1), в с. Чеботовка Тарасовского района Ростовской области 12 декабря 1922 года. В семье портного, Сафоного Карпа Филипповича, и дочери крестьянина, Сафоновой (в девичестве Обуховой) Лукерьи Алексеевны. При рождении девочке дали имя Сарра, однако, во время оккупации сменили на созвучное Серафима, семья и друзья стали звать ее Симой. В ноябре 1924 в семье родилась еще одна девочка, Августа. Хочу отметить, что сестры были дружны на протяжении всей жизни, поддерживали друг друга всегда, обе стали учителями. Первый класс моя прабабушка окончила в Чеботовке. А в 1931 году семья переехала на рудник Сорокино (ныне город Краснодон). Переезд был вынужденным, так как в селе начинался голод, а также появился страх за жизнь всей семьи (был раскулачен дед моей прабабушки Обухов Алексей Васильевич). Нелегко вначале приходилось на новом месте, но все же жизнь налаживалась. Моя прабабушка поступает во 2 класс CI №1 им. Горького г. Краснодона, она учится в одном классе с Иваном Земнуховым и Ольгой Иванцовой – будущими молодогвардейцами. С Ваней же они и жили рядом, и дружили. В 1940 г. закончила школу (рис. 2).
Рис. 1. Сафонова Серафима Карповна (1922–2006 гг.).
Рис. 2. Аттестат об окончании школы
Поступила в Брянский лесохозяйственный институт, первый курс которого окончила в 1941 году [3].
1 июля 1941 г. была мобилизована Брянским горкомом комсомола на спецработу (рыть и укреплять окопы) в Орловскую область, где пробыла до конца сентября месяца.
В конце сентября вернулась в г. Краснодон и поступила на работу в качестве табельщика-расчетчика на шахту 1–бис «Сорокино». Где и проработала до прекращения работы предприятия, то есть до оккупации. Время оккупации Краснодона неразрывно связано с деятельностью «Молодой гвардии».
В своих воспоминаниях Серафима Карповна писала (цитирую воспоминания 1997 года к 55 годовщине создания подпольной организации «Молодая гвардия»): «Все мы росли, учились и воспитывались в советское время. Жили материально беднее, но зато богаче духовно. Мы любили свой многонациональный народ, беззаветно были преданы Родине. И не случайно, когда был оккупирован наш город, в нем создалась подпольная организация для борьбы с оккупантами. Из оккупированной территории гитлеровцы вывозили здоровую молодежь для работы в Германию. Они собирались нашими руками убивать нас же, советских людей. Вскоре после оккупации, это было осенью, мы с сестрой получили повестки для отправки в Германию. В этот раз нам удалось избежать угона».
Рис. 3. Сафонова Серафима Карповна и Сафонова Августина Карповна
«Я и Августа (рис. 3) с трудом перебрались через Донец (так называют реку Северский Донец) и скрылись у родственников. Когда отправка была закончена, мы возвратились домой. Но в начале зимы мы снова получили повестки. Переправиться через Донец было уже невозможно. Везде стояли полицаи, была охрана. Мы были убиты горем. Не знали, как выйти из создавшегося положения. И вот мы шли с сестрой, заплаканные, по улице Чкалова и у клуба им. Горького встретились с Ваней Земнуховым и Виктором Третьякевичем. Они говоря нам: «Что вы, девчата, не веселы, что вы носы повесили?» Их бодрый вид, веселое настроение нас поразили». Мы говорим: «Как вы в такое время можете еще шутить? Ведь мы получили уже 2-й раз повестки об угоне в Германию. Теперь мы уже не можем спрятаться, перебыть это время, нам грозит каторга в Германии». А ребята говорят: «А чего вы – не бойтесь, приходите к нам в клуб, и вы избежите угона в Германию»
Мы посмотрели на них с недоверием и спросили: «Как, вы работаете на немцев?» Они отвечают: «Да что вы? Приходите! Не бойтесь. Кто у нас работает, того в Германию не забирают, и учтите мы не всех приглашаем». Мы ответили, что посоветуемся с родными, а завтра скажем. Когда мы пришли и сказали маме и отцу, что нас пригласили работать в клуб им. Горького, отец спросил: « Кто пригласил?». Мы ответили, что пригласили наши ребята- Ваня Земнухов и Виктор Третьякевич. Отец сказал: «Этим ребятам можно верить». (С Ваней Земнуховым я училась в одном классе, а с Виктором Третьякевичем училась сестра в СШ №4. Городок наш был небольшой – рудник – до октября 1938 г. Родители класса знали друг друга) [3].
На следующий день мы пришли в клуб. Там уже были Ваня Земнухов, Виктор Третьякевич и директор клуба Евгений Мошков. В клубе работали драматический, танцевальный, хоровой и струнный кружки. Меня записали в струнный и хоровой, а сестру, кроме того, в драматический и танцевальный. Все участники кружков должны были обязательно пройти регистрацию в дирекционе, который был размещен в школе им. Горького. Я помню, что мы ходили туда все вместе, и на всех нас был заведен общий список, который давал нам право не быть отправленными в Германию. Участниками струнного кружка были Василий Левашов, Володя Загоруйко, Жора Арутюнянц, Сергей Тюленин, Владимир Лукьянченко, Нина Мащенко, Юлия Писарева, Римма Рябова и др. Руководил струнным кружком Виктор Третьякевич. Для солидности на голову надевал фетровую зеленую шляпу, на переносицу водружал пенсне без стекол, чинно становился перед оркестром и взмахом рук дережировал. А Сергей Тюленин лихо сдвигал шапку набекрень и отбивал такты на балалайке. Ваня Земнухов был администратором. Всегда серьезный, строгий. Помню серьезного, хорошо играющего на мандолине Васю Левашова. А Жора Арутюнянц был необыкновенно застенчив и скромен. Внимательный, всегда с улыбкой Володя Загоруйко. Во время наших репетиций часто исчезали Ваня Земнухов, Сергей Тюленин, Вася Левашов. Позже мы узнали, что пока мы занимались музыкой, привлекая к себе внимание полиции, ребята слушали по радиоприемнику Москву, писали листовки. Эти листовки читались у нас в клубе в гримерной комнате, где на пианино стоял портрет Гитлера. В.Третьякевич отворачивал портрет к стене, переворачивал вниз головой, и таким образом отворачивал Германию от наших успехов Красной Армии. А в это время кто-либо из ребят читал листовку с общениями Совинформбюро о положениидел на фронтах.
…Помню под мелодию вальса «Прощай молодость», исполняемую струнным оркестром, декламировалось стихотворение «Жила у реки одна фея». Кончалась декламация словами: «А вы на земле проживете, как черви слепые живут. Ни сказок о вас не расскажут. Ни песен о вас не споют». Эти слова были адресованы оккупантам. Робота кружков в клубе способствовала конспирации краснодонских подпольщиков. Отсюда часто, как потом стало известно, они уходили на боевые задания: освобождение военнопленных, поджег биржи труда. Короткую, но славную жизнь прожили молодогвардейцы. Их жизнь – пример беззаветной любви к Родине».
С болью в сердце воспринял весь город гибель молодогвардейцев. 14 февраля 1943 года в Краснодон вошла Советская Армия. Прабабушка назвала этот день самым счастливым в своей жизни. Воины-освободители, узнав о героической молодежи, первыми дали у шурфа, куда были сброшены истерзанные и замученные молодогвардейцы, клятву отомстить за их мученическую гибель. 1 марта 1943 года Родина прощалась с героями. С воинскими почестями их похоронили на центральной площади города.
Освобожденный город стал возвращаться к мирной жизни. И моя прабабушка уже 15 марта 1943 года поступила работать в РОНО бухгалтером, где проработала до 3 октября 1944 года. В декабре того же года поступила на работу в трест «Краснодонуголь» в качестве бухгалтера расчетного отдела. И лишь с июля 1945 года, прослушав курс по повышению квалификации учителей при Краснодонском РОНО, Серафима Карповна связала навсегда свою жизнь со школой. С 18 июля 1945 года работала в школе №3–4 учителем. В июле 1946 года экстерном окончила Каменскую педшколу.
В сентябре 1947 года по приказу РОНО была переведена учителем начальных классов в школу №1 им. Горького, где и проработала до 1987 года.
За все время работы воспитала Серафима Карповна не одно поколение. Многие ее ученики с теплом и уважением вспоминают о ней. Вспоминают, как в саду на черешнях учила их математике, как приводила домой за фортепиано разучивать песни (когда еще в школе не было инструмента), готовились к смотру художественной самодеятельности, как искренне радовалась победе. Не была равнодушной ни к одному ученику. С особой ответственностью относилась к ученикам из, так называемых, трудных семей. Даже в самые сложные дни их жизни забирала ночевать к себе домой. Так братьев Щукиных, у которых не было отца, а мать пьяница исчезла, Серафима Карповна привела домой , чтобы привести их в порядок, пройти поликлинику. И пока грелась вода, чтобы они помылись, мальчишки свои грязные носки опустили в бочку с соленьем. Свекровь попросила мою прабабушку больше таких босяков не приводить, на что та лишь улыбнулась. Серафима Карповна была из тех людей, которые в каждом видят только хорошее. Всегда знала как превратить серьезные занятия в занимательные, целью было нескучное обучение.
Но только учительством не ограничивалась: принимала активное участие в общественной жизни школы, города, области, страны. С.К. Сафонова была участником ВДНХ СССР 1972 г. и ВДНХ УССР 1976, 1977 гг. В 1974 году была депутатом V съезда педагогического общества УССР, в феврале 1976 избрана делегатом XXV съезда Компартии Украины [3]. С 1967 г. почетный гражданин Краснодона, в 1977 избрана народным заседателем Краснодонского народного суда. Также ходатайствовала об улучшении оснащения кабинетов труда во всех школах. По воспоминаниям моей мамы, Серафима Карповна считала очень важным и нужным умение делать что-либо своими руками. Обращалась в высшие эшелоны власти с просьбами увеличить количество специальной литературы для учителей, получала положительный ответ (рис. 4).
Кроме того, как депутат помогала в решении и вопросов личного характера: просила о выделении внепланового жилья для многодетных, организовывала помощь ветеранам войны.
Особое место в ее жизни занимала помощь семьям молодогвардейцев. Кроме помощи в решении некоторых бытовых проблем, Серафима Карповна старалась помочь им душевно, поддерживала, приглашала на встречи с учениками, чтобы понимали, что подвиг их детей бессмертен, что имена юных героев навеки в памяти людей. До конца своих дней Елена Николаевна Кошевая дружила с моей прабабушкой (они даже стали соседями, получив в 1972 году квартиры в одном доме). И уже не имея физических сил приходить на встречи с учениками, Елена Кошевая писала письмо обращение к юному поколению (рис. 5).
Рис. 4. Положительный ответ министерства просвещения УССР [1]
Рис. 5. Письмо обращение Елены Кошевой к юному поколению [2]
За свой безупречный труд была С.К. Сафонова удостоена различного рода благодарностями и наградами: 1964– значок «Вiдмiнник народноi освiти»;
1966 – присвоено звание Заслуженного учителя школы УССР;
1967 – медаль Макаренко;
1968 – присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»;
И только лишь в 1969 году вступила в КПСС. После чего избиралась депутатом городского и областного советов. В 1970 г. – медаль за доблестный труд.
Без сомнения, моя прабабушка героическая личность, ведь кроме всего перечисленного она была еще и хорошей, любящей женой. Ее муж – мой прадедушка-Фокин Николай Прокофьевич – ветеран войны, поддерживал ее во всем, верил, что учитель должен посвящать себя работе, радовался всем успехам и достижениям жены. По хозяйству и в воспитании двух дочерей помогала его мама-Фокина Мария Константиновна. Дочери Алевтина и Татьяна, их дети и внуки гордятся своими корнями. И в воспитании своих детей всегда руководствуются тем, что к работе нужно относиться с любовью, ответственностью и быть настоящим профессионалом своего дела.
Умерла С.К. Сафонова 08 января 2006 года в г. Краснодоне, а память о ней хранит не только ее семья, но и многие ее ученики.