В современном мире социальные сети представляют собой не только лишь площадку для общения и разного рода коммуникаций, но и выступают в качестве образовательных платформ. Исследователи отмечают, что технологии Веб 2.0, к которым относят и социальные сети, предоставляют широкие возможности для интенсификации и индивидуализации образовательного процесса, в том числе и в обучении иностранным языкам [6]. Активное использование современных информационно-коммуникационных технологий способствует выстраиванию оптимальной индивидуальной образовательной траектории обучающихся в процессе изучения иностранного языка [5] и раскрытию их личностного потенциала [3]. Отметим, что индивидуальная образовательная траектория может выстраиваться даже в рамках отдельной дисциплины, что позволяет сделать обучение иностранным языкам личностно-ориентированным и учесть образовательные запросы обучающихся [1]. Социальные сети в этом смысле имеют неоспоримые достоинства. Т.Л. Герасименко и другие [2] относят социальные сети к smart-технологиям и выделяют ряд преимуществ в их использовании в обучении иностранным языкам: создание интерактивной образовательной среды, аутентичность и современность образовательного контента и свободный доступ к образовательным ресурсам.
В отношении методических принципов реализации обучения иностранному языку в социальных сетях следует отметить, что исследования в этом направлении активно ведутся, но в целом фокусируются на рассмотрении преимуществ и недостатков использования социальных сетей при обучении иностранным языкам. Т.Л. Герасименко и другие [2] рассматривают возможные варианты использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам, подробно останавливаясь на вебинарах, блогах и социальных сетях. В качестве примера социальных сетей авторы приводят социальную сеть «Вконтакте». В целом авторы делают заключение о том, что студенту должны быть доступны любые средства образования, к которым он привык при максимально комфортной среде. Т.Е. Сахарова [4] делится наблюдениями о положительном опыте использования социальных сетей при обучении именно иностранным языкам, описывая преимущества такого подхода. Автор особо отмечает возможность формирования реальной языковой среды в процессе обучения в социальных сетях. Приводятся примеры социальных сетей, разработанных специально для обучения иностранным языкам, дается их краткая характеристика. Вопросам обучения в социальных сетях в целом посвящены и работы зарубежных исследователей, с акцентом на на преимуществах использования социальных сетей в образовательной практике. В работе F.Tiryakioglu и F. Erzurum [9] прослеживается история использования социальных сетей, приводится статистка наиболее популярных социальных сетей в мире. В контексте обучения авторы подробно рассматривают социальную сеть «Facebook». R. Blair и T.M. Serafini [8] так же описывают преимущества использования отдельных социальных сетей в образовании для повышения заинтересованности обучающихся. Исследователи дают характеристику блогам, социальным сетям Твиттер и Инстаграм, системе «Pinterest» и некоторым другим популярным сайтам.
Исследования в направлении обучения иностранным языкам в Твиттер отличаются своей фрагментарностью и фокусом исследовательского интереса на применении этого информационно-коммуникативного ресурса в обучении отдельным видам иноязычной речевой деятельности. Исследование О.В. Пустоваловой [3] акцентирует внимание на выявлении и обосновании методических условий для развития умений письменной речи на основе социальной сети Твиттер. Автор приводит методическую систему по развитию умений письменной речи студентов неязыкового вуза в системе Твиттер. Результаты исследования проверяются экспериментально. Исследования по обучению в социальной сети Инстаграм представлены безотносительно к обучению иностранным языкам. Н.Б. Шубина приходит к выводу о том, что функции социальной сети Инстаграм достаточно ограничены, так как весь сервис предлагает лишь обмен видео и фотографиями. Автор подчеркивает, что данный сервис целесообразно использовать для самостоятельной работы студентов, если требуется визуализировать информацию.
Таким образом, вышеперечисленные работы в некоторой степени освещают вопрос об использовании социальных сетей в образовательной практике, но не отвечают в полной мере на запрос преподавателей иностранных языков, руководителей лингвистических проектов и руководителей языковых школ, в отношении методических и дидактических принципов организации обучения иностранным языкам в социальных сетях Твиттер и Инстаграм.
Данная статья представляет исследование, направленое на выявление образовательного потенциала социальных сетей Твиттер и Инстаграм в силу того, что образовательные возможности данных социальных сетей в обучении иностранному языку требуют дальнейшего осмысления в методическом плане. Выбор социальных сетей Твиттер и Инстаграм обусловлен также тем, что данные социальные сети содержат аккаунты пользователей из различных стран мира, что предоставляет широкие возможности для сравнительного анализа подходов к организации обучения иностранным языкам в социальных сетях, практикуемых представителями различных языковых сообществ. Полученные результаты позволят разработать методические рекомендации по организации и ведению Твиттер и Инстаграм-страниц в контексте обучения иностранным языкам.
Для проведения сравнительного анализа были отобраны Твиттер и Инстаграм-страницы, специализирующиеся на обучении иностранным языкам. Был выбран английский язык в силу своей распространнености и востребованности пользователями. Были выделены следующие критерии отбора Твиттер и Инстаграм-страниц для последующего анализа:
- Популярность страниц (определялась по количеству подписчиков);
- Активность страниц (определялась по частоте публикаций);
- Страницы, созданные в разных странах.
С учетом данных критериев были отобраны 10 популярных обучающих английскому языку Твиттер-страниц – WoodwardEnglish, bbcle, inglesptbr, lingvoelf, SpeakEnglishYou, EllaLanguage, EnglishTips4U, EasyEnglishUA, BritEngOnline, Languagelab. Данные страницы ведутся преподавателями на различных языках – русском (2 страницы), украинском (1 страница) и португальском (1 страница), однако большинство страниц ведется на английском языке (6 страниц).
Отобранные Инстаграм-страницы, обучающие английскому языку, ведутся преподавателями на русском (6 страниц), испанском (2 страницы), а также непосредственно на английском (2 страницы) – lazy_english, eng_every_day, good_english, english.with.elena, aprender_ingles_en_insta, aprendeingleshoy, english.znaika, englishwithmax, learn_english_with_movies, english_aword.
Для исследования образовательного потенциала социальных сетей Твиттер и Инстаграм в контексте обучения иностранным языкам были определены следующие этапы сравнительного анализа:
- Специфика организации страниц;
- Специфика содержания страниц;
- Специфика предоставляемой пользователями обратной связи.
Специфика организации выбранных страниц представлена общей информацией о страницах и включает в себя: название страницы, дату создания, общее количество подписчиков, общее количество публикаций, частоту публикаций, страну создания и язык ведения страницы.
Важным аспектом исследования специфики организации выбранных страниц являются: анализ основного изображения в Твиттер и Инстаграм-страниц, анализ фонового изображения Твиттер-страниц, а также анализ предоставленных авторами описаний в Твиттер и Инстаграм. Это позволяет оценить заинтересованность пользователей в той или иной Твиттер или Инстаграм-странице.
Специфика содержания отобранных для сравнительного анализа Твиттер и Инстаграм-страниц, обучающих английскому языку, представлена их публикациями. При анализе публикаций наиболее важным является вопрос о том, на какой информации специализируется автор в процессе обучения иностранному языку, какой вид речевой деятельности ему интереснее развивать. Является ли грамматика, лексика или фонетика наиболее популярной для обучения. Внимание исследования также сосредоточено и на подборе автором видео, фотографий и картинки к публикации.
Представленная на отобранных страницах информация в процессе анализа группируется по темам, затем по каждой странице составляется схема процентного содержания материала по той или иной теме. Далее все отобранные страницы анализируются с точки зрения частотности выявленных тем.
Определение специфики предоставляемой пользователями обратной связи на отобранных для исследования Твиттер и Инстаграм-страницах включает в себя анализ комментариев пользователей этих страниц, их лайки, а также репосты в случае с Твиттером.
Здесь необходимо отметить, что несмотря на то, что лайки являются важным показателем заинтересованности аудитории, они не могут отражать только лишь интерес к материалу. Слишком большое или слишком маленькое количество лайков могут также указывать на особенности изображения к публикации (например, является ли оно знакомым или приятным реципиенту), выбор шрифта и присутствие выделения определенных слов, просьба автора поставить лайк и так далее. В связи с этим качество материала, используемого для обучения иностранному языку, необходимо оценивать через комментарии к публикациям. Таким образом, по каждой выбранной Твиттер и Инстаграм-странице наибольшее внимание уделяется анализу самых популярных по комментариям и лайкам публикациям. Также анализу были подвергнуты и наименее популярные публикации по количество лайков и комментариев, так как это дает основание предполагать какого рода информация не желательна для публикации на обучающих иностранным языкам Твиттер и Инстаграм-страницах.
В качестве заключения отметим, что приведенная методика сравнительного анализа Твиттер и Инстаграм-страниц в контексте обучения иностранным языкам позволит изучить большое количество различных показателей, связанных с организацией и подбором обучающего материала для этих страниц. В фокусе исследовательского внимании остаются такие аспекты, как специфика организации страниц, специфика содержания страниц, а также специфика предоставляемой пользователями обратной связи. Результаты проведенного анализа дадут основание для создания методических рекомендаций по организации и ведению обучающих иностранному языку страниц в Твиттер и Инстаграм, по подбору соответствующего образовательного контента для этих страниц, а также по организации взаимодействия между преподавателем и обучающимися на создаваемых образовательных площадках.