Основные задачи современного образования заключаются в развитии творческих способностей обучающихся, подготовке их к разнообразным формам деятельности, в выработке адекватного отношения к окружающему миру. Поэтому особая значимость сегодня придаётся организации научно-исследовательской деятельности, выступающей фактором саморазвития, самопознания и самоопределения, оказывающей существенное влияние на личностно-профессиональное становление будущего профессионала [1, с.158-161].
Существующая стратегия современного высшего образования ставит перед образованием проблему создания условий для непрерывного квалификационного роста человека, позволяющих каждому выбрать собственную стратегию обучения. Необходимо, чтобы подготовка студентов отвечала современному уровню развития науки и культуры. Конструирование статуса профессионала подразумевает формирование самосознания и поведения в различных типовых ситуациях. Изучение дисциплин должно способствовать повышению компетентности будущего работника, развитию его способностей, обеспечивающих возможности для самообразования, постоянного роста его квалификации в процессе профессиональной деятельности.
Если выделить конкретные личностные способности студентов в качестве ориентиров для формирования индивидуальной образовательной траектории по каждому учебному предмету, то определяющими в получении знаний по этим дисциплинам будут личные способности студентов, а не логика данных предметов. Главенствующая роль в ряду данных способностей отводится творческим способностям, с помощью которым студент создает новые образовательные продукты.
Экономика знаний является открытой системой. А. А. Цукер определяет открытость в качестве принципа, выполняющего «функцию расширения числа альтернатив предполагаемого действия и расширение зоны смысловой свободы как источник необходимости выбора». Принцип открытости в системе образования позволяет отойти от сложившейся системы организации деятельности педагога: «описание — предписание – действие», которая возникла в иной социокультурной ситуации, к новой: «замысел – проект – реализация», которая способна повысить шанс включенности человека в социокультурные процессы. Действие в новой схеме способствует формированию проектного мышления и исследовательской культуры, позволяющих учитывать мотивы и потребности самого человека [4, с.41-43].
Исследовательская деятельность – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Научно-исследовательская деятельность предполагает выполнение студентами учебных исследовательских задач, решение в которых заведомо неизвестно. Выполнение данных задач направлено на создание студентами представлений об объекте или явлении окружающего мира. Ведущую роль в этом процессе играет руководитель исследовательской работы.
В связи с этим необходим процесс взаимодействия студента и преподавателя, основной целью которого будет являться совместное определение образовательного пространства студента. Совместный отбор содержания образования, форм и методов организации учебной деятельности будет являться основой индивидуальной траектории профессионального и личностного роста.
Современную ситуацию в российском образовании характеризует переход к инновационной модели университетов. Одной из составляющих этих преобразований является переход на двухуровневое образование. Происходит изменение содержания учебных программ, формирование нового взгляда на организацию процесса профессионализации в высшей школе, который зависит не столько от осваиваемого предметного знания, сколько от способов и позиций участников. В этих условиях деятельность тьютора становится как никогда востребованной.
Тьюторская деятельность способствует развитию личности обучающихся на основе учета их индивидуальных качеств, в научении студентов самостоятельному планированию жизненного пути и индивидуальной образовательной траектории, умению разрешать проблемные ситуации. Всё это найдёт своё отражение в качестве подготовки специалиста и будущей профессиональной деятельности [6].
Метод исследовательской деятельности даёт возможность формировать мыслительные структуры научного типа, предполагающие творческое мышление, научную рефлексию и способность к исследовательскому поведению. В этом ценность данного метода. На начальном этапе обучения основной задачей тьютора является актуализация исследовательской позиции студента. Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из него у человека возникает потребность искать и находить ранее неизвестное и неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности [3, с.18-24]. Принцип исследовательской мотивации должен стать приоритетным. В связи с этим актуальным становится необходимость формирования исследовательской деятельности. Начальным этапом в данном случае является формирование мотивации, актуализация самой исследовательской потребности. Если у обучающегося обнаруживается исследовательская цель, то он сам заинтересован в поиске средств для ее достижения. Средствами достижения цели выступают приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности.
Основные функции исследовательской деятельности:
- повышение эффективности усвоения студентами знаний, умений и навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных компетенций;
- способствовать становлению и развитию психических функций, как общих, так и специальных способностей, мотивации обучающихся, то есть, научно-исследовательская деятельность является образовательной технологией построения образования, ориентированной на решение задач развития студента, способом обновления содержания общего образования посредством развития деятельностных способностей;
- способ профессиональной подготовки. Задача построения непрерывного профессионального образования, отбора талантливых и мотивированных студентов с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;
- средство обретения студентами культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного общества. Это способность строить собственные отношения с явлениями окружающего мира, занимать авторскую позицию [5].
В связи с этим основные задачи исследовательского обучения заключаются в:
- приобретении навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одного из важных методов формирования представления об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. Поэтому при освоении исследовательского метода приобретается общая компетентность исследователя, проявляющаяся в умении строить достоверные представления об окружающем;
- развитии способности личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности;
- возможности введения человека в мир человеческой культуры посредством культуры научного сообщества – освоение принятых здесь способов и норм деятельности, восприятие на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.
Более ранняя специализация исследовательского направления позволяет глубже погрузиться в проблему за годы обучения в вузе и уже на уровне бакалавриата отработать технологии исследовательской деятельности, чтобы в рамках магистерской научной работы реализовать их в полной мере.
Организуя индивидуальное сопровождение студентов в рамках научно-исследовательской работы, тьютор проводит консультации, на которых координируется вся дальнейшая работа на всех этапах научно-исследовательской деятельности: рассматриваются проблемы и трудности процесса самообразования каждого студента, это обеспечивает индивидуализацию процесса развития [2].
Тьютор может помочь студенту в организации своего образовательного и исследовательского пространства. Прежде всего, тьютор знакомит студента с проблематикой научно-исследовательской деятельности факультета, кафедр и научных направлений исследований профессорско-преподавательского состава, в рамках которых он может проводить исследовательскую работу. Тьютор помогает в выборе направления исследовательской деятельности, обсуждая с обучающимся проблемы, связанные с исследованием того или иного предмета, возможные трудности в реализации планов исследования, материально-технические возможности факультета и университета для практического исследования, личностные ресурсы, необходимые для осуществления научно-исследовательских планов.
Следующая задача тьютора – помощь студенту в реализации выбранной позиции. Это может выражаться:
- в сотрудничестве тьютора с научными руководителями для совместного рассмотрения перспектив развития студента в выбранном направлении;
- в совместном поиске сторонних ресурсов, необходимых для решения исследовательских задач;
- предоставлении информационной базы событий, где могут быть реализованы результаты исследовательской деятельности (конференции, конкурсы исследовательских работ, научные школы);
- оптимизации учебного процесса, поскольку исследовательская деятельность является существенной дополнительной нагрузкой для студента;
- в решении некоторых финансовых вопросов, связанных, прежде всего, с направлением студентов за пределы вуза.
Таким образом, деятельность тьютора по оптимизации научно-исследовательской деятельности организуется на нескольких этапах: мотивационный – вхождение студента во взаимодействие с тьютором, определение готовности для продолжения сотрудничества; проектировочный – составление карты научного интереса, определение поля научной деятельности; исследовательский – оформление презентационного портфолио, отражающего результаты научных изысканий; рефлексивный – консультация тьютора по итогам презентации портфолио, определение перспектив дальнейшего научного поиска.
Важным фактором успешного исследования является разработанность направления исследования и наличие научной литературы в библиотечном фонде университета и других библиотеках города. Совместная работа с тьютором в этом направлении поможет студенту сделать осознанный выбор маршрута собственной исследовательской работы и активно продвигаться в обучении.
Следует отметить, что оптимизация научно-исследовательской деятельности студентов выражается в оказании помощи в определении проблемы самостоятельного исследования и прогнозирования его результатов; в создании рабочего плана исследовательской деятельности; в отборе методологического аппарата исследования; в выборе методов исследования, планировании педагогического эксперимента, анализе полученных результатов и обработке данных по проблеме исследования; в дальнейшем оформлении результатов исследования, которыми может быть статья, доклад, выпускная квалификационная работа [2].
Индивидуализация своего образовательного пространства – это несомненный риск для студента. И в этом случае опыт тьютора способствует оптимизации образовательного процесса, поможет снижению нагрузок на обучающегося, поможет оценить вероятность риска и по возможности минимизировать его.
Таким образом, тьюторская деятельность по оптимизации научно-исследовательской работы студентов должна быть подчинена следующим условиям: учёту интересов студента; созданию психологического комфорта и созданию ситуации успеха; участие в различных формах научной деятельности; стимулирование творческого и самостоятельного путей исследования и решения научно-исследовательских вопросов.