Современный мир столкнулся с массовым политическим насилием, который имеет широкое распространение в виде самых различных видов и форм, приносящих человеческому обществу огромный, порой невосполнимый ущерб, как в физическом, так и в материальном плане. От политического насилия не застрахована ни одна страна в мире.
Насилие - неотъемлемая часть всей человеческой истории. Политическое насилие используется как средство власти, так и в качестве формы протеста. Насилие, несмотря на его высокие социальные издержки и невысокую эффективность, используется еще с древнейших времен и применяется до сих пор. Современная политика часто отождествляется с политическим насилием, как с прямой, так и с косвенной его формами. Этим и объясняется актуальность глубокого исследования политического насилия.
Политический терроризм является одним из самых опасных видов политического насилия, особым видом политической борьбы деструктивных сил за власть и влияние на различные сферы социума. Главной целью для политического терроризма служит дестабилизация государственных режимов, возбуждение у населения чувство страха из-за беззащитности перед насилием, сменой государственной власти в стране.
Политический терроризм, как правило, осуществлялся небольшими политическими группировками, отличающимися своим пониманием жизни, нравственными нормами и ценностями.
Политический терроризм затрагивает все сферы существования современного общества - его безопасность, устойчивость функционирования политических институтов государства, стабильность социальных и международных отношений. Сегодня ущерб от террористических актов и социальной нестабильности становится сопоставимым с ущербом от полномасштабных военных действий.
Современная практика показывает, что различные преступные группировки тоже совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, воздействия на государственную власть, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Самым распространённым методом террора является насилие не в отношении носителей власти, а против мирных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора.
В данном случае политическое насилие представляет собой преднамеренное действие, направленное на причинение ущерба или полное уничтожение. Политическое насилие непосредственно связанно с политикой. Отличие политического насилия от других его форм состоит в широте, организованности и систематичности его применения. Право на легальное применение политического насилия имеет государство. Однако на практике политическое насилие используется как средство достижения политических целей и другими субъектами политики (политические партии, общественные движения, террористические организации).
В настоящее время наиболее распространенной формой политического насилия является политический терроризм. Политический терроризм можно определить как форму политического насилия, имеющую целью достижение определенных политических целей посредством физического устранения, запугивания, разрушения государственных институтов. При этом терроризм может обосновываться принципами социальной справедливости, революционной законности, добродетели.
Причину появления и распространения политического насилия следует искать в самой природе политики, которая всегда подразумевает борьбу за власть, что приводит к подавлению одних интересов другими. Масштабы и формы проявления политического насилия определяются такими факторами, как политический режим, острота возникающих конфликтов и традиции их разрешения, внешнеполитические условия, политическая и нравственная культура населения.
Исследования сущности политического насилия не имеют единого подхода к пониманию данного явления. И.М. Липатов определяет политическое насилие как идеологически обусловленную и материально обеспеченную деятельность классов, наций, социальных групп и реализующих их цели социальных институтов, направленная на применение средств принуждения, с целью завоевания, удержания, использования государственной власти, достижения политического господства на международной арене, управления социальными процессами в классовых интересах. А.И. Кугай предлагает следующее определение: «политическое насилие – это подавление или принудительное ограничение свободы воли социального субъекта, обусловленное действиями социальных сил: стремящихся к политической власти, ее осуществляющих, утверждающих определенный социально-политический идеал». В энциклопедическом словаре «Политология» политическое насилие определяется как «государственное насилие и насилие в прямом смысле этого слова. Насилие в первом значении - государственная власть, опирающаяся на право и ограниченная правом. Второе толкование-модус действия, направленный на намеренное нанесение ущерба субъектам действия или вещам либо на уничтожение последних» [1.].
Исходя из представленных определений, политическое насилие можно определить, как насилие, применяемое государственными либо негосударственными акторами с целью завоевания власти, ее использования, распределения, защиты либо для достижения определенных политических целей.
Роль политического насилия в истории не имеет однозначной оценки. Виднейшие мыслители-гуманисты, такие, как Дж.Локк и другие, признавали правомерность насилия как протеста против ущемления прав человека, узурпации власти и порабощения граждан, а также в условиях оборонительной войны. Немецкий философ Дюринг отводил насилию решающую роль в общественном развитии. Такой же позиции придерживался К. Маркс, определяя насилие как «повивальную бабку истории». Ленин и большевики признавали насилие как наиболее эффективное средство завоевания власти. Первостепенное значение насилия характерно и для фашизма [2.].
В исследованиях М. Вебера, Г. Моска и Г. Спенсера [3.] насилие рассматривается в качестве инструмента удержания и смены власти.
В период после Второй мировой войны появляется специальная отрасль науки, изучающая насилие, в том числе политическое - вайеленсология, отражающая европейское понимание этого вопроса.
Негативную оценку роли насилия дают пацифисты и сторонники концепции ненасилия (Л.Н. Толстой, М. Ганди и т.д.).
Суть этой концепции заключается в «непротивлении злу насилием» т.е. в отказе от насильственного подавления зла, разрешения конфликтов мирными средствами. В целом, насилие трактуется обществом как неизбежное зло, вытекающее из несовершенства самого человека и социальных отношений. Насилие, безусловно, является губительным для общества, оно влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, материальные затраты, нравственное разложение общества, его ожесточение и, как следствие, еще большее насилие.
Существует несколько классификаций политического насилия. В первую очередь, выделяют насилие физическое (непосредственное физическое воздействие) и косвенное (психологическое воздействие, в том числе и угроза насилия). В современном мире последний вид насилия встречается гораздо чаще, например, кибератаки, информационные войны и т.д. Однако и физическое насилие не утратило своей актуальности. Сегодня по всему миру можно наблюдать те или иные его формы: гражданская война на Украине, боевые столкновения в Йемене, война в Сирии, участившиеся террористические акты и пр.
Политическое насилие классифицируют по следующим основаниям: сфера действия (внутригосударственное и межгосударственное), степень организованности (стихийное и структурированное), количество участников (индивидуальное, коллективное и массовое), характер стратегии (оборонительное и наступательное), социальная природа (классовое, этническое, религиозное), используемые средства (вооруженное, невооруженное).
Наиболее полная классификация политического насилия представлена у Пиджакова:
1) виды по сфере действия (внутригосударственное и межгосударственное);
2) виды по отношению субъектов насилия к государственной власти (государственное и негосударственное);
3) виды по степени организованности (стихийное и структурированное);
4) виды по количеству участников (индивидуальное, коллективное, массовое);
5) виды по источнику инициативы (оборонительное и агрессивное);
6) виды по масштабу (единичное и массовое);
7) виды по интенсивности (высоко-, средне- и низкоинтенсивное);
8) виды по социальной характеристике субъекта насилия (социально-классовое, этническое, религиозное);
9) виды по направленности и глубине социальных последствий насилия (реформистское, радикальное, консервативное);
10) виды по способам воздействия на объект (демонстративное и инструментальное);
11) виды по используемым средствам (вооруженное и невооруженное)[4.].
Липатов выделял политическое насилие по следующим критериям:
→ по субъекту (государственное и оппозиционное);
→ по объекту (внутригосударственное и межгосударственное);
→ по средствам (вооруженное, правовое, экономическое, идеологическое);
→ по целям (революционное и реакционное);
→ по результатам (конструктивное и деструктивное);
Помимо видов политического насилия, выделяются также следующие формы насилия:
- бунт;
- столкновения политических группировок;
- восстание;
- гражданская война;
- партизанская война;
- переворот;
- терроризм;
- революция;
- репрессии [5].
Конец XX и начало XXI века в России характеризуется значительным увеличением террористических актов. Политический терроризм в научной литературе классифицируются: по численности и организованности участников, по использованному вооружению (одиночного, группового или массового поражения, спецсредств), по объему (масштабу) действий, по мотивам, цели и направленности, по последствиям (состоявшимся или ожидаемым), по материально-психологическому воздействию на людей.
Для России проблема политического насилия имеет особое значение в виду его большой роли на всех этапах истории страны: в период становления российского государства, расцвета абсолютной монархии, в период строительства социализма, в современных условиях.
Традиции политического насилия в российском обществе складывались на государственном уровне как в рационально-концептуальной форме, так и в виде народного протеста.
Насилие является определяющим признаком государственности. Его легитимность определяется легитимностью данного политического режима в государстве. Это тем более актуализирует проблему.
Особо высокая активность политического терроризма пришлась на период активной фазы войны в Чечне (1994-1996 гг.). Чеченские боевики, называвшие себя "армией генерала Дудаева", под руководством полевых командиров Радуева, Басаева и других совершили нападения: на город Будёновск и село Первомайское, где ими были взяты в заложники сотни людей. Благодаря высокой подготовке и информированности спецслужб Российской Федерации удалось предотвратить целый ряд террористических акций в Москве.
Позже основная форма "кавказского" политического террора стала меняться. В августе 1999 г. была предпринята попытка "поджечь" весь Кавказ. Большая группа террористов из Чечни вторглась в труднодоступные горные районы Дагестана, выдавая себя за повстанцев. Началась новая кавказская война по уничтожению Чечни.
Отдельные группировки боевиков периодически уничтожаются, но появляются вновь. В условиях значительного расселения "кавказской" диаспоры по всей территории России правоохранительные органы Российской Федерации вынуждены временно ограничивать конституционные права многих граждан; особенно выходцев с Кавказа и Средней Азии.
Религиозное течение "Ваххабизм", ратующее за "джихад" по всей стране, имеет сторонников не только на Северном Кавказе. Приверженцы этого течения ислама финансируются из-за границы. Другими источниками финансирования кавказского терроризма являются: незаконная экономическая деятельность, финансовые махинации, посредничество в незаконной торговле, наркобизнес, поступление средств из ряда исламских государств. Выкуп за освобождение заложников стал важным экономическим подспорьем в финансовом обеспечении сепаратистских группировок и террористов. Отдельные государства Персидского залива стремятся руководить политическим терроризмом в России, направленным в основном против русского народа. Кавказский терроризм процветает и в других государствах, расположенных на Кавказе: в Грузии, в Азербайджане, Таджикистане. Современный политический терроризм маскируется под обычные уголовные преступления (передел собственности и финансов).
Ряд террористических актов совершается для запугивания основного субъекта через нанесение удара по его окружению, например, убийство личного врача экс. премьера Российской Федерации В.С.Черномырдина.
Возрождается в России, как правый, так и леворадикальный терроризм. В 1997 г. группировкой "Реввоенсовет" были совершены террористические акты против памятников Петру I и Николаю II.
Проблема терроризма в России, пишут М.Н. Тихонов и М.М. Богословский, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной и общественной безопасности страны. И решаться она должна на государственном уровне.
Для повышения эффективности предупредительных мер Министерству иностранных дел (совместно с МВД, ФСБ, ФМС) необходимо предоставить полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций. Следует также ужесточить наказание за косвенное участие в террористических актах [6.].
Таким образом, политическое насилие широко используется как средство достижения политических целей, как со стороны государства, так и со стороны народных масс. В России политическое насилие имеет место на протяжении всей истории, что объясняется ее социальной структурой, политической традицией и культурой. Сегодня Россия все еще находится на переходном этапе развития демократического режима. В связи с чем, в России все больше утверждаются гуманистические ценности свободы, демократии и прав человека, что создает благоприятные условия для ограничения роли насилия в политической сфере, разрешения политических конфликтов мирными, ненасильственными средствами.