Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE LIFE AND WORK OF GERMAN PHYSICIAN JOSEF MENGELE

Chekodanova T.A. 1
1 Belgorod state national research University
This article presents the life and work of German Nazi doctor Joseph Mengele. During the great Patriotic war, he conducted inhuman experiments on prisoners in the Auschwitz Nazi camp, inspired by the fascist ideology. The experiments of Josef Mengele, as a doctor of genetics, was aimed mainly at increasing the birth rate of the Aryan race, which had, according to Mengele, the "right genes" and the sterilization of undesirables of other races, as well as to identify the limit of human capabilities. In this regard, people were subjected to frostbite, sterilization, dehydration, tested by temperature, pressure, implanted dangerous viruses. Many prisoners, especially twins, were subjected to organ transplantation and removal operations, often without anesthesia, after which the prisoners died in severe pain. He was a ruthless psychopath who killed hundreds of people, but made a big contribution to medicine, and the results of many experiments are still used in medical textbooks. After the war, Mengele was hiding for a long time, driven by his own paranoia. For his deeds Joseph Mengele, nicknamed the prisoners as "the angel of Death", and did not incur any punishment.
josef mengele
the "angel of death" auschwitz
a doctor
a medicine

Все мы знаем, что человека определяет среда, в которой он растет и воспитывается. Это утверждение правдиво и в отношении доктора - нациста Йозефа Менгеле. Йозеф Менгеле родился 16 марта 1911 года в Гюнцбурге (Бавария) в католической семье. У Йозефа была мать - Вальбурга Хапфауе, был и отец - Карл Менгеле, а среди двух братьев - Алоиса и Карла,  Менгеле был старшим [2; 4].

В семье будущего врача царила постоянная напряженность. Отец был владельцем крупнейшей в городе  фабрики по производству оборудования для фермеров «Карл Менгеле и сыновья», своему сыну он не уделял какого-либо внимания. По воспоминаниям самого Йозефа Менгеле, он был человеком холодным, отрешенным, помешанным на работе [4].

Мать Йозефа - женщина с очень тяжелым характером, жестокая и деспотичная, со склонностями к садизму. Ее боялись не только рабочие, которых она прилюдно порола за каждый проступок, но и ее муж и дети. Запуганные дети беспрекословно подчинялись ей, выполняли все ее требования – хорошо учились в школе, соблюдали католические обряды. Сам Йозеф Менгеле в мемуарах описывал свою мать как существо, не способное на любовь и ласку. Постоянные ссоры, невнимание со стороны родителей, насилие и жестокость матери, а впоследствии фашистская идеология – все это, несомненно, оставило след в сознании Йозефа и было одной из тех частичек, которые составили личность Доктора Смерть [4].

Предполагалось, что Йозеф впоследствии продолжит дело отца. Во время ВОВ их семья быстро разбогатела, так как Гитлер вкладывал в их фабрику немалые средства. Но Йозеф выбрал другой путь.

После окончания гимназии в 21 год Йозеф присоединился к организации «Стальной шлем» (1932), которая объединилась с нацистской организацией штурмовиков (СА) в 1933 году. Менгеле оставил организацию из-за проблем со здоровьем [2; 5].

Будущий доктор Освенцима изучал медицину и антропологию в университетах Мюнхена, Вены и Бонна. Он учился у доктора Эрнста Рюдина, который убеждал Менгеле, что призвание докторов в том, чтобы избавить расу от слабых и немощных, тех, кто жить недостоин. Под его руководством Менгеле защитил  докторскую диссертацию (1935) на тему: «Расовые различия структуры нижней челюсти». После этого Менгеле работал в клинике при Лейпцигском университете, где познакомился со своей будущей женой Иреной Шёнбайн, на которой женился 28 июля 1939 года. 1 января 1937 поступил в институт наследственности, биологии и расовой чистоты на должность научного ассистента. Он работал под началом  профессора Отмара фон Фершуера, который искренне восхищался Гитлером и его идеологией. В 1938 году Йозеф Менгеле получил степень доктора [2].

Год спустя  Менгеле вступил в нацистскую партию и в СС. В 40 х годах служил врачом саперного батальона в резервных медицинских войсках. В процессе службы получил несколько наград и звание гауптштурмфюрера СС.

В 1942 году получил ранение, несколько месяцев провел в госпитале и был признан непригодным к службе. После выздоровления 24 мая 1943 года получил должность доктора «цыганского лагеря» в Освенциме, где и развeрнул свою научную дeятeльнoсть. В 1944 году родился  единственный сын Рольф. В августе 1944 года часть лагеря была закрыта, а все её узники уничтожены в газовых камерах. После этого Менгеле был назначен главным врачом Биркенау (одного из внутренних лaгерей Освенцима) [2; 5].

В Аушвитце (Освенциме) Менгеле провел 21 месяц. За это время он успел уничтожить десятки тысяч человек. Первое, что сделал только что прибывший молодой доктор – остановил эпидемию тифа, отправив  2 барака (более тысячи человек в одном и 600 в другом) в газовую камеру. Остановить болезнь по-другому Менгеле даже и не пытался [1; 3].

 Начиная с 1943 года, в лагерь поступало огромное количество заключённых. Большая часть узников не подходила для изнурительных работ на благо Третьего Рейха, и их следовало уничтожить. Но организаторы концлагеря были людьми практичными, а потому как новоявленному доктору необходим был материал для научных исследований, решили использовать определенную часть узников в качестве этого самого «материала» [5].

Менгеле развернул довольно бурную деятельность в лагере, он никогда не уставал. По воспоминаниям его помощников, он проводил несчетное количество времени за своими микроскопами и пробирками, либо долгое время изучал внутренние органы в халате, обагренном кровью. Он выполнял множество работы, которой от него не требовали, поэтому  многие ошибочно считали его главным врачом концлагеря, но на самом деле Йозеф Менгеле занимал должность старшего врача женских бараков, а главным врачом Освенцима был Эдуард Виртс [1].

 Начальство считало его упорным трудолюбивым сотрудником, тратящим все свое время во имя науки. Самому же Менгелю приносила необычайное наслаждение его власть над чужими судьбами. Скорее всего, этот человек страдал крайней формой психического расстройства. Выжившие очевидцы рассказывали, что Менгеле сам лично занимался отбором узников, прибывающих в лагерь, даже когда от него этого не требовалось. Каждый раз, когда поезд доставлял в Освенцим очередных узников, Менгеле заставлял их, измученных и изнеможённых, раздеваться догола и выстраиваться в очередь. По воспоминаниям жертв, он был всегда в хорошем расположении духа, с улыбкой, в идеально выглаженной форме и начищенных до блеска сапогах, вежливый, холодно-спокойный, что наводило ужас.  Напевая мелодию из оперы, он взмахивал рукой с хлыстом, распределяя людей направо - на мучительную смерть в газовых камерах Аушвитца, и налево – на непосильный труд на производстве. Но тех, кого отправляли налево, ждало нечто более страшное, чем газовые камеры. Каждый из заключенных рисковал попасть на нечеловеческие опыты улыбчивого доктора Менгеле. Менгеле считал себя Богом, властным над человеческими судьбами. Одна из выживших узников Кристина Живульская  вспоминает  случай: узница, приговоренная доктором Менгеле к смерти, не идет, а бежит в газовую камеру. Потому как смерть от ядовитого газа не так страшна, как мучения от опытов того же Менгеле [1; 4; 5].

Об опытах Йозефа Менгеле ходят такие истории, от которых холодок пробегает по телу. Он был захвачен идеей фашизма, считал свою расу особенной. В связи с этим основной его задачей было увеличение рождаемости и выживаемости идеальной арийской расы, и уничтожение других. Для этого он пользовался принципами науки евгеники, которая гласила, что гены человечества можно разделить на "правильные" и "неправильные". К «правильным» генам Менгеле относил гены арийской расы и нордической (гены викингов), а славян, цыган и евреев следовало ограничивать и контролировать. Ища ответы на свои вопросы, Менгеле анатомировал живых младенцев, кастрировал мальчиков и мужчин без использования анестетиков, подвергал женщин ударам тока высокого напряжения, испытывал холодом, температурой, давлением, облучением с целью тестирования выносливости. Стерилизовал женщин и вживлял опасные вирусы, обкладывал узников  кусками льда, измеряя и сравнивая температуру тела. Когда один из заключенных умирал - приводили другого [2; 3; 4; 6].

Для определения максимально критического давления, которое может выдержать человек, была создана барокамера. В ней узников разрывало на куски [6].

Часто Менгеле проводил опыты, не имеющие особого смысла, а лишь для утоления своей «жажды крови». Многих «испытуемых» даже вскрывали еще в живом состоянии [5].

Исследуя голодных маленьких детей, Менгеле заметил, что их кровь очень чиста, а это значит, что она очень пригодилась бы раненым немецким солдатам. Один из освобожденных узников  Освенцима Иван Васильевич Чуприн вспоминает, что как-то к ним привезли совсем маленьких детей младше семи лет, согнали всех в блок 19, из которого стали доноситься крики и плач, но вскоре наступила тишина. Кровь из юных узников выкачивали полностью. Только потом, возвращаясь с работы, он увидел  груды детских тел, которых позже сожгли в вырытых ямах, пламя из которых вырывалось вверх на несколько метров [1].

Особый интерес доктора Менгеле вызывали люди с какими- либо отклонениями - карлики, инвалиды, а так же близнецы. Известна еврейская семья карликов Овиц, кoторую ученый вoспринимал, как личных лабораторных крыс. Он обеспечил им хорошее питание и содержание между бесчеловечными экспериментами [3].

Близнецы интересовали ученого не меньше. Их можно было использовать для исследования по вопросам генетики – Менгеле хотел найти способ, с помощью которого арийская женщина рожала бы сразу двоих детей, а не одного. Когда в Освенцим привозили близнецов, Менгеле терпеливо и тщательно замерял каждый сантиметр их тел, чтобы выявить сходства и различия. Затем их поселяли в специальных бараках, хорошо кормили, даже давали игрушки и сладости, но это делалось для того, чтобы на момент опыта они не боялись доктора Смерть. Эксперименты над близнецами были одними из самых жесточайших. Детям ампутировали конечности, заражали тифом и переливали кровь, сшивали друг с другом, и пересаживали органы от одного к другому, впрыскивали различные химикаты в глаза, чтобы узнать, можно ли из еврейских карих глаз сделать арийские голубые. Интерес к близнецам был высок еще и потому, что это был удобный способ для установления влияния окружающей среды на развитие организма, ведь одинаковые организмы близнецов не всегда одинаково реагировали на одно и то же вмешательство в них. Как-то к Доктору Менгеле попали два близнеца, один из которых хорошо пел, а у другого не было голоса. Чтобы узнать, в чем различие, он вырезал обоим голосовые связки [1; 2; 3].

 Описан случай попытки Менгеле создать сиамских близнецов путем сшивания тел детей. Операции подверглись близнецы из цыганской семьи, после чего они умерли от заражения крови, испытав невероятные мучения. Умертвив близнецов, Менгеле тщательно изучал их внутренние органы. За все время экспериментов из более чем шестнадцати тысяч близнецов в живых остались не более трехсот человек [3].

Менгеле вошел в историю как один из символов нацистского рейха. Его улыбчивость и мягкие манеры заставили узников концлагеря «Освенцим» называть его «Ангелом Смерти» [1].

За четыре месяца до окончания Второй мировой войны узники Освенцима были освобождены. К тому времени осталось их немного. Было установлено, что в лагере погибло почти полтора миллиона человек. В апреле 1945-го Менгеле покинул Освенцим, забрав с собой самые важные записи, опасаясь советских войск. Будучи объявленным военным преступником, он, переодевшись в форму солдата, бежал из Германии на запад, в Южную Америку. Менгеле не смогли опознать только потому, что у него не было обычной для эсэсовцев татуировки с группой крови, потому что он не захотел портить ею свою идеальную кожу. Об этом впоследствии рассказала его жена, упомянув, что Менгеле боготворил свое тело и часами любовался собой у зеркала. Поскольку личность Менгеле не установили, доктор избежал ареста. У нераскаявшегося нациста развилась паранойя, он часто переселялся с места на место, опасаясь наказания. Сначала он скрывался в Баварии, затем в 1949 году переселился в Аргентину.  В 1958 году развёлся со своей первой женой и женился на вдове брата, Марте.  С 1958 по 1960 годы жил с семьёй в немецком пансионе пригорода Буэнос-Айреса. Медицину Менгеле не бросил и занимался ею нелегально, часто проводя аборты. После поимки Адольфа Эйхмана в Аргентине, Менгеле бежал за Парагвай, затем в Бразилию, где и умер во время купания в море от инсульта 7 февраля 1979 года [2; 5; 6].

По иронии судьбы, Менгеле смог избежать наказания. Его могила была обнаружена только в 1985 году, а о том, что в ней лежат именно его останки, было доказано лишь в 1992 году. После эксгумации могилы останки Менгеле хранились в Институте судебной медицины Сан-Паулу, а с 2016 года используются в качестве учебного материала на факультете медицины Университета Сан-Паулу [2].

Правда о лагере под названием "Освенцим" (Аушвиц) потрясла весь мир. Исследования сегодня продолжаются. Написано множество книг и снято немало фильмов на эту тему, но большинство из этого фантазии. А сам Аушвиц в наше время - это символ мучительной, тяжелой смерти [5].