Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RESEARCH OF THE INFORMATION SYSTEM FOR DATA MANAGEMENT ABOUT GRADUATES OF THE UNIVERSITY BY T. SAATI 'S BY METHOD

Chernikov N.A. 1 Rybanov A.A. 1
1 Volzhsky Polytechnical Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Volzhsky
In the scientific article the way of quantitative estimation of the existing systems of data management about graduates of higher education institution is investigated. The quantitative evaluation of the programs is based on a step-by-step process belonging to the American mathematician Thomas Saati. In 1970 he developed the decision-making process, which he called "Analityc hierarchy process" (AHP). AHP is based on the same linear convolution, but estimates of alternatives and criteria weights are obtained in a special way. The authors of the Russian edition translated this name as "analytic hierarchy process". This method is used to determine the weight coefficients of quality measures, and as an expert estimation method for obtaining quantitative values of integral quality measures. It belongs to the class of criteria and occupies a special place due to the fact that it has become extremely widespread and is actively used to this day, especially in the United States. For that reason, it deserves a detailed description in a separate section. One should not think that its outstanding popularity is due to any important advantages of this method compared to others. On the basis of this method, quite serious decision support systems have been developed, for example " Expert choice"
web-service
data on graduates
saati method

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время система управления данными о выпускниках Волжского политехнического учреждения стала неактуальной и необходима в модернизации. Для того чтобы наглядно понять, что нужно усовершенствовать, мы тщательно рассмотрели пять аналогичных системных разработок по заданной теме. Исследование информационной системы управления является довольной широкой темой, должна быть понятным всем пользователям. В результате анализа пяти web-сервисов разработок, выявлены некоторые общие меры, придерживаясь которых можно достичь оптимальной структуры системы. Их более детальному рассмотрению посвящена эта работа.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Чтобы модернизировать систему управления данными о выпускниках университета требуется провести анализ пяти web-сервисов разработок. В них найти некоторые общие меры, придерживаясь которых необходимо достичь оптимальной структуры системы. Которая соответствует нынешним стандартам Веб-дизайна оформления сайта и удобным в обращении функционалом для пользователей. В настоящее время компьютерная поддержка процесса разработки и анализа информационной системы управления данными о выпускниках университета является актуальной задачей.

Цель данной работы: повышение эффективности системы управления данными о выпускниках университета по средствам анализа существующих систем.

ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ О ВЫПУСКНИКАХ ВУЗА МЕТОДОМ Т.СААТИ

Для исследования web-сервисов систем управления данными о выпускниках университета, могут быть использованы следующие web-сервисы: Челябинский государственный университет, Санкт-Петербургского Университета, Нижегородский Государственный Университет, Волгоградская консерватория им. П.А.Серебрякова, Волжский политехнический институт(филиал) ВолгГТУ.

Проведем сравнительный анализ данных web-сервисов с точки зрения их применения для информационной системы управления.

Для сравнительного анализа информационной системы управления данными о выпускниках университета выберем следующие меры:

1) A1 – Параметр поиска;

2) А2 – Обратная связь;

3) A3 – Личный профиль выпускника;

4) A4 – Регистрация;

5) A5 – Визуальная оценка сайта;

Для определения весов меры применим аналитический иерархический метод Саати. Правила заполнения матрицы парных сравнений, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значения коэффициентов матрицы парных сравнений.

Xij

Значение

1

i-й и j-й мера примерно равноценны

3

i-й мера незначительно лучше j-го

5

i-й мера лучше j-го

7

i-й мера значительно лучше j-го

9

i-й мера явно лучше j-го

 

Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса меры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса меры.

 

A1

A2

A3

A4

A5

Ср. геометрич.

Веса меры

A1

1,00

7,00

1,00

2,00

0,50

1,48

0,26

A2

0,14

1,00

0,33

0,33

0,50

0,38

0,07

A3

1,00

3,00

1,00

2,00

2,00

1,64

0,29

A4

0,50

3,00

0,50

1,00

0,33

0,76

0,13

A5

2,00

2,00

0,50

3,00

1,00

1,43

0,25

Сумма

5,69

1,00

 

Диаграмма весовых коэффициентов для меры A1, A2, A3, A4, A5 представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Весовые коэффициенты меры качества

На рисунке весовых коэффициентов мер качества можно наглядно увидеть три параметра наиболее важных для разработки системы. Основные функционалы сайта: личный профиль выпускника и параметр поиска, показали самые высокие показатели. Также стоит обратить внимание на визуальное оформление web-сервиса.

Суммы столбцов матрицы парных сравнений:

R1=4,64; R2=16,00; R3=3,33; R4=8,33; R5=4,33;

Путем сложения произведений сумм столбцов матрицы на весовые коэффициенты альтернатив вычисляется вспомогательная величина L=5,44.

Индексом согласованности ИС=(L-N)/(N-1) = 0.11.

Величина случайной согласованности для размерности матрицы парных сравнений: СлС = 1.12.

Отношение согласованности ОС=ИС/СлС = 0.10 не превышает

0.2, поэтому уточнение матрицы парных сравнений не требуется. [1,2]

Используя полученные коэффициенты, определим интегральный показатель качества для систем управления данными о выпускниках в виде графов:

1) Сайт Выпускники ЧГУ;

2) Сайт Выпускники СПбГУ;

3) Сайт Выпускники НГУ;

4) Сайт Выпускники Волг.Консерватория;

5) Сайт Выпускники ВолГТУ.

Подберем категориальную шкалу с 0 вплоть до 7. Назначим целью оценки качества реализации исследуемых выше меры (в каком месте 0 – свойство никак не приемлемо, 7 – максимально достигаемая степень свойства в нынешнем периоде). Направление оценок необходима для многофункциональных способностей web-сервисов. [6-9]

Значения весовых коэффициентов, соответствующие функциональным возможностям. (таблица 2):

1) A1 – Параметр поиска a1 = 0,26;

2) А2 – Обратная связь a2 = 0,07;

3) A3 – Личный профиль выпускника a3 = 0,29;

4) A4 – Регистрация a4 = 0,13;

5) A5 – Визуальная оценка сайта a5 = 0,25;

где ∑ai = 1.

Найдем количественные значения функциональных возможностей (таблица 3). Получим интегральный показатель качества для каждого web-сервиса.

Таблица 3. Интегральные показатели качества.

Выпускники университетов

Базовые значения

 

Вес. Коэф.

ЧГУ

СПбГУ

НГУ

Волг.Конс

ВолГТУ

 

A1

0,26

4

7

3

0

2

3,2

A2

0,07

4

6

0

2

7

3,8

A3

0,29

4

6

0

5

7

4,4

A4

0,13

0

5

0

0

7

2,4

A5

0,25

4

7

3

1

4

3,8

Q

3,47

6,38

1,53

1,83

4,95

3,63

 

где Qj=∑ai*Xij интегральный показатель качества для j-го web-сервиса. [1-5]

Построим лепестковую диаграмму интегрального показателя качества каждого web-сервиса. (рисунок 2).

Рис. 2. Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества web-сервисов.

Рассмотрев лепестковую диаграмму интегральных показателей качества web-сервисов можно наглядно увидеть два превышающих значений. Web-сервисы Санкт-Петербургского Университета и Волжского политехнического института имеют самые высокие показатели качества среди остальных трех сервисов.

ВЫВОД

Сравнительный анализ web-сервисов систем управления данными о выпускниках университетов показал, что только два с пяти исследуемых web-сервисов средств имеют значения интегрального показателя качества. Которые на много превышают среднею базисную ценность. Только лишь два с пяти исследуемых, два с подобных web-сервисов: Санкт-Петербургского Университета, Волжский политехнический институт. Обнаруженные недочетов web-сервисов управления данными о выпускниках университетов выявили в трёх системах. Web-сервисы которые под названием: Челябинский государственный университет, Нижегородский Государственный Университет, Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова в них не учитывается модули как обратная связь, регистрация, визуальная оценка.