«Там зданье лучшее острог…», так в поэме «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтов охарактеризовал провинциальный Тамбов. Когда острог возводился, ему выделялось место за городской чертой, спустя 180 лет город сильно изменился, заметно расширил свои границы, и тюрьма, находившаяся ранее на окраине, теперь оказалась в центре. [1] Здание тюремного замка, обветшало, обросло заборами, колючей проволокой и десятком пристроек, и в настоящее время продолжает функционировать в качестве исправительной колонии №1 в самом сердце областного центра. Здесь отбывают наказание полторы тысячи осужденных. Сама по себе колония – строгого режима, это значит, что в центре города за деревянным забором, едят, спят, работают приговорённые за совершение особо тяжких преступлений. Мало кто из жителей города рады такому соседству.
Не только жители Тамбова столкнулись с проблемой тесного контакта пенитенциарного учреждения и активной центральной части города. На начало двадцать первого века практически в каждом крупном российском городе в самом центре располагается действующая тюрьма. Эта проблема остро стоит как для многих областных административных центров Владимир, Екатеринбург, Астрахань, Чебоксары, Тамбов, так и для городов федерального значения Москва (Бутырская тюрьма, Матросская тишина), Санкт-Петербург (Кресты). На рис1. приведены карты российских городов, где штриховкой выделен исторический центр и указаны действующие пенитенциарные учреждения.
На примере данных схем можно проследить, как изменились очертаниях и границы городов. Процесс урбанизации неумолимо ускорял развитие периферии, увеличение численности населения, приток рабочей силы в города, повышение качества жизни все это стерло границы между исторически значимым центром и новыми районами. Сейчас уже с трудом можно различить, где заканчивается история и начинается современность.
Согласно определению, Schuiling D., Pflug M., Straub J. исторический центр – «часть города, которая была расположена в пределах последней оборонительной стены, которая была разрушена в девятнадцатом веке, для того, чтобы вместить сильно увеличившееся население и обеспечить необходимый дальнейший рост города».[6]
Если современный центр города является центральным в функциональном смысле, то «исторический - отражает его развитие и свидетельствует об архитектурном, культурном, социальном и политическом прошлом».[2]
Почему же тюрьма в центре города — дело недопустимое? На поверхности лежит сугубо эстетический момент: глухие стены закрыты трехметровым забором, нетривиальный фасад, узкие окна, колючая проволока. Для российских пенитенциарных учреждений, зачастую нехарактерно наличие архитектурно-фигуральной концепции. Как правило, все корпуса, сооружения и помещения размещаются в пределах учреждения хаотично, в своем большинстве они между собой не объединены.[5]
Следует вспомнить и о самих осужденных. Условия содержания в тюремных зданиях, которым уже более полутора века, нельзя назвать гуманными - тесные помещения, устаревая система канализации, отсутствие вентиляции, сырость. Эмоционально непросто заключенным находиться в центре города, и не иметь возможности попасть на оживленную улицу.
Рис.1 Действующие пенитенциарные учреждения в границах исторического центра города
Нелегко приходится и населению района, соседствующему с пенитенциарным учреждением, угнетающая картина - когда из окна квартиры открывается вид на тюремное существование. Помимо всего прочего, исправительные учреждения как правило заняты вредным производством, ухудшающим общую экологическую ситуацию в городе.
В стремительно развивающемся городе резервы земли в центре уже исчерпаны, не хватает рекреационных пространств, парков и скверов. В подобной ситуации держать в центре то, что здесь не нужно ни одному из горожан, — это вопиющее расточительство, подобные объекты должны находится вне территории города. Отталкивающий внешний вид, узкие окна с решетками, высокие стены калечат самую ценную часть с точки зрения культуры - исторический центр.
Исторические центры городов являются старейшими архитектурными ансамблями, и там находятся самые главные архитектурные памятники, которые сыграли важную роль в социальной, экономической и культурной жизни горожан. Нередко и пенитенциарные учреждения являют собой отпечаток социальных и политических событий в истории страны, отражают определенный культурный срез своего времени, имеют статус памятника истории и культуры.
Если опираться на зарубежный и отечественный опыт, то зачастую исторически значимые архитектурные объекты пенитенциарных учреждений преобразуются в музеи и туристические выставочные комплексы, так случилось с тюрьмой-музеем Килмэйхэн в Дублине, островом-музеем Алькатрас в Сан-Франциско, Нижегородским острогом, тюрьмой Трубецкого бастиона в Санкт-Петербурге.
Одним из наиболее эффективных способов оживления пришедших в упадок исторически значимых зданий и территорий является ревитализация. Она дает возможность максимально использовать рекреационный потенциал территорий, новая функция создает более прочную связь между архитектурой и обществом. Единая форма архитектурного объекта отражает способ его организации и способ существования в связи среды и культуры.
Главная задача ревитализации - социализация пространства, она предполагает модернизацию зданий и прилегающей территории, продумывается индивидуальная концепция и интересные сценарии использования. [4] Ревитализация является частью культурного переосмысления архитектурного наследия, здание наделяется новой функцией и интегрируется в архитектурную ткань города как совершенно новый, уникальный объект (бывшая бостонская тюрьма, ставшая отелем The Liberty Hotel; здание тюрьмы XIX века в Испании ставшее культурным центром города Centro Civico; Отель Malmaison Oxford Castle, расположенный в Оксфорде, устроен в бывшем исправительном учреждении; культурно-развлекательный комплекс острова Новая Голландия, бывшее здание тюрьмы «Бутылка», Санкт-Петербург).
Люди постигают архитектуру зданий на эмоциональном уровне, ежедневно взаимодействуя с застроенной средой, она так или иначе влияет на наши мысли, действия, чувства.[3] Облик пенитенциарных учреждений создает у жителей и гостей города угнетающее эмоционально впечатление полицейского государства, ощущение несвободы, тревоги и небезопасности, вероятность побега осужденных и захвата заложников возрастает при размещение пенитенциарного учреждения в самом центре города.
Город как живой организм со временем меняется и трансформируется, центр города оставаясь исторически значимой культурной частью модифицируется, обновляется, то что раньше было на окраине неожиданно становится существенной частью города.
Сейчас очень актуальна тема реформирования пенитенциарной системы России и модернизации российских исправительных учреждений. Здания тюремных замков, построенные в XIX веке морально и физически устарели и не могут отвечать современным требованиям. Их необходимо кардинально перестраивать под новые условия, зачастую это является невозможным в виду того, что здание имеет статус объекта культурного или архитектурного наследия, и подлежит сохранению в первозданном виде. Остается единственных выход – перенос пенитенциарного учреждения на новое место. Очевидно, что затраты на строительство новых тюремных зданий, подходящих под европейские стандарты непосильны для муниципального бюджета, развитие территорий станет возможным только при условии частичного вовлечения в процессы частных инвестиций.
Подводя итог, можно выделить следующие негативные аспекты пенитенциарных учреждений, находящихся в черте города:
· Эстетические - отталкивающий внешний вид, визуально недружелюбная среда, отсутствие архитектурно-фигуральной концепции зданий;
· Угроза безопасности жизни граждан - высокая вероятность побега осужденных, опасность захвата в заложники мирного населения, беглецу легче скрыться в оживленном центре;
· Территориальные – ценные резервы земли в центре заняты исправительным учреждение, которое по многочисленным причинам должно находиться за чертой города;
· Психологические – угнетающее эмоциональное воздействие на жителей и гостей города, формирующее стереотипный образ тоталитарного государства, для заключенных психологически тяжело находится в непосредственной близости от оживленного города, но не иметь возможности выбраться на свободу;
· Экологические – пенитенциарные учреждения зачастую заняты вредным производством, что негативно сказывается на экологической обстановке в городе;
· Социокультурные - отсутствие пространства общего пользования для граждан, утраченная возможность для создания нового рекреационного пространства;
Таким образом проблема пенитенциарных учреждений, занимающих резервы земли в историческом центре городов требует комплексного подхода, необходимо определить в чем действительно нуждается современная урбанистическая среда. Архитектурному сообществу необходимо разработать стратегию и архитектурные сценарии адаптации пенитенциарных объектов. Определить новое назначение, содержание, вариативность применения допустимых архитектурных и конструктивных средств, обеспечивающих сохранность аутентичности памятника пенитенциарной архитектуры или варианты конверсии территории объекта.
Такая ценная в культурном и градостроительном плане территория должна быть включена в активный городской оборот, количество спящих гектаров в центре города следует уменьшить. Когда ценные площади городских земель исторического центра заняты рудиментами, пережитками прошлого, город теряет предпосылки для формирования пространства, обращенного к желаниям и потребностям жителей настоящего.