Актуальность изучения ценностно-смыслового саморазвития подрастающего поколения обусловлена кризисом ценностей в России. Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков – благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов. Сейчас в образовательном процессе школы большое внимание уделяется ценностно-смысловому саморазвитию личности. Мы рассмотрим саморазвитие личности подростка в условиях сельской школы. Основной акцент в данном вопросе будет делаться на изучении уровня воспитанности как показателя ценностного саморазвития.
Опираясь на исследования Братуся Б.С., мы определяем способность подростка к саморазвитию как сложное интегративное личностное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе. Ценностно-смысловое саморазвитие личности включает в себя два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов [3]. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентаций личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. По его мнению, моральные суждения проявляются в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости» и формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом [4].
В работе с подростками педагогам нужно учитывать, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. А.В. Кирьякова подчеркивает, что именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения [1]. Поэтому при изучении особенностей саморазвития личности подростка необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций. В сегодняшнем, быстро меняющемся, мире приоритетным направлением остаются общечеловеческие ценности, которые необходимо формировать еще в школе. Что же такое ценность? Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели. Ценности представляют собой такую форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для удовлетворения его потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности.
Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации современности становится переход к ценностной парадигме (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, В.А. Караковский, Г.Б. Корнетов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и другие), что определяет повышенное внимание к формированию ценностно-смысловой сферы ребенка как основному компоненту внутреннего мира личности.
Как же нам понять внутрений мир подростка? Существует достаточное количество диагностических методик для его изучения, но именно изучение уровня воспитанности покажет, насколько подросток обладает общечеловеческими качествами и как они повлияют на развитие внутреннего мира и ценностных категорий. Как мы знаем, существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и сам ученик оказывает влияние на развитие своих одноклассников. Поэтому в школе постоянно ведется работа, связанная с выявлением уровня воспитанности учеников и факторов, которые на него влияют. В шестом классе сельской школы N. в 2016–2017 уч.году была применена диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся Н.П. Капустиной с целью подтверждения влияния учеников, классного руководителя и учителей-предметников друг на друга. В исследовании приняло участие 20 обучающихся в возрасте от 12 до 13 лет. Диагностировались следующие параметры воспитанности (качества):
• Ответственность
• Бережливость
• Дисциплинированность
• Ответственное отношение к учению
• Отношение к труду
• Коллективизм и товарищество
• Доброта и отзывчивость
• Честность
• Простота и скромность
• Культурный уровень
Уровень воспитанности оценивался по 5-балльной системе. Лист ответов каждого диагностируемого был обработан с использованием математических методов. Качество считалось сформированным, если показатели соответсвовали следующим результатам:
• до 0,5 – низкий уровень воспитанности;
• 0,6 – уровень воспитанности ниже среднего;
• 0,7 – 0,8 средний уровень воспитанности;
• до 0,9 уровень воспитанности выше среднего;
• 0,9 – 1 – высокий уровень воспитанности.
По результатам диагностики также определялся общий уровень воспитанности обучающихся (путем нахождения среднего арифметического). И уже затем делались определенные выводы об уровне воспитанности класса, для каждого из которых характерны определенные показатели:
Низкий уровень предполагает: слабое, неустойчивое положительное поведение.
Уровень воспитанности ниже среднего регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Среднему уровеню свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Уровню воспитанности выше среднего свойственна положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень характеризуется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении, проявлением активной общественной и гражданской позиции [2].
Полученные в ходе диагностики результаты отражены на рис. 1. После диагностического исследования было принято решение продолжать работу по повышению уровня воспитанности учащихся. Для этого классным руководителем проводились мероприятия, направленые на развитие ценностных качеств личности. Основная работа велась по модулям: «Я – гражданин», «Я – человек», «Я и труд», «Я и здоровье», «Я и природа», «Я и культура». Также учащиеся были вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность школы, а именно:
Название |
Модуль |
Классный час « Твоя будущая профессия» |
Я – гражданин |
«Осенний блюз» – внеклассное мероприятие |
Я и культура |
Фитнес-фестиваль «Движение – жизнь» |
Я и здоровье |
Беседа «Проблемы переходного возраста», «Управляй своим здоровьем» (совместно с Жижиной С.С.) |
Я и здоровье |
Классный час «Мы – патриоты» (посещение ветерана, возложение цветов к памятнику) |
Я – гражданин |
Чаепитие |
Я и культура |
Снятие видеороликов к 8 марта и 23 февралю, а также нового направления «Манекен челлендж». |
Я – человек Я и культура |
Игра в волейбол на каникулах. |
Я и здоровье |
Поездка в аквапарк |
Я и здоровье Я и культура |
Совместная работа проводилась и с родителями, основными вопросами на родительских собраниях были: школьная медиация, профилактика суицидов, роль родитель в обучении и т.д.
В конце второго полугодия учебного года мы вновь провели диагностику по методике Н.П. Капустиной (см. рисунок).
Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод о том, что в целом уровень воспитанности класса не изменился (остался прежним – средний уровень), но изменилась его структура. Уровень воспитанности ученицы М., изменился со среднего на высокий, это связано с вовлечением учащейся в секции (волейбольная) и кружки (Dance-mix), а также возросшим вниманием родителей.
Результаты диагностики уровня воспитанности подростков
К сожалению, диагностика выявила и проблемы: уровень воспитанности ученицы Я. изменился с высокого на средний. На наш взгляд, это связано с изменением окружения ученицы, которая стала общаться с компанией старших ребят, ведущих неправильный образ жизни (использование нецензурной лексики, употребление табачной и алкогольной продукции).
Исходя из этого, необходимо отметить, что система ценностей в подростковом возрасте еще не установилась и находится в стадии своего активного формирования [5]. В данном случае необходимо проявить бдительность со стороны школы, классного руководителя и родителей на становление личности подростка, а именно активно вовлекать подростков в классную, внеклассную и дополнительныю работу. Проводить беседы, круглые столы, встречи с интересными людьми, направленные на привитие таких качеств, как ответственность, коллективизм и др.