Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF INTELLECTUAL GIFTEDNESS AND BASIC NEEDS OF THE STUDENTS OF CREATIVE SPECIALITIES OF SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Kizilova D.V. 1
1 Belgorod state national research University
The article discusses the issue of succession of secondary vocational and higher educational institutions, as well as the problem of transition of students secondary vocational education at the highest level of education. To solve this problem, has studied methods to identify intellectual giftedness and basic needs, psychologists Grebneva V. V. and Howard Gardner. After describing the methods an experiment was conducted among students of secondary vocational and higher educational institutions. As a result of the experiment, a comparative analysis of the tested groups of students. The peculiarities of people with a developed visual-spatial intelligence and genophilic type needs. In the course of the obtained data revealed similarity of the test results, and it suggests, training and adaptation period, students of secondary vocational education will be easier, then graduates of secondary schools.
continuity
basic needs
instincts
genialny type
altruism
visual-spatial intelligence
student
secondary vocational education
higher educational institute

В системе образование существует такое понятие, как преемственность образовательных учреждений. Выпускники учреждений СПО (колледж) имеет возможность продолжить обучение в институте по ускоренной (сокращённой) программе обучения или же выбрать очную/заочную форму обучения. Данная форма взаимодействия позволяет развиваться учреждениям средне-профессиональное образование, и помогает им соответствовать постоянно меняющимся требованиям со стороны общества к их выпускникам.

Выпускники учреждений СПО (колледж), имея за плечами трудовой стаж и опыт, а также полностью осознав свой выбор, продолжая обучение в вузе, демонстрируют высокую мотивацию к получению высшего образования, умение решать стереотипные и диагностические задачи, практические знания по специальным предметам, деловитость, организованность. В то же время переход к более высокой ступени обучения не бывает безболезненным. Иллюзия всезнания подчас снижает интерес к изучению нового в профессии. В связи с этим особенную актуальность приобретает проблема сравнительного анализа интеллектуальной одаренности и базовых потребностей у студентов творческих специальностей СПО и ВУЗ.

Поскольку предметом исследования является сравнительного анализа интеллектуальной одаренности студентов, остановимся на обосновании данного термина. При разработке данного понятия мы исходили из структуры интеллекта, предложенной американским психологом Говардом Гарднером (Howard Gardner). В своих работах Гарднер выделил семь типов интеллекта: 1 – визуально-пространственный, 2 – телесно-двигательный или кинестетический, 3 – музыкально-ритмический или аудиальный, 4 – лингвистический, 5 – логико-математический, 6 – внутриличностный, 7 – межличностный. [1]

Как утверждают некоторые ученые, наиболее эффективным условием развития любого вида интеллекта, является наличие базовой и актуальной потребности. Мы в данной статье остановимся на фразеологическом экспресс-тесте на выявление ведущего типа потребностей автора Гребневой В.В. Она выдвигает концепцию следующих потребностей – инстинктов человека: 1 – Эгофильный тип, 2 – Генофильный тип, 3 – Альтруистический тип, 4 – Исследовательский тип, 5 – Доминантный тип, 6 – Либертофильный тип, 7 – Дигнитофильный [3].

Мы предполагаем, что профили базовых потребностей и интеллекта у студентов СПО И ВУЗа могут быть похоже, что положительно влияет на дальнейшую судьбу выпускников СПО. Для проверки данной гипотезы нами была проведена диагностика на выявление интеллекта по методике Гарднера и базовой потребности по методике Гребневой В.В. В эксперименте приняли участие испытуемые студенты НИУ «БелГУ» профиля подготовки Изобразительное искусство и мировая художественная культура в количестве 24 человек. В результате были определены средние уровни изучаемых показателей по выборке. Сравнение профиля базовых потребностей и профиля интеллекта представлено на графике (рис. 1).

Также в эксперименте приняли участие испытуемые студенты ОГАПОУ «Яковлевского педагогического колледжа» специальности 54.02.01 «Дизайн» в количестве 20 человек. В результате были определены средние уровни изучаемых показателей по выборке. Сравнение профиля базовых потребностей и профиля интеллекта представлено на графике (рис. 2).

kiz1.tiff

Рис. 1. Взаимосвязь профиля базовых потребностей и интеллекта у студентов-художников ВУЗа

kiz2.tiff

Рис. 2. Типы интеллекта у студентов средне-профессионального образования

kiz3.tiff

Рис. 3. Типы потребностей студентов средне-профессионального образования

Так как в результате проведённого теста мы выявили, что и у студентов средне-профессионального и высшего учебного заведений, одинаково высокие показатели развития визуально-пространственного интеллекта. Гарднер утверждает, что люди с таким интеллектом мыслят в картинках, легко создают зрительные образы, используют метафоры, чувствуют форму, любят искусство: графику, живопись, скульптуру, без труда читают карты, таблицы и диаграммы, запоминают с помощью картинок, хорошо чувствуют цвет, для создания образов используют все органы чувств.

Исходя из результатов исследования типа потребностей, выявлены различные показатели у студентов. В исследуемой группе студентов НИУ «БелГУ» выявлен альтруистический тип личности, а у студентов колледжа генофильный тип потребности.

Остановимся на описании альтруизма и генофильного типа потребности. Альтруизм – это деятельность человека, направленная на заботу о другом человеке, его благополучии и удовлетворении его интересов. Альтруист – это человек, в основе нравственных понятий и поведения которого лежит солидарность и забота в первую очередь о других людях, об их благополучии, соблюдении их желаний и оказании им помощи. Генофильному типу характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному – интересам детей, семьи. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом – моя крепость». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители – хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни [2].

На основании полученных данных можно сделать вывод, что интеллектуальные сходства потребностей студентов средне-профессиональных и высших учебных заведений, дают возможность выпускникам среднего образования поступить в высшее учебное заведение, в котором обучение и период адаптации, будет проходить легче, чем у выпускников общеобразовательных школ.