Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EFFECTIVE PRACTICE OF SOCIAL PLANNING IN RUSSIA AS A PROMISING MODEL OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF THE TERRITORY.

Khromova T.C. 1
1 Moscow State Pedagogical University
This article is devoted to the study of the practices of social engineering in Russia. The definition of the concept «social engineering», are the key documents that allow to actively develop the social engineering of the youth. Thus, this direction has every reason to receive government support. We addressed the topic of development of project activities among the youth. We consider the system of grant support for projects by Agency for youth Affairs, statistics. As confirmation of the thesis about the active development of social planning in Russia are identified effective practices national competitions. The relationship is established, the possibility of cooperation between these competitions and put forward ideas for creating a unified system, allowing to develop skills of social planning in the youth environment, to eventually form a register of personnel of the youth elite of the country.
youth
social planning
state youth policy
a personnel reserve

Вопросы, связанные с инновациями, организацией «молодёжного кадрового резерва», эффективными формами работы с молодёжью нашли своё отражение в современных направлениях развития молодёжной политики России. Одним из основных направлений деятельности, получившим поддержку со стороны государства и со стороны молодёжи является социальное проектирование. Обратимся к документу «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года», который опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики. В рамках развития молодёжной политики в России делается акцент на необходимости «формирования системы управления…, обеспечивающей эффективную интеграцию талантливой молодежи в российскую науку, экономику и управление» [7]. То есть необходимости создания «комплекса привлекательных для молодежи предложений, стимулов от институтов развития всех уровней, обеспечивающих широкие возможности применения молодыми людьми себя и своих ресурсов с учетом собственных интересов и задач развития страны» [7].

Актуальность нашей темы исследования заключается в том, что в данном направлении будут происходить изменения, способствующие эффективному приобщению молодёжи к вопросам развития государства. И на наш взгляд, современное общество готово и ждёт положительных изменений. Кроме того, следует учесть и тот факт, что в условиях информационного быстро развивающегося мира, возникает необходимость своевременного внедрения новых технологий, в том числе и технологий работы с молодёжью. Если не учитывать данный факт, эффективность работы будет существенно снижена, ибо она утрачивает свою актуальность. Не стоит забывать и о том, что социальное проектирование может выступать фактором формирования гражданской позиции молодого человека. И от того в каких условиях будет разрабатываться проекты, какие методы и технологии будут известны, доступны молодому человеку, зависит его отношение к развитию молодёжной политики и государству в целом.

Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью [1].

История свидетельствует о применении социального проектирования в России (СССР): первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Выдающееся значение имеют социальные проекты А.С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Начиная с 30-х годов, ввиду изменений в системе власти возможности социального проектирования были ограничены. Просто развитие социального проектирования в СССР, в других бывших социалистических странах пошло в русле, которое не совпадало с социально-проектной деятельностью в странах с рыночной экономикой, где в послевоенный период этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни все активнее проникал за пределы коммерческой деятельности, захватывая социальную и культурную сферы, а в 90–е годы утверждаясь здесь как одна из основ менеджмента. [6]

С 2012 года проектная деятельность в образовательных учреждениях по Федеральному государственному образовательному стандарту является обязательной. [9]. Создано направление подготовки специалистов по организации работы с молодежью социальное проектирование. Существует запрос на формирование метапредметных компетенций (умение работать в команде, лидерство, коммуникационные компетенции) также способен быть удовлетворен через реализацию проектного подхода, технологий социального проектирования в учебной и учебно-воспитательной деятельности на всех уровнях образования [5, 2].

Главные всероссийские форумы страны пользуются грантовой поддержкой федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежи).

Росмолодёжь – это федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей. Грантовые поддержки в Росмолодеже выделяются лучшим социальным проектам. В 2016 году в рамках Всероссийских и окружных молодежных форумов на публичные защиты были представлены 2 253 проекта, 703 из них получили гранты на реализацию;

На Конкурсе молодежных проектов Всекавказского молодежного форума было представлено 812 проектов, 125 из них получили гранты на реализацию;

На Всероссийский Интернет-отбор было представлено 4 590 проектов, 363 из них получили гранты на реализацию [8].

Таким образом, мы можем предположить, что на сегодняшний день существуют факторы, способствующие активному развитию социального проектирования в России.

Таким примеров является практика Всероссийского конкурса социального проектирования моя страна моя Россия. Конкурс проводится с 2003 года. В 2017 году на Конкурс поступило более 7000 заявок из всех субъектов Российской Федерации с учетом региональных этапов. Цель Конкурса – привлечение молодежи к участию в развитии российских регионов, городов и сел: разработке и реализации проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы, совершенствование системы управления российскими территориями; а также как один из механизмов подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, реального сектора экономики и научно-педагогической сферы [8].

Стоит отметить Всероссийский конкурс социальных проектов «СОЦИУМ», целью которого является формирование активной гражданской позиции и развитие социального интеллекта. Этот конкурс, в отличии от отмеченного ранее не охватывает такой широкий спектр направлений, однако он может послужить стартовой площадкой для участия в более сложных многозадачный конкурсах.

Исследуя вышеописанные практики развития социального проектирования в России, можно установить возможную взаимосвязь между конкурсами. И придти к выводу, что каждый из данных конкурсов может стать звеном единой системы, позволяющей развивать навыки социального проектирования начиная со школы и заканчивая сопровождение в возрасте , когда молодой человек сможет самостоятельно без какой-либо поддержки реализовывать свои проекты. В ходе данных конкурсов выявляется активная и талантливая молодёжь. И если данный процесс систематизировать, и развить как единый механизм, то он получит все основания для формирования молодёжного кадрового резерва. Формируя по итогам конкурса реестр молодых людей региона, и привлекая к реестру потенциальных инвесторов и работодателей, происходит формирование кадровой элиты, что отвечает запросам документа «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года».