Проблема поколений относится к числу вечных; не биологическая и даже не демографическая, а социокультурная, кульутрно-историческая. Термин «поколение» передаёт, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета [2].
Поколение понимается М. Елютиной как духовная общность современников, жизнь которых связана с каким-либо важным историческим событием, единством нравственных, социальных позиций. Особую роль, по мнению исследователя, играет самоопределение человека, то, к какому поколению он себя причисляет [6, с. 23].
Жизненный цикл человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя следующие фазы жизни: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, родитель, дед. Детство, отрочество и юность – периоды ученичества, усвоения норм и ценностей общества. Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).
Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Она выполняет ряд важнейших социальных функций:
• воспитательная (социализация молодого поколения);
• функция духовного общения;
• социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи);
• досуговая (взаимообогащение интересов);
• эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).
Ещё в русской классической литературе были описаны процессы взаимодействия поколений, влияния семьи на становление и жизнь личности.
Так, И.С. Тургенев через призму романа «Отцы и дети» показал агонию старого мировоззрения в лице героя Кирсанова и рождение в муках новой философии общества через жизненные взгляды на реалии Базарова.
Н.В. Гоголь в «Тарасе Бульбе» проиллюстрировал непонимание между отцом и сыном смертью последнего от руки первого, описал частое желание родителей воплотить в ребёнке своё видение «идеальной жизни».
Напротив, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина видна совершенно иная картина. Здесь герой Петр Гринев чётко запомнил традиционные поучения отца, следование которым помогало ему сделать правильный выбор в сложных ситуациях.
В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны- старшее поколение полностью отдает себя работе. Вследствие чего возникает проблема снижения воспитательной функции семьи. Необходимо с раннего возраста общаться с ребенком на одном уровне. Делать это не только снижая свой уровень до уровня общения ребенка, но и стараясь поднять его уровень общения до равноправного общения с вами и принятия участия в большинстве аспектов жизни семьи, не разрешая ему лишнего, но предоставляя достаточно свободы выбора [8].
Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями, главным социальным институтом общества. Поэтому все изменения, происходящие в современном обществе, оказывают на неё существенное влияние. Сейчас отмечается повышенный интерес к семейным корням, наблюдается возрождение семейных традиций, поиск и принятие семейного наследия и опыта.
При совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причины кроются в новых социальных условиях, психологических особенностях пожилых и молодых людей.
Семья, основанная на меж- и внутрипоколенных отношениях, – главный источник становления поколенной идентичности. Основной функцией является сохранение и укрепление ее родовой целостности как особого социального свойства семейной группы. Соотношение характеристик межпоколенной связи лежит в основе классификации межпоколенных отношений в семье, включающей четыре основные вида:
– принятие поколениями друг друга;
– сохранение семейной памяти;
– напряженность отношений;
– отчуждение поколений.
Межпоколенная связь представлена передачей и принятием элементов опыта от предков к потомкам и принятием предками элементов опыта потомков. Бабушки и дедушки передают внукам традиции, знания, опыт, накопленный предыдущими поколениями, приобщают внуков к истории семьи. Вместе с тем забота о пожилых формирует у ребенка способность сочувствовать, помогать, согласовывать свои действия с желаниями и интересами других, реализуется потребность доверительного общения и сопереживания [5].
Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям, инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям, они не поспевают за ритмом изменчивой современной жизни, несущей множество рисков. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, как и их дети, семья, общество, где каждый человек придет к старости. [11]
Межпоколенный конфликт вызван невозможностью одновременного удовлетворения потребностей старшего и младшего поколений, он предполагает пересечение целей, осознание ущемления своих интересов и отношение к противостоящей стороне как к «виновнику» проблемы.
В межвозрастных отношениях, по мнению ряда ученых, отражаются устои общества, его нравственные принципы, обряды, традиции народа, противоречия во взаимоотношениях различных возрастных групп [1, с.69].
По мнению Н.В. Шахматовой, проблема межпоколенных отношений наименее изучена в современной литературе ввиду условий социальной трансформации российского общества: прошлый опыт и социокультурные ценности старшего поколения не могут быть в полной мере использованы в новых условиях, возрастают межпоколенные разногласия и усугубляется конфликтогенность взаимодействия поколений [3, с.34].
В рамках конфликтологии межпоколенческое взаимодействие зачастую рассматривается как противостояние возрастных групп, столкновение интересов ввиду возрастных различий, социально- экономических интересов, условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам.
В условиях системного кризиса усилилась роль межпоколенных взаимодействий, в связи с изменением демографической ситуации в России и иерархии ценностей молодого поколения. Наблюдается межпоколенческое дистанцирование. Молодое поколение не воспринимает дедушек и бабушек, как носителей идей прошлого, авторитетов семьи, ориентиров в жизни. Поэтому межвозрастное взаимодействие рассматривается как процесс обогащения опытом разноплановой деятельности, способствующий познанию себя и других, создающий дополнительные сферы социализации личности, союз и дружба двух поколений необходимы [9].
Как отмечают ученые, в жизни семьи, представленной тремя поколениями, важным становится разделение обязанностей, чтобы каждый мог оказать положительное влияние на воспитание ребенка. При одновременном участии представителей двух поколений в воспитательном процессе нередко возникают конфликты. Часто прародители скептически относятся к методам воздействия родителей на ребенка. Это разрушает авторитет родителей в глазах детей.
Похожая неприязнь обнаруживается и со стороны молодых родителей- подвергается критике стиль общения с ребенком, излишняя опека, насаждение несовременных взглядов и др. Разногласия отдаляют поколения друг от друга, от этого в первую очередь страдает ребенок, одинаково любящий как родителей, так и бабушку с дедушкой [5].
Непростые взаимоотношения между поколениями с появлением Интернета ухудшились ещё больше. Родители не понимают «засиживания» в Интернете детей, их закрытости в себе. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования. Таким образом, ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной.
Часто конфликты происходят ввиду непризнания родителями факта взросления ребёнка. Они полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По мнению старшего поколения, среди молодежи наблюдается падение нравов. Молодые люди в свою очередь считают, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в этом случае не играет роли. Из-за этого разногласия между сторонами возникает напряжение, непозволяющее обсудить истоки проблемы. Список взаимных претензий пополняется, а пути их разрешения не находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности:
1. Научно-технический прогресс, подрывающий авторитет старшинства.
2. Пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Представители более молодых поколений не всегда стремятся прислушиваться к «рецептам» стареющей цивилизации и учитывать ее опыт, порой они абсолютно отвергают уже существующий жизненный опыт и не хотят учиться на прошлых ошибках. Молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» собственную историю без оглядки па прошлое.
3. Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной ограничений. Свои умственный и нравственный уровни они считают более чем достаточными для счастливой жизни.
4. Отсюда вытекает изменение отношения к старшим и непочтение к возрасту. Однако, нужно отметить, что эта причина возникла не так давно и является, пожалуй, наиболее характерной для современного общества.
Также сейчас мы переживаем четырёхпоколенное историческое время, влекущее за собой неординарные последствия. Так, к работающим «отцам» присоединились, больше не желающие нянчить детей, «деды». Поэтому на детей не осталось времени, появилась нужда в формах социализации нового типа. В силу высокого уровня жизни, скачка в развитии медицины средний продолжительный возраст увеличился. Люди в 60 лет не спешат «отходить в иной мир», они полны сил и готовы работать. В то время как более молодые сотрудники уже хотят занять их места.
Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций, занимали влиятельную авторитарную позицию в обществе, так они служили молодежи положительными образцами для подражания. Данные отношения между поколениями были закономерны, они удовлетворяли основные потребности детей, подростков, пожилых людей.
Сегодня знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом, старики превращаются в «носителей прошлого» – отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения [13].
«Преемственность поколений» – объективно-исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства общественных взаимосвязей людей, детерминируемых общностью социальных условий и исторических задач, в результате которых осуществляется отбор, сохранение, передача, присвоение, переработка опыта предшествующей социальной деятельности, конкретных достижений материального и духовного производств, форм общения, ценностей культуры в целях их дальнейшего развития и приумножения [7, с.76].
Веками молодость подвергалась нравственному осуждению, как бурное время страстей и крайностей. Почти все общества подразделяют своих членов на возрастные категории: молодость, зрелость, старость. Предназначение молодости – подготовка к зрелости, в максимально полном усвоении господствующих норм и ценностей, хранителем которых выступает старость. Эта цепочка возрастных периодов в жизни человека была неразрывной и строго линейной. Критическое восприятие молодежи во многом вызвано ее неспособностью воспринимать нормы и ценности мира взрослых.
На данном этапе развития общества можно смело говорить о том, что конфликт вытекает из статусных, ролевых, нормативных и иных духовных и материальных различий субъектов. В процессе конфликта происходит разрешение острого противоречия, основанного на несовместимости интересов, ожиданий, мотивов, действий. Конфликтные взаимоотношения связаны с негативными эмоциями, стрессами, нанесением ущерба и т.д.
Молодёжь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения, часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки, стереотипы. Это проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании в скрытой и явной формах фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, утверждается стратегия вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам.
Есть несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение западному образу жизни, обществу массового потребления. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости [12].
В заключение хотелось бы сказать, что в условиях информационного общества проблема взаимоотношения поколений (извечная проблема «отцов и детей») приобретает особую актуальность в связи с преемственностью и передачей культурных ценностей от поколения к поколению, соотношением традиций и социальных инноваций в современном обществе [4]. В сегодняшних реалиях есть нужда в напоминании обществу о лояльном, милосердном отношении и к детям, и к старикам, и к инвалидам, создании поддерживающих систем для стариков – дома престарелых, пенсий. И, конечно, о создании воспитательных работ, предупреждающих конфликтные ситуации, но создающих новые деятельностные, ценностно- смысловые формы взаимодействия поколений. Ведь они играют важную роль, как в обеспечении психологического благополучия пожилых людей, так и молодёжи [10].