Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления художественных способностей каждого ребенка.
Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Кружковая работа как средства развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа. Полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами и уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта [1, с. 164].
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно – творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление творчески выполнять работу, объективно оценивать его старания. Важно помнить, что именно в процессе изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием [2, с. 154].
Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера [3., с. 93].
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Кружковая работа по изобразительной деятельности соответствует тематическому планированию ДОУ, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, как одно из важных направлений, где возможна его полная реализация задач.
Цель кружковой работы: художественно–эстетическое развитие детей 5–6 лет; формирование творческих способностей (с использованием нетрадиционных материалов и техник), соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи первого года обучения – формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; развивать художественные способности детей.
Задачи второго года обучения – развивать универсальные творческие способности каждого ребёнка; развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук, позволяющую в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №9 «Якутяночка» г. Якутска. В эксперименте принимали участие 24 ребенка.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
Содержание кружковой деятельности реализуется на основе:
– программы «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой;
– методических пособий «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Грибовской А.А.
Кружковая работа составлена с учётом интеграции областей по разделам:
– «Ребенок и окружающий мир»
При изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.
– «Художественная литература»
В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.
– «Театрализованная деятельность»
Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа.
– «Музыкальное воспитание»
В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувс
На основе критериев развития творческих способностей, техники рисования («Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2003); «Детство», В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина (1996); «Цветные ладошки» И.А. Лыкова (2007); «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т.С. Комарова (2005) нами проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей.
Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования
«По программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой»
Высокий уровень 0 детей;
Средний уровень 4 ребенка – 32 %;
Низкий уровень 8 детей – 64 %.
Результаты диагностики на контрольном этапе исследования
«По программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой»
Высокий уровень____4_____детей__33__ %
Средний уровень_____8____детей__67__ %
Низкий уровень______0____детей__0_ %
Таким образом, организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на определение влияния в развитии творческих способностей позволили сделать вывод, что серия занятий оказала существенное значение в их формировании. Необходимые условия предметно-развивающей среды обеспечивают непрерывное развитие творческих способностей кружковой работы, так и в самостоятельной деятельности детей.
Благодаря целенаправленной работе, проведенной в ходе практического эксперимента, дети усвоили художественно-эстетические навыки, научились применять их интеграцию, повысился уровень сформированности художественно-творческих способностей.
Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
• приоритетное внимание к детской деятельности – игре;
• творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;
• широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
• широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3–7 лет;
• вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
• исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
• изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
• взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
Мы исходим из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии на динамику сформированности художественно-творческих способностей, комплексного воздействия всех педагогических условий:
– Готовности педагога к работе, направленной на обучение детей нетрадиционным техникам работы живописными материалами.
– Создание художественно-эстетической среды, способствующей развитию интереса к изобразительному творчеству.
– Использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие навыков и умений работы в нетрадиционных техниках рисования живописными материалами.
– Включение детей в активную творческую изобразительную деятельность на занятиях и вне их.
Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, что использование нетрадиционных техник в рисовании живописными материалами с детьми дошкольного возраста оказывает влияние на развитие творческих способностей. Также решены поставленные задачи, реализована цель исследования.