Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TO THE PROBLEM OF IMPROVING THE PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS IN THE CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Kornilova A.P.  1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article is devoted to the issues of raising the pedagogical culture of parents in the conditions of the preschool educational organization. The authors disclose the role of the family in the harmonious upbringing of the child in the continuum «family-kindergarten». Education in the family is the process of assimilating the child’s social experience, the system of interpersonal relationships and the relationship of the child with peers, adults and the surrounding world. The article analyzes the psychological and pedagogical approaches to the problem of improving the pedagogical culture of parents. The goal of the pre-school educational organization to improve the pedagogical competence of parents is to create a single space for children’s development. This system of work solves the problems of forming the ability of parents and children to communicate on the basis of cooperation. Forming a culture of cooperation between the kindergarten and the family is based on the principles of education, upbringing, etiquette.
family education
interaction
continuity
pedagogical competence of parents
pedagogical culture

Воспитание в семье – процесс усвоения ребенком социального опыта, системы межличностных связей и отношений. Из многообразных факторов, влияющих на развитие личности ребенка, признается особая роль семьи. Актуальностью на современном этапе развития общества наблюдается тенденция к росту случаев отклоняющегося поведения у детей. В связи с этим в педагогической науке значительное место отводится вопросам создания благоприятных условий для нормального развития личности ребенка и особенностей влияния семьи на этот процесс.

В процессе проживания в семье человек приобретает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Благоприятные отношения с родителями являются условием всестороннего развития и воспитания ребенка, усвоения им навыков межличностного общения.

В наше время идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» сказано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» [7]. В пункте 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155 обозначены задачи, на решение которых он направлен, и одна из задач звучит следующим образом: «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [8]. Следовательно, необходимость работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями в повышении их компетентности в различных вопросах развития ребенка подчеркнута в государственных документах. В связи с этим меняется и положение дошкольного учреждения в работе с семьёй.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями, именно повышение культуры педагогической грамотности семьи является задачей нового стандарта. Проблемы состоит в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Теоретической основой исследования являются концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии в формировании личности через разные виды деятельности – теоретические положения А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.П. Одинцовой, С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной. Возросший интерес к проблемам социализации через решение вопросов семейного воспитания вызвал появление научных исследований в трудах Л.И. Божович, В.К. Котырло, этнопедагогические аспекты семьи, разработанные А.А. Григорьевой, концептуальные положения социально – педагогических основ самоорганизации семьи М.М.Прокопьевой, идеи о гуманистическом подходе к воспитанию детей Л.М. Шипицыной.

В отечественной педагогической психологии проблему влияния типа воспитания на самооценку ребенка рассматривали М.И. Лисина и Т.В.Гуськова. Эксперименты М.И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Но при этом подчеркивается, что это всего лишь предположение, которое нуждается в дополнительном изучении [5].

Именно в семье у ребенка воспитываются чувства, проявляется активность в жизнедеятельности. От положения ребенка в семье зависит его чувствительность к педагогическим воздействиям, социализации в обществе. Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включения в социальную среду» [1,с.129].

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой [3, с.132].

Педагогическая культура родителей – это основы педагогических знаний, необходимые для воспитания ребенка. Воспитателям необходимо в целях повышения педагогической культуры родителей шире использовать методы проблемных вопросов, адресованных родителям, педагогических ситуаций (конкретных обстоятельств, положений, возникающих в семье) и др., активизирующих мышление и практическую деятельность.

Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону. Педагогическая компетентность родителей – это комплекс их педагогических знаний и умений, позволяющих обеспечить процесс воспитания и развития личности ребенка на высоком уровне.

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание – это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр., ведь в соответствии с типом воспитания и формируется личность ребенка. Сущность процесса семейного воспитания позволяет ребенку занять свое место в обществе, продвинуться ему в своем развитии в качестве полноценного члена общества. Под влиянием семейного воспитания осуществляется воздействие поколения взрослых на поколение молодых.

Взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника [2].

Первичная основа процесса становления личности, которую проходит каждый ребенок, связана с семьей. Именно семья позволяет ребенку узнать и понять объективные свойства окружающего мира. Здесь он учится понимать мир социальных значений, ему становится известно, что действия людей в обществе не произвольны, а вписаны в систему значений.

Акцентируя внимание на том факте, что семья является самоорганизующейся и саморегулирующейся системой, фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества, М.М. Прокопьева подчеркивает, что необходимо добиться понимания родителями значимости своей роли как первых и основных воспитателей своего ребенка, восприятия его как личности, осознания самоценности его существования [6].

Возможность решения этих проблем и применения в реальной жизнедеятельности этих принципов видится в создании системы семейного воспитания и образования, улучшении психологических, педагогических аспектов семейного воспитания, в творческом применении прогрессивных народных традиций. Формирование личности ребенка зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи. Отношения и общение в семье влияют на ребенка наряду со всеми факторами целенаправленного воспитания.

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание – это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр., ведь в соответствии с типом воспитания и формируется личность ребенка. Сущность процесса семейного воспитания позволяет ребенку занять свое место в обществе, продвинуться ему в своем развитии в качестве полноценного члена общества. Под влиянием семейного воспитания осуществляется «воздействие поколения взрослых на поколение молодых».

Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одна из существенных причин – недостаточная педагогическая культура родителей, которым не хватает психологических и педагогических знаний, практических умений. Учитывая это, многие родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом.

Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитание, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям в развитии детей.

Изучение опыта семейного воспитания в различных типах семей позволило исследователям выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения между родителями и детьми:

– Барьер «занятости». Родители постоянно заняты. Это вызывает отчуждение ребенка, ведет к отстранению детей от родителей.

– Барьер «взрослости». Понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости».

– Барьер «старого стереотипа». Родители не ощущают возрастной динамики развития личности ребенка. Они видят ребенка маленьким, постоянно руководят им, стремятся воздействовать, а не взаимодействовать.

– Барьер «воспитательных традиции». Родители стремятся механически внедрять в собственной семье методы и формы воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания.

– Барьер «дидактизма». Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В результате ребенок постоянно ожидает поучений и формирует эмоциональный дискомфорт [3, с.123].

Воспитатель дошкольной образовательной организации должен учитывать проблемы общения между родителями и детьми и проводить соответствующую работу.

Дошкольные образовательные организации, прежде всего, учитывают, что родители – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это родительский дом, он окажет огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Преимущества новой системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольная образовательная организация всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной образовательной организации решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом дошкольной образовательной организации по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

2. Повышение педагогической культуры родителей;

3. Вовлечение родителей в деятельность дошкольной образовательной организации, совместная работа по обмену опытом.

Преимущества новой системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей неоспоримы и многочисленны.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным.

Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка: это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий; это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в дошкольной образовательной организации и семье; это возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Современные взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной организации выстраиваются на связях преемственности, и связь детского сада как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может приобрести только форму сотрудничества.

Таким образом, содержание и формы работы педагогов дошкольной образовательной организации с семьей отличаются разнообразием, и в этом не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. Задача каждого педагогического коллектива – четко соответствовать запросам современной семьи и повышать педагогическую компетентность родителей в решении актуальных вопросов воспитания и развития личности ребенка.

Целью работы дошкольной образовательной организации по повышению педагогической компетентности родителей является создание единого пространства детского развития. Эта система работы решает задачи формирования у родителей и детей умения общаться на основе сотрудничества. Большую роль при этом имеют этнопедагогические основы воспитания детей, основанные на народных традициях, культуре быта и общения [5].

Определяя содержание работы по организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, педагогам важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать положительные и отрицательные моменты воспитания в каждой конкретной семье. Понимание родителями задач развития личности дошкольника, владение ими правильными и обоснованными методами воздействия на ребенка – важный педагогический резерв в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения.

Различные формы работы с семьей связаны с использованием не только традиционных, но и интерактивных форм общения с родителями, с формированием развивающей среды через различные ситуации делового сотрудничества; синтезом различных видов деятельности человека.

Работа педагога по повышению педагогической культуры родителей дошкольников может заключаться в использовании средств народной педагогики, что послужит эффективным средством взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, связанным с принципом передачи многовекового опыта предшествующих поколений подрастающему поколению людей – без лишних заумствований и нравоучений учить детей жизни и подлинному творчеству в деятельности.

Таким образом, необходимо осуществлять в современной образовательной практике процесс повышения педагогической культуры родителей, так как семья является основным источником знаний для ребенка, социального опыта и формирования отношений к окружающему миру и к себе.