Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

VALUATION OF THE ACTIVITY OF CONSULTATIVE AND METHODOLOGICAL CENTERS ON THE BASIS OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Ivanova K.V. 1 Ivanova M.K. 1
1 North-East Federal University named after M.K. Ammosov
This article reveals the concept of consulting and methodological centers working on the basis of pre-school educational organizations, reveals its main goals, objectives, provides a comparative analysis of the main indicators (the number of KMTS, the total number of appeals, the number of employees, forms of assistance, the number of preschool children covered by KMTS by age categories) KMTS on the basis of pre-school educational organization of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2016 and 2017. It also reveals a number of difficulties experienced by municipal districts in working with CMC. In one year, CMC has become the most popular among parents. The level of pedagogical and psychological knowledge of parents in the upbringing of children has also increased. The created CMC partially helped to solve the problem of providing affordable education to expand the sphere of educational and social services to the population.
consultative and methodological centers
the purpose and objectives of Advisory and methodological centers
Advisory assistance

Государство начинается с семьи, и тема семьи в сфере образования выходит в первое место. Сегодня у родителей возникает много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи. Возникает необходимость разъяснить родителям огромную значимость, самоценность и уникальность периода дошкольного детства. С этой целью на базе ДОО создаются Консультативно-методические центры для родителей (законных представителей).

Во исполнение пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 2014 года, в целях оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации и обеспечения получения дошкольного образования в форме семейного образования, должны быть созданы Консультативно-методические центры (далее КМЦ) на базе дошкольных образовательных организаций [2, с.52].

Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности: обучение и информирование родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье; консультирование – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолений кризисных ситуаций[3, с.128].

КМЦ, созданные и функционирующие в Республике Саха (Якутия) призваны предоставлять услуги по оказанию консультативной, методической, психолого-педагогической помощи родителям детей, не посещающих ДОО, по вопросам воспитания, обучения, развития и адаптации детей в социуме.

Основными задачами предоставления методической, психолого- педагогической, диагностической и консультативной помощи являются:

• оказание помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательное учреждение;

• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

• своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им коррекционной медицинской, психологической и педагогической помощи;

• разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организация их специального обучения и воспитания в семье [1, с.5].

Единый КМЦ осуществляет взаимодействие с руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования, методическими объединениями педагогов дошкольного образования региона, психолого-медико-педагогическими комиссиями, организациями, реализующими дошкольные образовательные программы, другими образовательными и научными организациями с целью привлечения научно-методического потенциала данных организаций к работе в КМЦ.

В Республике Саха (Якутия) по данным 2016 года общее количество КМЦ, созданных на базе дошкольной образовательной организации составил 279 центров, в 2017 году возросло количество КМЦ на 41, что составило 320 центров.

Общее количество обращений в КМЦ в очном режиме за период 2016 года составил 3466, в 2017 году увеличилось до 5135 – это показывает динамику популярности консультативных центров в РС (Я). Общее количество обращений в КМЦ в дистанционной форме (в форме телефонных звонков, обращений через электронную почту и через сайт ДОО) в 2016 году – 1141, но в 2017 году эти данные уменьшились до 709. Причину мы видим в увеличении количества обращений со стороны родителей в очной форме, и в повышении качества оказании услуги.

Общее количество сотрудников, задействованных в обеспечении деятельности КМЦ, в 2016 составил 1082 штатных сотрудника, в 2017 году это число увеличилось до 1285. Внештатных сотрудников в 2016 году было 51, 2017 году уменьшилось до 34. С увеличением КМЦ соответственно увеличился штат работников.

Таблица 1

Формы оказания помощи на базе КМЦ

Показатели

2016 год

2017 год

Методическая

1341

1178

Психолого-педагогическая

912

1384

Диагностическая

614

968

Консультативная

1304

1830

Иные формы

14

26

Все формы оказания помощи в соответствии с пунктом 3 статьи 64 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273–Фз

1538

3102

 

Данные табл. 1 свидетельствуют об уменьшении необходимости методической помощи (на 168 посещений) (см. табл. 1). В то время как потребность в психолого-педагогической помощи заметно увеличилась на 472 посещений, также возросло количество диагностической помощи (на 354 посещений). Наблюдается также увеличение количества оказания консультативной помощи с 1304 до 1830 посещений, иные формы увеличились на 12 посещений. В итоге можно сделать вывод о том, что все формы оказания помощи увеличился в два раза.

Таблица 2

Количество детей дошкольного возраста охваченных услугами КМЦ по возрастным категориям

Возрастная категория

2016 Год

2017 Год

От 2 мес. До 3 лет

1478

2429

От 3 до 7 лет

3526

4530

Старше 7 лет

857

668

 

Анализ количества детей, охваченных услугами КМЦ показал повышение количества посещений детей в возрастной категории от 2 месяцев до 7 лет (см. табл. 2).

Консультационно-методические центры, функционирующие в Республике Саха (Якутия) регулируются:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. З, ст.64).

– Методическими рекомендациями по созданию и функционированию деятельности консультационно – методических центров на базе дошкольных образовательных организаций АОУ PC (Я) ДПО «ИРОиПК имени С.Н. Донского-П». 2017 г.

– Приказами муниципальных управлений образования «О создании консультационно-методических центров».

– Положением о консультационно-методическом центре дошкольной образовательной организации.

Несмотря на увеличение количества КМЦ на сегодняшний момент муниципальные районы Республике Саха (Якутия) испытывают острую необходимость в создании и обеспечении деятельности КМЦ в малокомплектных, сельских ДОО, также существует проблема привлечения специалистов. ДОО вынуждены привлекать специалистов из других образовательных организаций на безвозмездной основе. Существует недостаточное финансовое обеспечение, отсутствие механизма привлечения дополнительных средств, недостаточное материальное оснащение, т.е. несоответствие современным требованиям

Таким образом, за период 2016–2017 год количество КМЦ увеличился, стал значительнее популярным среди родителей (законных представителей), и более качественным. Вместе с этим, наблюдается повышение заинтересованности родителей в услугах КМЦ. Всё больше пользуются спросом адаптационные группы для детей раннего возраста, для будущих воспитанников ДОО, что положительно сказывается на благоприятную адаптацию при поступлении малышей в ДОО. Повысился уровень педагогических и психологических знаний родителей в воспитании детей. Создание КМЦ частично помогло решить проблему обеспечения доступности дошкольного образования, расширения сферы образовательных и социальных услуг населению.