Отечественное образование всегда являло в себе мощный потенциал развития российского общества. Сегодня в нашем обществе налицо отсутствие единой цели образования, что проявляется в бесконечном изменении содержания, хаотичности средств, отсутствием воспитательного образа выпускника. Образование рассматривается лишь как средство развития отдельных отраслей и ведомств, т.е. как некий механизм развития общества.
Но именно образование должно и может стать формой и средством созидания человека в целостности его человеческих проявлений.
Происходящие изменения в обществе привели к практически полному краху родительско-детских отношений: от почитания и послушания старших к потреблению и превалированию прав ребёнка, утрате чистоты детства, невозможной без защиты от страха и насилия; искусственному изменению целомудрия, смелости, верности, постепенному разрушению понятия стыда как главного критерия воспитания нравственности. Очевидно исчезновение и детской радости, которую заменило стремление к удовольствиям. Практически исчез мир детской игры, а ведь именно в ней происходило освоение будущих социальных и культурных «ролей»: сильных мужчин и верных женщин, добрых матерей и заботливых отцов, настоящих защитников и добропорядочных хозяек. Все это явилось следствием стремительно развивающейся индустрии развлечений, виртуализации мира. А что далее?... Образы крутых парней и раскрепощённых девиц, умеющих добиваться цели любыми средствами, утрата ответственности и инфантилизация.
31 декабря 2015 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В п.76 Стратегии одними из главных стратегических целей для национальной безопасности России признаны сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей [6]».
Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами учебных предметов приобретает особую актуальность. Задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний, и возможны при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д. Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует, прежде всего, то, что ярче всего проявляется в личности наставника [1] .
Нами предприняты попытки изучения возможностей формирования и развития духовно-нравственного воспитания школьников средствами дисциплины «Математика».
В отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин, математика имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.
Вопросам нравственного воспитания обучающихся математике посвящены работы дореволюционного математика Н.В. Бугаева «О свободе воли» (читано в заседании Московского Психологического Общества 4 февраля 1889 года), советского ученого А.Я. Хинчина «О воспитательном эффекте уроков математики» и др. [7]. Ещё в XIX веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Конечно же, содержание гуманитарных предметов дает более широкий простор для развития духовной нравственного. Но и математика обладает мощным потенциалом для решения задач нравственного воспитания школьников. Исследователями предприняты попытки систематизации задач школьного курса по их воспитательным возможностям следующим образом:
– задачи, нацеленные на формирование духовных интересов школьников, воспитывающие способность воспринимать эстетическую красоту, чувство меры, пропорцию, четкость, аккуратность (к такому виду задач, как правило, относятся задачи геометрического характера);
– задачи, воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам;
– задачи экологической направленности: на раскрытие вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального использования, восстановления и преумножения природных богатств; на воспитание чувства любви к животным, бережного отношения к растительному миру; на охрану и заботу о них;
– задачи, воспитывающие этические нормы поведения, заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим, оказание помощи пожилым людям, задачи на проявление эмпатии к окружающим;
– задачи на воспитание здорового образа жизни, познание своего организма [3].
Систематическое включение в содержание математического образования эмпирических математических представлений и знаний русского народа, его традиций, использование персонажей русских сказок, задач-сказок, национальных игр на смекалку, элементов краеведения стимулирует не просто развитие познавательного интереса и логического мышления школьника, но и расширяет сферу функционирования родного языка, родной культуры.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность [1].
Согласно толковому словарю под редакцией Д.В. Дмитриева, «нравственным называют то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости т.д.», а «духовным вы называете то, что связано с внутренним миром человека, его интеллектуальной деятельностью, чувствами и мыслями» [2]. По С.И. Ожегову: духовный – это «относящийся к религии, к церкви», а нравственный – «относящийся к сознанию, внутренней жизни человека» [4].
Обращение к традициям сегодня становится архиважным. Есть вечные ценности и всеобщие законы, как бы кто ни хотел обратного. Уже более 2 000 лет человечество живет по законам духовного мира, предельно емко и ясно запечатленным в десяти Божественных заповедях христианства. Задача педагогов – помочь ученикам познать законы как материального, так и духовного мира, показать, что нарушение физических и нравственных законов приведет к гибели мира и смерти человечества [5].
Поэтому и современная педагогика должна основываться, в первую очередь, на научных принципах, выдержавших проверку временем, вечных ценностях и нравственных идеалах.