Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MUSEUM OF THE CITY OF BOGOTOL AS AN ART TERRITORY FOR SOCIAL INVESTMENT

Kezhina A.E 1 Lesovskaya M.I. 1
1 Krasnoyarsk State Agrarian University
Socio-economic background in the country is unfavorable. In spite of this, the Bogotol museum develops ideas and implements projects within the framework of the social partnership program. This activity provides an opportunity to obtain material resources for an important social and cultural mission. This mission is to transfer to the younger generation the best traditions of the people with the help of modern technologies and the methodology of a multicultural art-territory. Developing project-grant activities, the museum modernizes and expands its methodological arsenal for working with cultural heritage, museum space, various groups of the population, organizations that work in another area. Such work contributes to raising the authority of museums and contributes to the solution of the main task – to preserve and multiply the cultural values of the people for future generations.
museum
art space
cultural values
social partnership

Арт-пространством обозначают место, где человек может погрузиться в поликультурную среду, ощутить дух времени, получить возможность общения с творческими людьми, посетить экспозиции, просто отдохнуть душой, а иногда и приобрести уникальные дизайнерские предметы одежды и быта [6]. Современный музей не утрачивает основной функции собирания и сбережения предметов с исторической значимостью. В то же время в рыночных условиях музеи вынуждены соответствовать социальному запросу, включая новейшие тренды на инклюзивность и создания дружелюбной среды для людей с ограниченными возможностями. Становится необходимым и неизбежным диверсификация методов и направлений музейного дела. Подобная модернизация требует немалых усилий и длительного времени.

Как большие столичные, так и скромные периферийные музеи имеют сходные проблемы в организационной, инфраструктурной и инвестиционной сферах [4]. Далеко не все занимают в населённых пунктах локации, наиболее выгодные с логистической точки зрения, ремонт зданий заторможен правовыми противоречиями между правами собственников и статусом объектов культурного наследия. Рыночные условия заставляют современные музеи расширять и внедрять рекреационно-развлекательные функции [2], что требует не только поиска внебюджетных источников финансирования, но и неминуемо связано с сокращением научных, образовательных и культуросберегающих функций. Все музеи испытывают дефицит кадров и оборудования для создания специфического информационного сопровождения – электронных каталогов и справочников, требующих трудоёмкого составления профессиональных пояснений к экспозициям. Конструктивное и гармоничное соединение модерна и музейных традиций требует больших вложений, как финансовых, так и нематериальных. Современный музейный маркетинг требует выявления целевых групп в среде меценатов, спонсоров, властных структур, рядовых посетителей для того, чтобы определять индивидуальные коммуникативные формы для связи с этими группами (медиа-рассылки, информационные листки, адресные приглашения, реклама и пр.).

С другой стороны, музеи являются такими центрами, которые не только развивают и поддерживают духовную сферу и культурную жизнь общества. Они могут оказывать прямое влияние на экономическое развитие региона и города своего размещения, как это происходит в рамках западной модели функционирования музеев. За рубежом до 95 % существуют музеев при ведущем участии не государства, а частного капитала, интерес которого к подобным инвестициям стимулируется с помощью налоговых льгот и привлекательных кредитных программ [1]. В 2012 году в России бюджет музеев впервые формировался на основе диверсификации финансирования. При этом большинство отечественных музеев выбрали вариант смешанного финансирования, при котором не запрещается коммерческая деятельность, но устанавливается зависимость от госзаказа. Государственный заказ гарантирует поддержку в организации экспозиций и хранении экспонатов, тогда как на жизненно важные «иные цели» (ремонт, техническое оснащение, информационный сервис и пр.) бюджетных средств не хватает. Таким образом, фандрайзинг (поиск и привлечение финансовых средств) оказывается крайне необходимым для такого вида некоммерческих организаций, как провинциальные музеи, находящихся в плачевном положении из-за недостаточности материальных и кадровых ресурсов.

Существуют российские программы поддержки музейной деятельности под эгидой Международного совета музеев [5], действующего с 1946 года в структуре ЮНЕСКО (рис. 1).

kez1.tiff

Рис. 1. Структура Российского кластера ИКОМ (Международный совет музеев): 1 – Гранты Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; 2 – Государственная поддержка НПО, участвующих в развитии институтов гражданского общества и социально значимых проектов; 3 – Грантовый конкурс «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь»; 4 – Конкурс в области современного визуального искусства «ИННОВАЦИЯ»; 5 – Грантовый конкурс музейных проектов Российского фонда культуры; 6 – Конкурсная программа и призы фестиваля «Интермузей»; 7 – Интернет-Фестиваль музейного мультимедиа «Музейный ГИК»; 8 – Поддержка культуры и искусства Фондом Михаила Прохорова; 9 – Премии Правительства РФ в области культуры; 10 – Конкурс проектов «Культурая мозаика малых городов и сёл» Фонда Тимченко; 11 – Музейные программы Фонда им. В. Потанина:

– Меняющийся музей в меняющемся мире;

– Музейный десант;

– Музейный гид;

– Культурный прорыв;

Таким образом, на федеральном уровне существует ряд благотворительных программ и фондов, поддерживающих создание и развитие музеев как центров просвещения, открытых общественных институтов и социальных инноваций. Однако масштаб деятельности и условия оказания поддержки этими фондами рассчитан на высокий социально-экономический эффект, поэтому вне поля их активности оказывается множество провинциальных музеев, включённых в мультикультурный ландшафт государства и находящихся в ведении муниципальных административных органов.

К таким музеям относится муниципальный Боготольский Краеведческий музей. В его фондах хранятся документы по истории сибирского города с более чем вековой историей, более 6000 единиц уникальных артефактов, отражающих особенности быта, ремёсел и промыслов сибирской глубинки. Не менее 5 тыс. посетителей ежегодно посещают самобытные экспозиции музея «Быт крестьян Причулымья», «Традиции боготольского чаепития», «Предметы быта енисейских кыргызов», «Таёжная тропа», а также уникальные коллекции штучной работы (часы-ходики, льняные рушники).

Музей по определению является точкой культурного роста и местом, воплощающим вязь времён и поколений. В настоящее время основным источником пополнения фондов являются жители города и региона [3]. Музей периодически организует специальные акции по организованному приёму от горожан предметов, имеющих историческую ценность в контексте музейной практики. Наряду с традиционными формами работы учреждение осваивает и новые актуальные виды деятельности, нацеленные на переход от традиционных краткосрочных акций к перспективному социальному партнёрству.

Социальное партнёрство представляет собой согласованное взаимодействие ключевых (работодатели, работники, власть) социальных групп, солидарных в стремлении разделить ответственность за проблемы общества и внести вклад в решение наиболее острых вопросов. Этот принцип входит в число приоритетов администрации Красноярского края и реализуется серией конкурсных программ поддержки социокультурных проектов. Боготольский краеведческий музей активно использует методологию фандрайзинга, успешно участвуя в этих программах. Шесть грантов, полученных за десять лет, представляют собой существенные социальные инвестиции в развитие культурной среды музея и города в целом (рис. 2).

kez2.tiff

Рис. 2. Проекты в рамках конкурсных программ развития региона

Так, содержание проекта «Природа. Город. Человек» заключалось в создании экологизированного арт-пространства музея, представляющего комплекс информации о природных богатствах региона для расширения познавательного кругозора посетителей всех возрастов и профессий. Грантовое финансирование позволило существенно улучшить техническое оснащение экспозиций с помощью светодиодных подсветок, моделей и муляжей, интерактивной доски, а также высокотехнологичной новинки – анимационного устройства напольной интерактивной проекции («динамический ковёр»). Эти гаджеты мгновенно преобразили пространство и сразу привлекли увеличенный поток посетителей, особенно детей и подростков, особенно чувствительных к информационным технологиям. Очевидно, что доходчивость экологической тематики многократно возросла, а молодые люди оказались в среде, наиболее благоприятной для позитивного и ненавязчивого культурно-образовательного воздействия. Интерактивная среда позволила многократно расширить границы визуального пространства и представить в необычном и привлекательном образе традиции народной медицины (экспозиция «Как нас бабушки лечили»), показать красоту дикой природы («Рядом с домом лес и луг, озеро и речка») и пробудить добрые чувства к объектам городской среды, нуждающимся в человеческой заботе («Природа фантазия», «В мире камня», «Город наших деревьев»).

Возможности музея как арт-объекта были полностью реализованы в фольклорных перформансах, сопровождающих экспозиции, а также в форме художественных экспозиций в рамках общей темы. Так, конкурс экологической фотографии «Чистый взгляд», диспуты по самым острым проблемам экологии, виртуальные путешествия по заповедникам страны и мира позволили не только существенно расширить аудиторию культурных событий, но и вовлечь посетителей в активный диалог и доброжелательное, доверительное общение не только членов семей, но и людей, встретившихся впервые на пространстве арт-объекта.

Таким образом, несмотря на сложный социально-экономический фон в стране, Боготольский музей разрабатывает идеи и реализует проекты в рамках программы социального партнёрства, обеспечивая привлечение материальных ресурсов для выполнения высокой социокультурной миссии передачи молодому поколению лучших традиций народа с помощью современных технологий и методологии мультикультурного арт-пространства.

Развивая проектно-грантовую деятельность, музей модернизирует и расширяет свой методический арсенал для работы с культурным наследием, музейным пространством, различными группами населения, организациями другой профильности. Такая работа способствует повышению авторитета музеев и содействует их интеграции в социокультурную иерархию для решения основной задачи – сбережению и умножению культурных ценностей народа для будущих поколений.