Под творчеством понимается созидание чего-то нового, отличающегося неповторимостью, уникальностью и оригинальностью.
Сущность творчества заключается в создании нового, не только в специальных видах деятельности, но и в повседневной жизнедеятельности. Люди каждый день решают многочисленные задачи. И при решении этих задач человек находит новый путь их решения и производит что- то новое, т.е. происходит процесс творчества. И тут требуются такие качества, как логически мыслить, принимать неординарные решения, развитое воображение, предприимчивость, изобретательность.
Дети рождаются с потенциальными задатками. Главная задача образования раскрыть их и развить. Развить способности можно в процессе активной деятельности, дать ребенку установку, основу выполнения работы, создать условия. Как писал Паустовский К. Г.: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»
Средства развития творческой мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуальные, так и коллективные) и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала: рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка (конец 80-х – начало 90-х годов XX столетия). В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. [7, с.32]
Идеи развивающего обучения находят отражение в современной практике дошкольного воспитания. Научные основы такого обучения применительно к дошкольной ступени развития заложены в трудах отечественных психологов XX в. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.). В области педагогической теории наибольшую известность получили исследования А.П. Усовой.
Со второй половины 80-х гг. XX в. и по нынешнее время идеи развивающего обучения получают широкое распространение и реализуются в таких программах, как «Развитие», «Золотой ключик», «Детство». Отдельные элементы развивающего образования представлены в программе «Радуга». [7, с.73]
Проблема развивающего обучения приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Условия преемственности этих ступеней применительно к системе развивающего образования не могут быть созданы в узких рамках тех или иных организационно-педагогических мероприятий (например, занятий в подготовительной группе детского сада).
В образовании преемственность, как правило, обеспечивается двумя путями [2, с.97].
Первый путь – опора на тактику форсирования темпов детского развития, подчинение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения требованиям и особенностям школьного обучения. Подготовка к школе вытесняет специфические виды деятельности ребенка-дошкольника
Второй путь – наиболее эффективно представлен в работах В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева и связан с развивающей теорией учебной деятельности. Эти авторы полагают, что если основная задача начальной школы состоит в развитии исходных форм теоретического мышления средствами учебной деятельности, то приоритетом деятельности дошкольной ступени является развитие воображения детей и системы творческих способностей.
В познавательном процессе теоретическое мышление и воображение выполняют единую функцию. В дошкольном детстве творческое (продуктивное) воображение претерпевает интенсивное развитие. Оно активно формируется средствами дошкольных видов деятельности – игры, многообразных разновидностей детского творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и т.д. Воображение дошкольника – это почва, на которой позднее вырастает профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя, и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития.
Заслуживает внимания опыт экспериментального педагогического приложения идей развивающего обучения к конструированию детей дошкольного возраста.
На 6-м году жизни у детей возрастает интерес к конструированию; эта деятельность становится более содержательной. Ребенок стремится овладеть способами конструирования, экспериментирует, запоминает. На данном этапе дошкольников следует учить самостоятельно анализировать постройки, поделки, выполненные взрослыми и детьми, знакомить с новыми деталями и их свойствами. Большую роль здесь может сыграть конструирование из бумаги.
Успешное развитие детской конструктивной деятельности в значительной мере зависит от подготовленности самого воспитателя. Он должен разбираться в конструктивных особенностях материалов, включая бумагу, знать названия деталей как в математической терминологии (параллелепипед, трехгранная и четырехгранная призма), так и в технической (брусок, пластина, арка, кирпичик, кубик) и т.д.[2, с.128]
Педагог должен создать оптимальные условия для выявления способностей каждого ребенка. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием. Для этого необходима специальная организация детей на занятиях: работа с подгруппами детей, иногда с малыми группами, чтобы проследить способ выполнения действия каждым ребенком. При этом не должны исключаться традиционные коллективные занятия со всей группой детей.
В практике работы дошкольных учреждений имеется положительный опыт организации взаимоотношений «педагог – дети» в процессе обучения. Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу и оценивает результаты ее выполнения.
Воспитатель может познакомить детей 5-6 лет с тем, как можно из цветной бумаги вырезать изображения различных предметов и затем наклеивать их на лист бумаги определенного цвета. Эта работа (аппликация) интересует детей, потому что, оказывается, можно рисовать не только карандашом и красками, но и ножницами. Например, грибы, листья можно быстро вырезать из кусочков бумаги, а когда наклеишь, то получится красивая картинка. А если сложить полоску бумаги гармошкой, то из нее можно вырезать целый хоровод: куклы в широких сарафанах будут стоять на столе. Этих кукол затем интересно будет одеть в яркие, нарядные сарафаны (раскрасить карандашами или красками).
Применяя те или иные приемы, педагог в первую очередь руководствуется такими факторами, как степень и сложность работы с бумагой и способ соединения деталей, который применяется; наличие у детей конструктивного опыта; уровень развития соответствующих умений и навыков. В одном случае воспитатель показывает образец и процесс его выполнения, в другом – использует, например рисунок в качестве примеров, опираясь на которые дети самостоятельно выполняют задание.
Необходимо поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию, изобретательность; отмечать прочность, аккуратность построек, оригинальность конструктивных решений. Следует воспитывать у ребенка умение оценивать свои изделия из бумаги и изделия товарищей по этим же критериям. Педагог должен постоянно поддерживать в коллективе воспитанников атмосферу доброжелательности, заинтересованности, внимания и участия. [4, с.73]
Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ.
Конструирование и моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера (что немаловажно для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом). Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, детей обучают аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус. Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Изготовление простых бумажных игрушек вводит ребенка в удивительный мир конструктивно-пластического творчества. [6, с.277]
Необходимым условием развития у детей конструктивной деятельности следует считать игру с бумажной постройкой. Поэтому очень важно перед началом строительства подвести ребенка к пониманию цели: построить домик для куколки из бумаги, будку для собачки, которая их сторожит, и т.д. Это вызывает у детей желание строить, создает интерес к играм с элементами конструирования.
Для детей старшего дошкольного возраста обязательны занятия конструированием по замыслу. Они способствуют развитию у ребенка умения самостоятельно намечать тему постройки, отбирать нужный материал, устанавливать порядок операций, ориентироваться на плоскости, отмечать очертания будущей конструкции. Деятельность детей может протекать как в индивидуальной, так и в коллективной формах.
Со старшими детьми следует проводить коллективное конструирование (столы сдвигаются так, чтобы за ними работало по 3-4 человека). Такие занятия способствуют формированию у детей умений совместно планировать свою деятельность, договариваться, распределять обязанности, объединять постройки единым сюжетом. В процессе работы дети имеют возможность перенимать друг у друга интересные конструктивные решения.
Дети 5-6 лет могут также выполнять аппликации из кусочков бумаги, подбирая их по размеру, расцветке. Они создают декоративные букеты, панно, используют их при оформлении игр, праздников, развлечений.
Наклеивание аппликаций часто принимает коллективный характер. Например, дети 5 лет вырезывают из бумаги, сложенной вдвое, елочки, а дети 6 лет – хоровод. Затем на большом листе бумаги – полянке они наклеивают фигурки кукол в хороводе и в некоторых частях листа – елочки. Получается сюжетная картина «Веселый хоровод». [5, с.64]
Для украшения групповой комнаты и участка, например, к празднику урожая дети могут вырезать красивые декоративные цветы, флажки, любые овощи, фрукты и наклеить их на большой лист или воспитатель вырезывает большую корзину, а дети кладут (наклеивают) в нее овощи, фрукты из разноцветной бумаги.
Коллективные работы «Цветы на лугу», «Улица нашего села» интересны тем, что воспитатель определяет задания для каждой подгруппы детей. Так, дети 5 лет вырезывают из цветной бумаги силуэты бабочек, которые летают над цветами, а дети 6 лет – различной формы цветы. Воспитатель помогает из вырезанных форм составить общую композицию (для коллективных работ по аппликации требуется бумага большого размера, примерно 60×90 см или 30×60 см). [3, с.106]
Воспитатель постепенно знакомит детей с приемами вырезывания. Так, если детям 6 лет он показывает, как надо вырезать тот или иной предмет из бумаги, сложенной в несколько раз, то детям 5 лет – как вырезать его из бумаги, сложенной вдвое. Надо научить детей держать ножницы в правой руке, в процессе вырезывания повертывать лист бумаги, а не ножницы. Дети 5 лет постепенно осваивают различные приемы вырезывания. Воспитатель напоминает им, как можно закруглять углы у квадратов или прямоугольников, чтобы получились колеса автобуса или воздушные шарики. Иногда на занятиях аппликацией педагог сначала показывает предмет, игрушку, которые дети рассматривают. После этого они сами могут вырезать и наклеить их изображение. В таком случае воспитатель дает для аппликации небольшие листы бумаги (примерно в половину альбомного листа).
Иногда детям 6 лет предлагается вырезать силуэты кувшина, вазы. Располагая на листе бумаги эти силуэты, ребята наклеивают рядом овощи или фрукты. Получается декоративная композиция. Также можно вырезать цветы (тюльпаны, нарциссы и др.), которые затем наклеивают на бумагу.
Те, кто любит вырезать, делают кукол, другие придумывают узоры для их платьев. Воспитатель помогает советом, предложением. Например, он показывает детям, как можно из сложенной вдвое бумаги вырезать платья.
После занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть свои работы. Если аппликация выполняется на цветном фоне, дети выбирают те работы, в которых вырезанные силуэты предметов красиво сочетаются с фоном бумаги. При этом дошкольники учатся анализировать свои работы. [1, с.122]
Таким образом, конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. При этом, несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
Главными педагогическими условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:
1) использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
2) формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).
В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.
К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающей и доступной ребенку-дошкольнику деятельности, исследователи обычно относят следующее. Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. Внешне игра представлена цепочкой действий, выполняемых для удовольствия (передвижение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения из них постройки, узора, конструкции и т.д.). Каждое из этих действий по своей сути сходно с «игрой-заданием» (А.И. Раев). Исследователь детской игры С.А. Шмаков особо выделяет развлекательную функцию развивающей игры. Он считает, что развлечение в подобных играх и есть поиск. Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил. При этом их нарушение или недостаточное умственное усилие играющего ведут к проигрышу. В самом процессе достижения результата не обойтись без проявления творчества. Направленность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности.
В силу ряда причин развивающие игры особо важны для развития и воспитания дошкольников, нежели детей более старшего возраста. Как известно, дошкольнику свойственно познавать мир, исследуя его. В развивающих играх как раз и имеет место быстрая смена цели и направленности действий, что влечет изменчивость реакций ребенка. Подобные игры следуют за исследовательским поведением ребенка (А.Н. Поддьяков). Интенсивное овладение умственными операциями, логическими приемами мышления, свойственное дошкольнику (на предметном уровне), находит свое отражение в играх. Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А.И. Раев). В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.
В развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности старшего дошкольника в творческих проявлениях (креативности). Современные отечественные психологи В.В. Давыдов и В.Т. Кудрявцев утверждают, что до освоения знаний на теоретическом уровне ребенок воссоздает «образ действительности на основе воображения». Успешное освоение мира ребенком осуществляется, если он делает это «с позиций игры, сказки, сквозь призму опыта собственного “свободного фантазирования”».